Явление перед грешником

Владимир Шешуков
   Из старого запорожца вышел высокий, стройный парень и достал из кофра фотоаппарат.
   - И всё-таки я добрался до этого места. Какая великолепная панорама. Из-за большой облачности разумно было  бы использовать оранжевый светофильтр, - подумал фотолюбитель. – Какая же сила привела сюда. Ведь пришлось ехать и в тракторе, и в туристическом автобусе. Но больший путь прошёл ведь пешком! Прекрасная возможность прочитать обетованную молитву: «Отче наш, Иже еси на небесех!»
   Начал медленно накапывать дождь. Уже в третий раз  молитва эхом проносится по периметру небольшого участка склона горы. Одинокому путнику почему-то захотелось посмотреть на молодые ростки фундука. Кусты зашевелились, и из них кто-то стал выходить.
   Слегка с наклоненной головой, держа посох в правой руке, не спеша, шёл загадочный призрак в десяти метрах от странствующего человека. Через некоторое время таинственный образ монаха скрылся в мокрой листве.
   - Но что это со мной? Хочу его позвать  и остановить, но не могу!
   Так с минуты три, в полном оцепенении пытался что-то сказать "дервиш", но так и не смог.
   - Ну, хватит! Пора идти домой. И почему должен здесь стоять, как парализованный и мокнуть под дождём? Сегодня двадцать седьмое сентября. Завтра ведь надумал креститься в Апшеронске.
   Пастух  возвращался из леса на придорожную опушку. В соседнем, давно списанном от монтажной организации вагончике, он увидел дым, и решил проверить, кто мог там находиться?
   Зайдя в задымленное помещение, увидел у костра туриста сушившего промокшую куртку.
   - Эй, друг, пойдём ко мне в передвижной балаганчик, там и обогреешься! Здесь  ничего жечь не надо, можешь сделать пожар.
Возле двери валялись: конская сбруя и длинный казачий кнут. На буржуйке стояли: закопченный чайник и котелок, в котором варилось мясо. В маленьком, но уютном домике царил сплошной хаос.
   - Если бы не Вы, Николай, не знаю, что и думал бы в продымленном, заброшенном, трухлявом вагоне. Во время моросящего дождя видел то ли образ человека, то ли по-простонародному – приведение.
   - Зачем пошел один в горы? – спросил хриплым голосом небритый хозяин, - и начал подлаживать дрова в печь.
   - На плато Лагонаки пришел в первый раз. Год назад, когда заработал на Всесоюзной стройке деньжат, дал себе обет, что перед крещением должен прийти на какую-нибудь гору и прочитать несколько молитв. До этого заинтересовался библией, из которой много чего понял, где в жизни ошибался, а где нет. Хотя много непонятного есть в священном писании. Хочу креститься в Родном крае. Меня ведь родители не крестили в детстве. Но зато родился в рубашке! Знаю, что есть еще нареченная мать и отец, но их знать не знаю. Уезжая с Казахстана, даже не взял благословление у родителей.
   - Благословление лучше получить от крещёных родителей. Они у тебя крещёные?
   - Отец нет, а мама – да.
   - А я брат работаю  здесь по найму с Армавира. Напарник недавно уехал в город. Сейчас один  слежу за стадом. Какая у тебя фамилия, может, знаю.
   - Абакумов.
   - Нет, не слышал о такой.
   - Не страшно ночью? – спрашивает фотомастер, - снимая промокшую, джинсовую куртку для просушки.
   - Да нет. У меня есть немецкая двустволка. Сегодня вот опять не удалось пристрелить волка. Он давно крутиться возле стада. Вот шакалы, бывало, спать не дают, но ко всему привыкаешь. Давай обедать. Садись за стол и накладывай говядину, сколько душа пожелает. 
   - Как только дождь прекратиться, пойду дальше. Хотелось сегодня попасть домой. Завтра выходить на работу, - сказал Абакумов вытянув с чехла большой охотничий нож и ловко насадил на его острие пару больших кусков мяса. Затем аккуратно положил их на тарелку, где уже лежали хлеб и чеснок.
   - А зачем тебе эта полынь?
   - Я ей растапливаю печку. Да ты знаешь, когда-то, недалеко от нас здесь была Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Сейчас монастырь заброшен и нуждается в ремонте. Поэтому, есть простое объяснение того, что ты видел. Быть может, явление монаха? Наверное, святой дух подсказал тебе, что встретишь в дороге пастуха, который даст кров в ненастную погоду. Этот знак для тебя послан с добротой. Ведь призрак монаха был в белом одеянии.
   - Да.
   - Одному лишь Богу известно, что он в будущем готовит для людей. Мир полон горемыками и счастливчиками...
   Слышал от одного брата, что схимонах Виталий (в миру -Василий Фёдорович Расторгуев) на Святой горе, в Афоне, познакомился с келиотом Иеромонахом Мартирием, выходцем из России. Расторгуев рассказал ему о странствии по Западному Кавказу. Тогда и возникла идея создания монастырской обители на Кавказе на собственные средства. Взяв себе в спутники из афонской братии иеромонаха Маркиана и отца Валериана, отец Мартирий (в миру Мартин) двинулся прямо на Кавказ, к долинам и к лесным массивам гор, о которых рассказывал,  о. Виталий.
   После долгого и утомительного путешествия, они благополучно добрались до дикого, пустынного места. И так были поражены и очарованы великолепием окружающей местности, что в молитвенном восторге запели: «… да воссияет и нам, грешным, Свет Твой, присносущный, молитвами Богородицы Светодавче, Слава Тебе!»
   - Часто заходят сюда туристы? – спрашивает гость, при этом, не спеша, наливает в кружку чай.
   - Нет, не часто. Многие с большими рюкзаками проходят мимо. Заходят тогда, когда есть необходимость узнать правильный ориентир в дороге, либо, просто хотят укрыться от непогоды.
Переждав дождь, путешественник взял вещи, поблагодарил хозяина за гостеприимство и отправился в обратный путь.
  Пройдя Азишскую пещеру, таинственный дервиш, сел в попутную Мазду...
  - Обычно  не останавливаюсь, - сказал водитель, - вижу, что с фотокамерой шагаешь, вот и тормознул. Я ведь тоже работаю в пещере фотографом, а по штату – дизелистом.
   Выйдя из машины, усталый странник отправился в шумное общежитие, где  после скромного ужина, крепко уснул.
 
ЭПИЛОГ.
 
   На другой день Абакумов посетил православную церковь в родном городе, где и крестился в простом одеянии, получив от  прихожей сестры небольшое белое полотенце, и купив в лавке медный крестик...
   Через две недели Абакумов женился!
               
Дата написания фотоэссе: 22.03.2001 год.
Фото - эксклюзив автора © .(сканирование с фото, есть негативная плёнка)