Поездка в Годеново

Виталий Евграфов
ПОЕЗДКА В ГОДЕНОВО

     В 2003 году матушка Еротиида, настоятельница Николо-Сольбенского монастыря, попросила меня какое-то время поработать у них. И вот, как-то отвозя одну из паломниц, услышал от неё о годеновском кресте. Пока мы ехали, она настолько увлекла меня чудесными рассказами о нём, что я, вздохнув, сказал: «Как бы и мне хотелось туда попасть». «Господь всё устроит, ты только попроси», – с уверенностью утешила она.
     Я даже не представлял, где это Годеново. Может, на краю света? И, помолясь про себя, подумал: когда-нибудь съезжу.
     Стояла снежная зима. Кругом леса. Молитвенная тишь. Тихий монастырь. И ощущение – что вся природа застыла в благоговейной молитве, и Бог через мои же уши, мои глаза, мои чувства и слышит, и видит мои нужды.
     На следующий день вдруг ко мне подходит отец Валерий, служивший в монастыре, и говорит: «Мне завтра нужно ехать на праздник (сейчас я уже и забыл какой), будет много архиереев, а у меня нет прав, не отвезёшь ли меня на моей машине?»
     – Батюшка, а как же вы ездите без прав? – спрашиваю я.
     – А зачем в деревне права? Это в городе они нужны! Можешь править машиной, нажал на газ – поехал! – удивлённо-добродушно усмехается он.
     – Хорошо, – вынужденно соглашаюсь на эту железную логику.
     И вот, рано утром он забрал меня в монастыре, не спеша доехал сам до трассы, а там уж я пересел за руль.
     – Куда, – спрашиваю, – едем?
     – В Годеново.
     Я изумился:
     – А я только недавно молился, чтоб Господь устроил мне эту поездку, и вот Он услышал!
     Еду по трассе, догоняю грузовик, который стал притормаживать на повороте. Я спокойно кладу ногу на тормозную педаль, нажимаю, но машина, едва сбавляя ход, катится. Я быстро хватаюсь за ручник, чтоб замедлить ход, а отец Валерий мне:
     – Да, забыл сказать: тормозов у меня нет – колодки сносились, поэтому езжай аккуратней, особо не разгоняйся, держи дистанцию…
     От таких инструкций мне немного не по себе стало.
     – Батюшка, а как же вы ездите без тормозов? – удивляюсь я.
     – А зачем в деревне тормоза? Это в городе они нужны. Наехал на кочку – остановился! – невозмутимо отвечает он и даже немного подсмеиваясь надо мной – таким педантом.
     Что ж, делать нечего: раз выехали – ехать надо. Вспомнил весь опыт езды без тормозов, в водительской практике такое у меня бывало не раз: как-то километров 700 без тормозов ехал на буксире – друг попросил старый легковой автомобиль оттащить в Чувашию на запчасти.
     Осень, сырость, вечер, холод, электричества нет, стеклоочистителей нет, двигатель не работает, а тормоза, без работающего двигателя тоже почти не работают. Сунул два маленьких фонарика вместо лампочек в корпуса задних габаритных фонарей. Друг на грузовой «Газели», я на гибкой сцепке.
Тронулись, хотя я понимаю, что только тронутый может так ехать. Но друг уговорил: кроме тебя, говорит, надеяться не на кого, а тебе Бог всегда помогает, он твои молитвы слышит, поэтому я с тобой не боюсь ехать – и ты не бойся, доедем: Бог тебе поможет! Ты только не забывай молиться!
     Едем. Скорость под восемьдесят – это то ли друг за рулём засыпает, то ли он в темноте да тепле, задрёмывая, скорости не чует. Слышу – то одно у меня под машиной что-то отвалится, и с металлическим звоном скачет вслед, отставая, по асфальту, и затихая вдалеке, – то другое, то замок руля заклинило и машину потянуло вправо на обочину – в кювет. Слава Богу, тут началось плавное ответвление дороги, да и зад машины друга потянуло в сторону и он остановился. Выскочил друг, ругается: ты куда на боковую дорогу едешь? Твоё дело – ехать за мной! Говорю:
     – Руль заклинило.
     – Да не может такого быть! Машина нормальная была! Это когда-то она битая была, но я купил, починил, ещё пять лет ездил. И десять лет вот верой-правдой стояла во дворе. Что с ней могло случиться?
     Но поехал уже помедленней.
     И всё же на трассе попался светофор, который включил красный свет прямо перед нами. Друг начал тормозить, я тоже, но всё равно залетел под его кузов. Капот помял, но это ерунда: всё равно машина на запчасти. Поехали дальше. Друг забылся, что надо плавно трогаться, дёрнулся с рывка, трос и оборвался. Друг уехал, только задние огни я и видел, да искры от волочащегося по асфальту троса. Схватился я за телефон, что друг оставил на случай, да как включать – не знаю. Тогда только мобильные телефоны пошли, а я его не завёл. И друг-то в спешке забыл объяснить, что да как. Просидел я в машине около часу, замёрз, смотрю – друг возвращается, опять ругается: почему не звонил? Говорю: «Не знаю как». «Ну и дярёвня!» – недоумевает друг.
     Перецепили трос, едем дальше. Уже глубокая осенняя ночь. Начался дождь. Я еду, одной рукой держу руль, другой – щётку стеклоочистителя, вытянув руку в открытое окно и протирая забрызгивающееся стекло. А меня холодный ветер, холодный дождь бодрят и только молиться непрестанно заставляют к Божией Матери и к своему духовнику, иеросхимонаху Сергию: «Матерь Божья, батюшка Сергий, помогите доехать до места, а там пусть машина хоть развалится!»
     Никогда я не молился так непрестанно и напряжённо около 12 часов. Когда доехали до места, я хотел открыть заклинивший капот багажника, куда положил кое-какие вещи, посильнее навалился на него и зад машины упал на землю. Все удивлялись – как же доехали?..
     С отцом Валерием тоже было дело: когда он приобрёл старенький грузовик без тормозов, и я его буксировал на гибкой сцепке – потихоньку, внатяг.
     – Жёсткой сцепки нет, как-нибудь с Божьей помощью дотащим. Ты, главное, не гони и не тормози. Сегодня выходной, дорога везде пустая, – вдохновлял отец Валерий.
     Едем, зима, оттепель, дорога скользкая. Я тащу его на «53-ьем газончике». Скорость небольшая, ехать нам километров 50 – можно сколько раз «Богородицу» прочитать!
     Вижу, как на одном из крутых поворотов на приличной скорости нас обходят новенькие «Жигули», но водитель не справился с управлением, и его машину на скользкой дороге стало разворачивать и заносить на меня. Я торможу качками – ну, думаю, всё: отец Валерий сейчас в меня врежется сзади, ладно хоть скорость малая, сильно себе «морду» не помнёт. Но ругаться будет. «Жигули» развернуло перед носом моей машины, выкинуло с дороги, и он, как игрушка, подняв тучу снежной пыли, перевернулся, подпрыгивая, через бок два раза по мягким сугробам, и встал на колёса у толстенных вётел, растущих метрах в 30 от дороги.
     Отец Валерий выскочил – и, не понимая ничего, накинулся на меня:
     – Ты что, ошалел! Я чуть в тебя не врезался, пары сантиметров не хватило! Почему на пустой дороге без дела тормозишь?
     – Видишь, – показываю, – вон «Жигули», его занесло, мне пришлось тормозить, иначе у нас была бы авария.
     Мы подбежали к машине, на удивление не помятой, кроме разбитого бокового водительского стекла. Пьяный водитель, хорошо, что пристёгнутый, смотрит на нас с недоумением мутными глазами и, еле вяжа лыко, спрашивает:
     – А вам что надо? У вас что-то случилось?
     У отца Валерия глаза на лоб полезли:
     – У нас?.. А у вас? Пить надо меньше! И как это можно пьяным по дорогам ездить!
     Водитель немножко подумал, приходя в себя, и с возмущением отвечает: а что, мол, тут такого? – это в городе нужно ездить трезвым! А он всего-то был на дне рождения "у куме" в соседней деревне, ну и теперь ехал домой. Да и по деревенским дорогам редко кто ездит, и вообще – мы-то чего тут разъездились? Создали пробку – своей колонной закрыли ему обзор дороги!
     Я стал успокаивать батюшку:
     – Отец Валерий, человек только что родился заново на свет, вон, слышишь, – и логика у него заработала, ему сейчас самое время о Боге сказать, а не мораль читать.
     Тут отец Валерий, вспомнив о своей миссии проповедовать падшему человечеству о Спасителе, сменил гнев на милость и стал объяснять этому водителю о любви Божией, как Бог пожалел его и этим случаем призывает к Себе – не на небеса, а в церковь.
     Водитель – видно, по доброте своей душевной, – тоже сменил гнев на милость и охотно простил нас за эту аварию, за разбитое боковое стекло – плату за двойное сальто-мортале, но с условием, чтоб мы вытащили его машину на дорогу из сугробов.
     Отцепили мы трос от буксируемой машины, зацепили «Жигули», вытащили. Отец Валерий благословил водителя благополучно доехать до дому, тому оставалось до своей деревни всего около километра, и тот обещал поставить большую свечку за чудесное спасение, покаяться и ходить в церковь…
     Короче говоря, доехали мы без приключений до Годеново. Там мы и причастились, и приложились к Животворящему Кресту.
     А назад мы, с отцом Валерием, ехали радостно-воодушевлённые, совершенно не сомневаясь, что помощь Божия с нами, и в дороге ничего не случится.
     А впрочем, отцу Валерию без Божией помощи – когда нет ни прав ни тормозов – ни за что бы не ездить уже который год.