Секреты тёмной комнаты

Юрий Ткаченко
Многие из тех, чьё детство пришлось на 70-80-е годы прошлого века, болели одной и той же болезнью. Симптомы у всех были одинаковые. Мы средь бела дня закрывались в ванной и сидели там при тусклом свете красного фонаря, шурша листами бумаги. Шаги за дверью вызывали панический ужас, и мы истошно вопили: «Не включайте свет!». Эта болезнь, если её так можно назвать, из далёкого детства у многих переросла в хроническую форму. Мы так и остались фотолюбителями и нас по-прежнему дразнят Шрайбикусами (персонаж из учебника немецкого языка, никогда не выпускающий из рук фотоаппарат).
Для меня первое знакомство с фотографией было совершенно случайно. Соседский мальчишка как-то вынес на улицу «Чайку» - фотоаппарат старшего брата. Желающих попробовать его в деле, кроме меня, не нашлось и мы с энтузиазмом дилетантов начали щёлкать всё подряд. Семьдесят два кадра (именно столько делала «Чайка», на стандартную фотоплёнку) мы отстреляли со скоростью пулемёта и принялись проявлять наши шедевры. Познания наши в химических процессах были столь велики, что мы додумались залить в фотобачок одновременно и проявитель и закрепитель. Плёнку, естественно, загубили – фотоэмульсия просто смылась с основы и нашему взору предстала мокрая прозрачная лента. Каким-то чудом получился лишь один кадр. На нём я запечатлел лошадку, на которой возили продукты в детский сад. Знакомый мой после всех неудач охладел к фотографии, и печатать «портрет» лошади пришлось уже мне одному.
Моё увлечение заметила мама. Она понятия не имела, выйдет ли с этого какой-нибудь толк, но оказывала мне всяческое содействие, тратя на мои «железяки» приличные деньги. Так, я стал счастливым обладателем фотоаппарата «Вилия» и увеличителя «Искра». В качестве маленького отступления. Совет всем родителям – верьте в своих детей. Не пытайтесь в них реализовать свои несбывшиеся мечты детства. Мы (взрослые) считаем себя умными и мудрыми всезнайками, но давайте вспомним добрую сказку. Столяр Джузеппе видел в полене лишь ножку для стола, шарманщик Карло в деревянной кукле – помощника, но только сам Буратино знал, чего он хочет и, хотя набил немало шишек, достиг своей цели. А друзья и взрослые ему лишь помогали на этом пути.
В мир фотографии я погрузился с головой, но очень не хватало специальных знаний. Спросить было не у кого, книги практически отсутствовали, а которые были в библиотеке, описывали фотопроцессы 30-50-х годов. Согласитесь, трудно понять устройство современного автомобиля, если перед вами трактат о том, как правильно надевать сбрую на лошадь.
И опять на помощь пришла моя мама Валентина Андреевна. Она отвела меня в фотокружок Дома пионеров (я даже и не подозревал о существовании такого). Надо отметить, что в то время интересных и полезных кружков для подростков было много. Фото, радио, судо  и авиамодельный – выбирай и дерзай. Фотокружок в Доме пионеров был сильный, с хорошими традициями. Первые победы юных фото- и кинолюбителей ведут свою летопись с далёкого 1966 года. И это не случайно, ведь руководили им творческие люди. Владимир Сергеевич Санкин, Анатолий Иванович Царёв, Фёдор Сергеевич Тюленёв…
Таких как я, желающих, но ничего не умеющих, у нашего руководителя Сергея Тимофеевича Ракоеда было несколько групп. Научить нельзя, можно только научиться. Те, кто хотел сиюминутных результатов, долго не задерживались. Но, «прижившиеся», вроде меня, не могли поверить свалившемуся на их голову счастью. Ведь ни плёнки, ни денег, ни времени на нас не жалели! В нашем распоряжении был десяток фотоаппаратов профессионального уровня, современное оборудование и очень хороший наставник. Сергей Тимофеевич не лепил из нас себе подобных, не давил авторитетом, а помогал поверить в себя, раскрыть свои таланты. Мы много практиковали. Фотографировали людей, события, природу, архитектуру. Бывали и казусы. Так, один из кружковцев зимним днём фотографировал улицу Октябрьскую. Не успел он сделать несколько снимков здания райкома партии (ныне суд), как к нему подошёл улыбающийся дяденька и попросил фотоаппарат. Через минуту плёнка была засвечена, а пацану прочитана лекция о международном положении и военной тайне. Но, это скорее издержки профессии. Приятных моментов было намного больше. Наши фотографии украшали школьные стенгазеты и стенды, в огромных окнах-витринах кинотеатра «Космос» на всеобщее обозрение выставлялись лучшие снимки кружковцев. Участвовали мы и в областных конкурсах. Диплом за победу в одном из них я храню как самую дорогую реликвию.
К сожалению, в 90-х техническое творчество школьников оказалось без государственной поддержки. Я это прочувствовал на себе, когда в 1995 году вернулся в Дом пионеров (тогда уже ДДЮТ) уже в качестве руководителя фотокружка. Жизнь изменилась, и требовалось техническое перевооружение, новые современные средства обучения, но средств на это практически не было. Добили фотолюбительство, на мой взгляд, «двоё из ларца» - фирмы «Кодак» и «Полароид». Зачем чему-то учиться, когда можно просто кнопочку нажимать, а всё остальное сделаем за вас мы? Три года попыток выжить на энтузиазме ни к чему не привели. Тёмная комната с табличкой на дверях «Фотокружок» прекратила своё существование. После капитального ремонта здания Дома творчества заветную перегородку, когда-то защищавшую фотоматериалы от света демонтировали, а фотоаппаратура теперь в экспозиции музея образования.
Бурное развитие цифровых технологий сегодня, казалось бы открывает новые горизонты для творчества, но произошёл, если хотите, слом сознания. Селфи для «Инстаграм», сделанное мобильным телефоном – предел полёта фантазии, увы, для очень многих. Фотоаппарат интересует только как источник добывания денег. Моя очередная попытка возродить в городе работу детской фотостудии столкнулась с меркантильностью современных тинейджеров. Их, как гангстеров из фильма «Приключения Электроника», больше всего интересует та заветная кнопка на фотоаппарате, нажимая на которую легко «срубить бабки». Да и само слово «фотограф» сейчас повсеместно встречается лишь в связке с другим – «свадебный».  Но у каждого минуса всегда есть плюс. Далеко не все, глядя в видоискатель фотоаппарата, видят лишь деньги. Могу смело констатировать в Карасуке много фотолюбителей, в том числе и совсем юных. Им интересны красоты природы, городские виды, человеческие эмоции. Правда, они стесняются своего увлечения и держатся в тени. Стараюсь помочь им поверить в свои силы. Кстати, именно фотолюбители сделали городу в прошлом году серию подарков. Объединившись, они безвозмездно отсняли торжества, посвящённые 70-летию Победы и 100-летию Карасука. Эти фото- и видеоматериалы переданы в краеведческий музей.
А тёмная комната всё-таки есть! Загляните в один необычный класс Детской музыкальной школы Карасукского района. В нём нет ни музыкальных инструментов, ни нот. В руках учеников карандаши, кисточки,  бумажные листы и... песок.  Вместо нотной грамоты  ребятишки с усердием изучают секреты анимации, ведь это -  класс детского мультипликационного  кино «Семирамида». Юные мультипликаторы старательно, как по нотам, делают раскадровку своих произведений и это у них очень неплохо получается.
Фотография не стала моей профессией, но детское увлечение служит мне (а я ему) верой и правдой и по сей день. Когда я выигрываю в каком-нибудь фотоконкурсе (бывают и такие приятные моменты), то неизменно достаю из старого альбома свою первую фотокарточку, тот самый «Портрет неизвестной кобылы» и с теплотой вспоминаю тусклый красный свет фотофонаря, запах реактивов и то ощущение восторга от проявляющегося на твоих глазах снимка.