Неисповедимы пути Господни. Armenian Home. Продолж

Магда Кешишева
   Главная трудность работы на кухне состояла в том, что у каждой нашей бабули и каждого дедули были свои капризы, пристрастия и требования к еде. Так, каждому во время ланча, в обязательном порядке, подавался овощной салат: салат - летус, помидоры, огурцы, лук, болгарский перец. Что, казалось бы, может быть проще - в большой миске нарезать овощи и разложить по пиалкам! Если бы так!

   Один хочет салат есть из большой пиалы, другой - из маленькой, третий - из тарелки. Одному капусту надо тонко нашинковать, другому - нарезать крупными кусками. Кто - то не любит помидоры, кто - то - огурцы, а некоторые ели только огурцы, которые надо было нарезать прозрачными кружочками и уложить по периметру тарелки. Были такие, кому заправляли салат оливковым маслом, другим - лимонным соком, третьим - специальным соусом - дрессингом. И мы знали вкусы каждого, чтобы - не дай бог - не ошибиться.

   Помимо салата рядом с прибором ставили рисовый пудинг - тем у кого не было проблем с весом или с сахаром, и йогурт - диабетикам и полным. К слову, этот йогурт мы сами готовили. Те же, у кого не было таких проблем ели либо пудинг, либо йогурт. Мы, естественно, знала, кто что ест. Но была одна очень привередливая бабуля по имени Ашхен, которая словно задалась целью мучить работников кухни. Обычно она ела йогурт. Но вдруг она попросила поменять йогурт на рис. Поменяли, конечно. На следующий день поставили ей рис. Она поменяла на йогурт. Так повторялось несколько дней. Я попросила ставить ей и рис, и йогурт, чтобы она сама выбрала, что ей есть. Так и сделали. И дело не в том, что приходится менять ей одно на другое, а в том, что в столовой не она одна и женщины еле успевали всех обслужить, а она еще и отвлекала.

   Вдруг  одна из официанток со смехом говорит мне:
 - Магда, Ашхен тебя зовет.
 - В чем дело?
 - Не знаю, хочет что - то сказать.
 - А почему не сказала, что я занята?
 - А она поймет?!
 - Нашла время!
   Подхожу, улыбаюсь, здороваюсь, спрашиваю, что она хочет.
 - Магда, что это? - указывает она на две пиалы.
 - Это пудинг, а это йогурт. Что вам больше нравится, то и покушайте.
 - Пожалуйста, отнеси пудинг и принеси еще один йогурт.
   Вот так она заставила подойти к ней и что - то сделать.

   Еще заранее клали перед приборами десерт - фрукты. Тут тоже мы знали вкус каждого: кому банан или виноград, кому яблоко или апельсин. Был у нас один Левон, который ел любые фрукты, и мы старались каждый день давать ему что - то новое, чтобы ему не надоедало есть одно и то же. Но никак не угадывали, что ему сегодня дать. Ничего не положить и подождать, чтобы сам попросил, невозможно, т.к. он поднимет крик. И каждый раз он просил поменять, скажем, банан на яблоко или виноград на апельсин.

   В три часа дня всем давали сок. Это было время, когда обитатели Дома расходились кто - куда или сидели в своих комнатах. Чтобы напоить соком всех, надо было с тяжелой тележкой ( на ней стояли разовые стаканы, салфетки, и солидное количество соков восьми разновидностей) ездить внутри помещения - заглядывать в комнаты, солярий, игровую комнату - и выходить в сад. Сами понимаете, что все пили разный сок, и мы знали вкус каждого. Несколько человек просили, чтобы сок дали им в бутылочке.

   По четвергам - это было правило - я пекла два огромных (из 18 яиц) кекса, который раздавался вместе с соком.
   Было еще несколько правил: т.к. Дом был армянский, по субботам готовили летнюю долму ( это голубцы, с фаршем в  овощах - помидорах, баклажанах, болгарском перце, кабачках). Вы уже поняли, что у каждого из наших старичков свой вкус. Естественно, мы не забывали, кому помидор, кому перец и т.д.
   Дважды в месяц готовили армянское - очень вкусное блюдо из курицы - арису и даже - хаш.
   По четвергам в меню непременно присутствовала рыба.

   На Пасху - в невероятном количестве -  красили яйца и пекли пасхальные куличи.
   А Рождество и Новый год отмечали с огромным размахом: Дом украшали внутри и со стороны сада цветами, шарами, ставили елки. Все сотрудники - кроме тех, кто работал на кухне -  одевались в карнавальные костюмы. Но как вкусно пахло у нас на кухне в эти дни! Кстати, вход на кухню был строжайше запрещен всем, кроме нас, работников. Только наш супер заходил, чтобы снять пробу с готовой еды.

   Всем известно, что тараканы - бич Америки. У нас на кухне их не было! Наши уборщики так ответственно работали, мы соблюдали чистоту и порядок, посуда блестела, помимо униформы, мы все были в шапочках. О перчатках уж не говорю: меняли мы их несчетное число раз за смену.

   Периодически к нам приходили с проверкой представители соответствующих служб: проверяли состояние комнат, чистоту и порядок на кухне, пробовали все блюда.
   Приходили  и пожарники: читали нам лекции о правилах поведения в случае пожара и несколько раз, засекая время, просили нас эвакуировать всех обитателей Дома в безопасное место.

   Раз в год я приезжала в Ереван, теряя при этом работу и, конечно, страховку, но ко мне хорошо относились, и, возвращаясь, я снова приступала к работе.

   Говорят - свято место пусто не бывает. Так и получилось: вернулась я как - то из отпуска, и менеджер говорит, что мое место на кухне занято:
 - Магда, сможешь на первом этаже работать? Я помню, как ты себя почувствовала,когда впервые пришла к нам.
 - Смогу. Тогда я никого не знала. Теперь эти старички для меня уже старые знакомые. Я смогу, я постараюсь.
 - Я рада. Если нужна будет помощь, ты не стесняйся, заходи.
 - Спасибо.

   Не было у меня выбора. Я знала, что меня ждет, но были свои плюсы: до дома 15 минут пешком, медицинская страховка, униформа, обувь, еда.Немаловажно было и то, что привыкла я к этим старичкам, и они ко мне привыкли. Даже самые капризные полюбили меня. Дело в том, что в штате  были афроамериканцы, которые работали четко по инструкции, но строго и сухо вели себя. А этим старичкам необходимо было простое человеческое тепло, участие.
   И я смогла.