Не знает никто

Саша Шатров
НЕ ЗНАЕТ НИКТО
Тема размышления от 29 ноября, 2015

«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (От Матфея 11:27).
Эти слова Христа открылись для меня глубже и обрели цвет как детская черно-белая раскраска в руках маленького художника, с той поры, как я сам стал отцом. До этого же были в меру понятны и знакомы, но не притягивали моего внимания особенным образом. 

А ведь сказанное действительно верно… Попробую пояснить, что же меня так привлекло в этих словах, на примере вашей семьи, хотя нет, позвольте, я предложу свой пример, не в том смысле, что с меня стоит брать пример, но вот например… Даже мои родственники не знают меня так, как знает меня мой сын. Таким, каким знает меня он – не знает никто, точнее сказать, знают отчасти, фрагментарно, собственноручно дорисовывая мой портрет в своем воображении. Никто меня не видел играющим на детской гармошке минорные мелодии и моего выражения лица при этом действии, никто не видел скачущим галопом на гимнастическом мече под самурайские напевы, когда я достаю нечто похожее на меч из нечто похожего на ножны и протяжно восклицаю: «Шашки наголо» и… никто не видел, кроме сына (еще видела моя жена, но, если бы не сын, то вряд ли ей довелось увидеть меня таким). Дело в том, что таким я могу быть только наедине с ним, если рядом с нами будет кто-то еще (кроме моей жены или мамы), то я не смогу оказаться таким, каким знает меня мой сын.
Конечно, я перечислил некоторые проявления несерьезности, дозволительные в игре с детьми, но, предполагаю, вы со мной согласитесь, если я скажу, что все наши глубинные черточки характера и особенности поведения, а также реакции на определенные жизненные ситуации – может знать, лишь, самый, самый, самый близкий человек.

Когда сын подрастет, думаю, я уже не стану скакать перед ним на мяче с «шашкой наголо», но, тем не менее, он будет знать мою внутреннюю сущность, мой характер, будет знать, что я люблю и что мне неприятно, будет знать меня таким, какой я в действительности буду на тот отрезок времени. Если сын захочет, то сможет рассказать обо мне… Например, кто-то скажет ему про меня: «Да ведь твой отец такой серьезный, молчаливый, брови хмурит и зевает…». Сын очень удивиться данному описанию, поскольку имеет более полное представление обо мне, образно говоря, - знает убранство дома, скрывающееся за внешним фасадом. Если сын захочет, то расскажет собеседнику (своему другу) о том, какой я есть в действительности, но при условии, что тот пожелает узнать, проявит интерес и неподдельное любопытство.
Но только вот… друг сына вряд ли сможет воочию увидеть меня таким, каким знает меня мой сын, не увидит, но сможет явно представить меня настоящего. Интересующийся сможет увидеть черты моего лица в лице сына, да, цвет глаз у него другой и, возможно, темперамент будет отличаться от моего, но в нем можно будет увидеть мои ценности, основополагающие черты характера – то, что передается от отца к сыну, еще можно будет увидеть мою походку и манеру говорить…

В одном странном фильме (странном, потому что начальная сцена имеет неоднозначный, двоякий смысл) показаны очень близкие взаимоотношения отца и сына, словно авторская визуализация слов Христа «Я и Отец – одно» (От Иоанна 10:30). Сын – юноша знал своего отца лучше всех, так как знал его он, не знал никто. В одной из заключительных сцен отец и сын стоят вместе на крыше дома… Сын садится  на плечи отца, как в детстве, не то чтобы он каждый день это делал, но вдруг захотел и отец позволил, заметив при этом, что тот уже не маленький. Находясь на плечах отца, сын замечает соседского паренька, который так же сидел на крыше за вентиляционной трубой, держа в руках рыжего котенка. У парня не было отца – только мать и рыжий котенок. Сын спускается с плеч своего отца и зовет юношу  по имени, приглашает подойти к ним. Парень оказывается рядом с отцом и сыном и рыжий котенок на его руках. Сын стоит между отцом и подошедшим юношей.
- Знакомься, Саша – это мой отец – он мой лучший друг. Юноша смотрит на отца, отец приветливо смотрит на него. Сын положил правую руку на плечо отца, обнимая его, а левой рукой обнял Сашу. Быть вместе с отцом и сыном, просто стоять близко, чувствуя тепло руки на плече – все это оказалось так хорошо и с ними юноша уже не чувствовал себя сиротой. Смотря на отца, и находясь рядом с сыном, юноша начинает плакать и, прижимая к груди рыжего котенка, говорит сквозь слезы: «Можно я тоже с вами буду…»

Иисус правой рукой обнимает Бога-Отца, а левой – подошедшего к Ним... «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» - из этих слов Христа, становится понятно, то, что Бога-Отца может открыть нам лишь Его Сын – Иисус, открыть без искажения. Но как это возможно? Христос говорит: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (От Иоанна 14:7) и на просьбу своего ученика показать им Бога-Отца Он ответил так: «Видевший Меня видел Отца…».
Выходит, если я пытаюсь познать бога без Иисуса Христа, обходя Сына стороной, то пре сильно рискую нарисовать в своем воображении Его ложный образ, опираясь на свои, либо чужие субъективные духовные переживания. Без Сына я не смогу увидеть и узнать Бога-Отца. Не принимая Сына, я по прежнему буду представлять себе бога «молчаливым, хмурящим брови...» или каким либо еще…

Узнать истинные черты Бога, Его характер, узнать, что Он любит, а что Ему ненавистно, как Он относится к человеку – все это можно узнать через Божьего Сына и в Нем, ведь именно Иисус был с  Отцом «от начала». Узнав Сына, узнаем и Отца. Для добрых, но поверхностных отношений, будет вполне достаточно воскресного чаепития, раз в неделю за общим столом… Но чтобы узнать Сына таким, каков он есть, нужно жить вместе с Ним, трудится вместе, мечтать вместе, спрашивать о том, что не понятно в Его словах, как расспрашивали Его ученики когда не понимали смысл сказанного, а Он каждый раз разъяснял им. Пребывая с Иисусом каждый день, через время становишься похожим на Него, а значит похожим на небесного Отца, Которого «…не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна 1:18).