выбор

Валерий Кувшинчиков
возле входа в продовольственный супермаркет на позволительном расстоянии от входных дверей на инвалидной коляске сидел безногий. Лицо припухшее, шапка невнятная на голове, куртка и завернутые в области отутствующих голеней обеих ног джинсы были не первой свежести, явно со стиральным порошком давно дружили. Ног у него не было до колен. Он сидел, покуривая сигаретку, на коленях лежала кепка. Он всматривался в глаза проходящих людей, иногда вопросительно кивал головой, как бы приглашая принять участие в его жизни и подкинуть денег. Было холодно, какие -5-7 градусов. Люди проходили мимо, стараясь не смотреть ему в глаза. Кто-то останавливался и кидал денег.
На площадке недалеко возле дорогих машин - Мазда 7 и Мерса стояли две 30-35-летние довольные собой женщины. Яркая косметика, соляриумный загар, одежда - все показывало достаток. Они хихикали, шутили, явно стараясь продемонстрировать всем свою знАчимость, свою вызывающую и пренебрежительную яркую внешность. Было понятно - напыщенные, пустые тетки. Курили, сквозь полуоткрытые губы пуская дым.
Город жил.
Рядом с ними стояла девочка лет 5-ти. Хорошенький, красивый, естественный ребенок с искренне открытыми глазами. В варежках, в темно-коричневой дубленочке. На такой же дубленистой шапочке были прикреплены проволочные рожки, и она выглядела как маленький олененок с ясными и честными глазами.
Ей было скучно, она увидела инвалида и  понемногу приближалась в его сторону. Встала в 1,5 метрах от него и наблюдала. Инвалид видел ее, но бросив взгляд на ребенка, не показывал никаких знаков, соблюдая дистанцию между собой и ее явным статусом.
Девочка смотрела долго, как рядом шли люди, как кто-то ложил деньги в кепку.
-ты давно здесь сидишь? - вдруг спросила она.
Мужчина растерялся. Его мало кто спрашивал о чем-либо.
- да давненько - ответил он удивленно.
- а кто тебе ноги отрезал?
Мужик задумался. Чтобы особенно не лгать ребенку он сказал просто -  да болел, доктора и отрезали.
- а кто тебя возит? ты как в автобус входишь? - спросила девочка.
- я уже не езжу. Живу рядом.
Девочка задумалась.
-так ты никогда не катаешься на велосипеде?
-катался, когда маленьким был.
-а когда вырос?
- я уже не помню- ответил мужчина. - Многое было. Велосипед. Пиво. Шашлыки. Копании. Вот так и получилось.
- а тебе болят ноги?
-ну да - ответил.- Смешно, но щекочет пятки, особенно когда мой кот на коленях сидит. Знаешь - какой у меня классный кот. Я вот денег заработаю и поесть ему куплю. А пяткам- щекотно - и улыбнулся.
Зубов явно не хватало, улыбался он искренне, с какой-то детской непосредственностью. Девочка, увидев его улыбку, улыбнулась в ответ.
- а ты знаешь- у меня собака есть дома. И игрушка любимая- большой медведь. Я его Филей зову, я с ним сплю. А еще я люблю мультик " Король Лев". Правда он грустный, но я все равно его люблю. Ты видел мультик?
- это там, где Лев-отец погибает? да? точно - вдруг наморщив лоб, проговорил мужчина. Точно видел!!! кода еще нормальный был. Ну - или почти нормальный. Я с сыном в кино ходил, помню. И Лев такой добрый. Да - с сыном. ...сынок....- вдруг нахмурившись проговорил он.
Мужчина замолчал. Поник как-то головой и сжался.
- а где твой сын, он большой?
Мужчина не сразу ответил. Задумался. Посмотрел на девочку- как бы это ей деликатно обьяснить - что с сыном.
-ты знаешь - он отравился. Его нет на Земле. Он как Король Лев- на небесах. Он отравился плохими лекарствами. Вот сейчас наверху и смотрит на нас - как мы с тобой разговариваем.
Вдруг мужчина начал что-то искать в своих карманах и вытащил оттуда в смятой бумажке конфетку.
-  будешь? - тихо спросил он.
Девочка, оглянувшись на маму, тихо ответила шепотом- буду!.
Осторожно взяла конфету в руку и быстро положила в карман дубленки.
- ты добрый - и улыбнулась.
и спросила - а завтра ты будешь?
- а что тебе привезти?
- ничего не надо- улыбнулся инвалид. - Ведь мы друзья. Ты согласная быть моим другом? - спросил он улыбаясь.
- да, давай будем друзьями! а как тебя зовут?
- Иван - ответил легко мужчина- и в глазах его появилась радость.
Вдруг послышался голос. "Лера!!" - громко позвала одна из мамочек. - Иди сюда, что ты там делаешь с этим типом?
Девочка продолжала смотреть в глаза мужчине. Она стояла и не двигалась. Женщина, не дождавшись реакции ребенка, пошла в сторону инвалида.
Она подошла к девочке и почти не взглянув на мужчину в коляске взяла ее руку. Девочка стояла не двигаясь. Она сжалась и продолжала смотреть в глаза мужчине. Что происходило в ее душе и происходило ли - можно только догадываться. 
Женщина почувствовала детское сопротивление. Она внимательно посмотрела на девочку.
Девочка в этот момент негромко выговорила - Мама...Он без ног... и ему щекотно в пятках... У него кот есть и сын умер. - но проконфетку она промолчала.
В ее глазах было напряжение эмоций и чувств, которых она еще пока не осознавала.
Увидев ее глаза женщина первый раз посмотрела на инвалида внимательно и серьезно. Она смотрела ему в лицо, на его руки в перчатках с обрезанными пальчиками. Инвалид взглянул на нее и перевел взгляд в сторону.
Женщина опустила взгляд на ноги ниже колен, еще раз посмотрела в глаза инвалида и вдруг сказала - меня зовут Катя, а дочку - Лера- и улыбнулась настоящей искренней улыбкой,
- как это вас угораздило?
Мужчина, не задумываясь, ответил - пиво, алкоголь, наркота, убитые вены, гангрена, отрезанные ноги - и убитая жизнь. Вот так - получилось.
- угостите сигареткой?
Женщина достала пачку дорогих сигарет, вытащила полпачки и положила в кепку. Мужчина взял сигарету, женщина достала зажигалку и, наклонившись к инвалиду, зажгла огонек.
- о, какой запах! - откинувшись на спинку инвалидного кресла и от удовольствия прикрыв глаза прооговорил мужчина, расплываясь в счастливой улыбке.
Женщина достала из кармана деньги, но инвалид увидел ее жест и резко отвел ее руку и проговорил - Нет, нет, мы друья, у друзей милостыню не берут.
Растерявшись женщина отдернула руку. Девочка наблюдала этот диалог и молчала.
Женщина взяла девочу за руку и проговорила - мы можем идти?
Девочка взглянула на маму и кивнула головой.
- а он всегда будет без ног? - спросила она маму, и увидев молчаливый кивок - склонила голову в огорчении и медленно пошла в машину.
Возле  машины они обе обернулись. Девочка, веселея, помахала рукой, женщина кивнула - и они уехали.
Инвалид, подняв подбородок, медленно и с явным чувством успокоения и достоинства  затягивался сигаретой, выпуская дымок вверх, наслаждаясь жизнью. Он сидел спокойно, а люди, озлобленные, жадные, мелочные скользили мимо как тени и лишь изредка из толпы отделялся один- другой настоящий, который не задумываясь ложил деньги в кепку.
И не важно было - на что он потратит деньги- на еду для кота, на дешевую выпивку   или на кусок колбасы на ужин себе.
Вся его жизнь - на коляске и без ног. Навсегда.