Легенда о Слепых Богах. Том 5 - Глава 10

Ксения Лазорева
 Глава 10 - В глубине
  Часть 1
  Залетев в спальню и быстрым шагом подойдя к гардеробу, Сай наугад выбрал первое попавшееся дорожное платье. А через полчаса одинокий всадник выехал из столицы в направлении заката. Жители Виеры были народом крайне безразличным ко всему, что не касалось их лично, потому, провожая взглядом богато одетого конного, они не преминули заметить длинные, светлые пряди, свисающие из-под глубокого капюшона, но тут же забыли обо всем, едва всадник промчался мимо. Городская стража же вообще мало интересовалась теми, кто выезжал, полностью сосредоточенная на прибывающих в столицу Астала.
  Солнце лениво скользило по небосводу, время приближалось к четырем часам. Жара стояла такая, что воздух над гравийной дорогой плыл, образуя причудливые миражи. Местность к западу от города - так называемая морская дорога в Ивару - была довольно оживленной. Городки и селения составляли единую протянувшуюся на несколько десятков километров цепь.
  В основном здесь расположились мастерские, цеха и торговые представительства - естественно, раз это был путь, связующий политическую столицу с главным торговым портом страны. Правда, в последнее время торговля упала почти вдвое, с тех пор, как Завеса отрезала северные регионы от Юга. Но торговый народ не играл себе в убыток. На днях уже пришла пара прошений о возможности организовать морские караваны на Острова Плеяды - так назывался архипелаг, заселенный выходцами из Ксанады и Астала, в основном свободными первопоселенцами. Они жили обособленно, но весьма преуспевающе в паре сотен километров к западу от Ивары.
  Будь это настоящая инспекционная поездка, как задумывалось, Сай бы непременно посетил Ивару и встретился с представителями этого удивительного народа - не астальцы и не ксанадцы, а культура, смешавшая обе. Но сейчас он сделал широкий крюк, огибая форт и съезжая на более узкую колейную дорогу, ведущую к взморью - так называемая 'тропа контрабандистов'. Она вилась вдоль всего побережья, вплоть до ксанадской границы.
  Оживленные места остались позади, и по сторонам дороги росли лишь одинокие группы оливковых деревьев да чахлые кустики травы. Лавровые рощицы давали слабую тень, где Сай пару раз останавливался отдохнуть от немыслимой жары. Пренебрегая осторожностью, король скинул плащ и подставил разгоряченное лицо слабым дуновениям бриза.
  Время приближалось к половине шестого вечера, когда на горизонте наконец показалась полоса моря. Хотя обстановка выглядела крайне миролюбивой, в душе зрело тревожное чувство. Велька проделала весь этот путь несколько часов назад, убежав сюда, но почему именно на побережье? Куда она стремилась? Здесь нет городков, нет даже таверн - пустынная местность, привлекательная только для всякого отребья.
  Сай прислушался к ощущениям, представил себе семигранную прозрачную фигуру, каждая вершина которой светилась особенным светом. Он сосредоточил внимание на той, которая мерцала изумрудом. Это и была Велька. Приказав фигуре стать плоскостью, он наложил изображение на мысленную карту местности. И тотчас же едва не свалился с коня, получив такой разряд отдачи, что почти потерял сознание.
  От правильного семигранника остался лишь треугольник, две вершины которого находились внутри души самого Сая - серебряная и золотая, а одна - фиолетовая - мерцала в стороне Виеры. Алый Ишары оказался запертым в стеклянную клетку, желтый Креонта он не ощущал вовсе, как и цвет власти Талиона, а изумруд Вельки исчез, словно девушка пропала в ином мире. Пустота, ничего... Сай усилил концентрацию, сосредоточился и лишь тогда где-то на окраине сознания уловил слабое ответное эхо из-за гребней прибрежных скал в паре километрах на север.
  - В той стороне! - обрадовался Сай, пустив коня вскачь.
  Копыта взрыхляли мягкий, раскаленный за день песок, а потом застучали по мелкой гальке. Съехав с дороги, Сай скакал по дикому пляжу. Справа высились меловые скалы, слева начинался вечерний прилив. Волны, подсвеченные заходящим солнцем, сверкали словно драгоценности. Пахло гнилыми водорослями и тиной.
  Наконец король спешился. Привязав коня к массивному валуну, он пошел пешком, постоянно оглядывая берег. Уже близко... еще чуть-чуть, она должна быть где-то рядом, несомненно.
  Протяжно и тоскливо кричали чайки, ныряя за добычей в теплые волны, а мелкие береговые обитатели выползали из воды погреться на теплых камнях.
  И вот за одиноко стоящей скалой в форме указательного пальц, Сай заметил край платья и вздохнул с облегчением.
  - Велька! - позвал он и поспешно направился в ту сторону. Фигурка за камнем дернулась, подол платья спрятался. - Велька! Это Сай, что с тобой? Тебя кто-то обидел? Ты заболела? Или ранена? Это опасное место. Это...
  - Не подходите! - из-за скалы донесся девичий крик, наполненный отчаянием и болью.
  - Велька! - пораженный, Сай замер. - Я пришел забрать тебя домой, уже вечер, ты не можешь оставаться здесь одна. Даже Лавкрит не может отыскать тебя, почему? - с этими совами Сай снова осторожно сделал шаг вперед.
  - Не приближайтесь, или я... или я... я сделаю это!
  Что бы там она ни собиралась сделать, короля пронзил страх. Не мешкая более, он ринулся вперед и в последний момент успел вырвать из пальцев девушки уже приставленный к груди острый кусок сланца.
  - Ты что это задумала?! - он схватил ее запястья, но девушка неожиданно оказала ожесточенное сопротивление. - Тише-тише, успокойся. Это всего лишь я, не стоит лишать себя жизни только потому, что завтра снова на службу, - пошутил он и в этот момент увидел глаза девушки. Обыкновенно задорные и нежные, они были наполнены не страхом или отчаянием, а пустотой.
  - Опустите меня, прошу вас, оставьте меня в покое! - девушка зарыдала. - Я не хочу... не хочу видеть эти ужасы. Не могу... Не могу позволить, чтобы вы тоже умерли. А что... - она неожиданно замолкла. Губы ее дрожали, а по щекам стекали остатки слез. - А что если вы уже умерли, а я не знаю об этом? Вдруг вы, Кальвин, сестрица Гвен, госпожа Торн, капитан... все уже умерли, вдруг это только иллюзия? Вы остались только в моем воображении? - спросила Велька едва слышно, ища ответ в лице короля.
 
  Часть 2
  Сай пораженно смотрел на девушку. Гипноз? Нет, она действительно верила в то, что говорила. Это были глаза человека, встретившегося с внезапной смертью. Глаза только что утратившего кого-то очень дорогого.
  - Велька, что ты видела? Ты столкнулась с чем-то ужасным? Поэтому сбежала из столицы? Ты боялась остаться наедине со своей болью? Так? - Сай пытался нащупать ниточку, чтобы пробраться в ее сознание, но в этот момент сильный ментальный удар поразил его. Девушка оттолкнула короля.
  - Не прикасайтесь ко мне, я не знаю, призрак вы или нет. Что, если вы дотронетесь и я тоже... Что если... что если я тоже давно умерла? - мысли одна страшнее другой отражались в ее глазах как в открытой книге. - Стоит мне подумать об этом, как я начинаю терять себя... Мне кажется, что я растворяюсь, - прошептала она.
  - Велька, ты здесь, ты никуда не исчезаешь, и я тоже здесь, рядом, я приехал за тобой. Не хочешь рассказывать - не принуждай себя, - король погладил волосы девушки, но она задрожала. - Это опасное место. Чтобы добраться сюда, я бросил все. Возвращаемся?
  - Нет! - внезапно девушка вскочила на ноги и, вывернувшись из рук Сая, кинулась бежать прямо по направлению к морю.
  - Стой, Велька! Сейчас прилив, ты утонешь! - когда он понял, что она задумала или, скорее, совершала в беспамятстве, сердце перестало биться.
  Сай бросился следом. Но хотя он считал себя тренированным человеком, он понял, что никак не догонит прыткую девушку до того, как она окажется в воде.
  - Велька! - снова крикнул он, чтобы хотя бы задержать глупую. Но она замешкалась лишь на миг, оглянулась, а потом ринулась в воду.
  Платье на ней намокло и плотно облепило руки и ноги, сковывая движения, но Велька заходила все дальше и дальше. Вода уже была по талию, вот достигла груди, а Сай еще находился в десяти метрах от кромки воды. Но он заметил кое-что опасное - к берегу приближалась высокая волна. Если оказаться на ее пути, беды не миновать. А еще Сай знал, что Велька не умеет плавать. Она не раз рассказывала историю того, как однажды в детстве упала в реку с моста, чудом оставшись в живых. А потому он заставил ноги двигаться быстрее, скинул портупею и ножны, мундир и бросился в воду вслед за неразумной беглянкой. Лишь голова девушки все еще оставалась над поверхностью.
  - Велька! Думаешь, тебе станет легче, если утопишься? Думаешь, кто-то воскреснет и вернется к жизни? Или тем, кому ты дорога, станет легче, если ты умрешь? Глупая, стой! Ты же не умеешь плавать! - заорал Сай, едва не сорвав голос, чтобы заглушить шум волн.
  Велька таки обернулась, и в ее глазах Сай прочел исступленную решимость. В глазах котенка, брошенного на улицах большого города, ничейного, одинокого существа, которое все еще надеется, что кто-то протянет руку и спасет его.
  Широкими гребками Сай раздвигал воду вокруг себя, чтобы двигаться быстрее, но видел, что не успевает. Волна была уже совсем рядом, а девушка то ли не видела ее, то ли ей было все равно. Когда грозная стихия обрушилась на белокурую головку, Сай, не дожидаясь, пока накроет и его, нырнул следом. Вместе с приливом его завертело. Верх и низ слились воедино. Но, оттолкнувшись от дна, король рванулся вперед, туда, где по его предположениям должна была остаться утопленница.
  Ничего...
  Страх впился колючими иглами от носков до макушки, вонзившись в виски. Вынырнув на поверхность, Сай понял, что когда волна ушла, его вместе с отливом отбросило далеко от берега.
  'Неужели я просчитался, и Велька осталась где-то в другом месте? Нет, невозможно!'
  Бегло оглядев поверхность воды, он убедился, что нигде не видно намека на тело, значит, она все еще под водой. Проклятое Древо! Снова нырнул. Вода была мутной, взбаламученная приливом. Так просто ее не найти, а время утекало. Драгоценные секунды. Нельзя терять ни одной.
  Собрав в единую тонкую сеть свои чувства и связи с непокорной девушкой, он раскинул ловушку так далеко, как только мог. Сеть, сплетенную из связи между двумя аватарами и связи между королем и подданной. Но наибольшую прочность сеть получила от тех чувств, которые Сай испытывал к девушке. Не как к подчиненной, а как к другу, близкому и дорогому другу, подруге. Совсем не такое чувство он испытывал к Кальвину, но все же она была очень близка ему. Велька...
  'Ты нужна мне, отзовись, где, где же ты?'
  Воздуха отчаянно не хватало. Пришлось снова вынырнуть. И в тот же миг еще одна волна накрыла с головой. Сай понял, что сам захлебывается, когда его завертело и бросило на берег. Галечное дно разодрало кожу на левом боку, но король не отвлекался, сосредоточившись только на сети.
  'Пожалуйста. Дай мне знак. Мне нужен всего лишь знак...'
  И вот, когда он уже почти отчаялся, в сеть попалось что-то легкое. Слабый, почти неразличимый импульс, ответный крик на гране слышимости. Он пропал почти сразу же. Но Сай теперь видел, он мог видеть сквозь всю эту толщу воды. Больше не осталось преград, теперь он видел линии бифуркации. В этом видении не было кромок мира, зато были связи и события. И в этом клубке он отыскал угасающее желание мести и нарастающее, но такое тщетное желание жить, тлевшее в груди девушки.
  Вот она! В двух метрах правее. Лежит на дне...
  Мощным рывком Сай оказался возле бездыханного тела, бережно подхватив хрупкую и легкую ношу, рванулся на поверхность. Выпрыгнув, он наконец втянул в себя живительный воздух, и, не дожидаясь, пока их накроет третья волна, погреб к берегу одной рукой. Довольно сложно, но они все же выбрались.
  Ощутив под ногами дно, Сай взял ношу на обе руки и побрел, едва переставляя ноги. Сапоги, полные воды, казалось, весили целую тонну, но король не останавливался. И лишь выбравшись на сухой участок, куда не долетали волны, он упал на колени без сил, осторожно опустив тело девушки рядом.
 
  Часть 3
  Странно, несмотря на то, что Велька была связана с Богом Науки и медицины и умереть вроде бы так просто не могла, воды она наглоталась порядком.
  'Почему Лавкрит не помог ей?' - подумал Сай, но тут же, перекатившись на живот, бегло осмотрел спасенную. Лицо приобрело легкий оттенок синевы, губы бледные, а дыхание... он приложил ухо к груди.
  - Не дышит!
  Дальше времени на то, чтобы размышлять, не осталось. Сай мало смыслил в оказании первой помощи при утоплении, но помнил, что сперва нужно освободить пострадавшего от лишних одежд. Так, сперва платье и обувь. Вначале обувь, как самое безобидное, потом... Поколебавшись, король расшнуровал корсаж, стараясь лишний раз не смотреть куда не следовало. Но теперь предстояло самое сложное - снять мокрую, отяжелевшую и пропитанную солью одежду. Ничего не поделать, пришлось аккуратно перевернув Вельку сначала на один, затем на другой бок, поспешно стянуть с нее платье. Он снова приложил ухо к груди. Все еще нет сердцебиения!
  - Лавкрит! Неужели ты так и будешь наблюдать?! - Сай послал крик закатному морю, но Слепой Бог не отзывался.
  Чтобы помочь дыханию, нужно...
  Сай склонился над девушкой и, сложив ладони одна на другую, надавил на грудную клетку, потом нажал сильнее и резко отпустил. Раз... два... три... Ничего!
  - А, да что же это?! Придется... - король склонился ниже, мокрые волосы полоснули по лицу Вельки, и... их губы соприкоснулись. Выдох! Сай отчаянно пытался заставить ее дышать самостоятельно. Снова - раз, два, три, нажатие и теперь вдох... Несмотря на отчаянную ситуацию, Сай не мог не отметить, что губы девушки стали мягче и податливее.
  'Надеюсь, когда она очнется, то не станет реагировать как Эвенка', - с опозданием подумал король.
  И снова три нажатия, выдох... Потеряв счет времени, он пытался привести девушку в чувство, а драгоценные секунды утекали. И вот, когда он уже совсем отчаялся и решил позвать Зоара, где бы он ни был, морская вода выплеснулась изо рта спасенной. Она закашлялась. Сай поспешно перевернул ее на живот.
  'Оказывается, человек может наглотаться так много', - думал он, с облегчением хлопая девушку по спине и помогая освободить легкие от того, что попало в них.
  Наконец, вытерев губы, Велька повернула голову и сфокусировала взгляд.
  - Ваше... величество? Ваше величество! - первым делом она попыталась отползти от Сая.
  - Слава Древу! Память ты не утратила, - с неимоверным облечением Сай сел на гальку. - Ну и заставила же ты поволноваться, плавать-то не умеешь. И что на тебя нашло?
  - Я... - девушка взглянула в сторону моря. - Я хотела сделать ужасную вещь, - она зажала рот и помотала головой.
  - Но зачем?
  Только тут девушка увидела, в каком виде находится ее спаситель - с остатками водорослей, прилипших к рубашке и всклоченными волосами. А потом перевела взгляд на себя и поспешно прикрыла руками почти прозрачный пеньюар.
  - Не... не смотрите на меня, прошу вас! - пискнула она.
  Король поспешно отвернулся.
  - Извини, пришлось снять платье, иначе бы ты просто не смогла дышать.
  - Не стоило так рисковать, из-за меня вы сами могли пострадать, а я не достойна того, чтобы вы так заботились обо мне.
  - Что ты такое говоришь? - Сай протянул руку, чтобы положить на плечо девушки. Она шарахнулась так, будто готова была снова убежать, но слабость после пережитого едва позволяла ей держаться прямо, не то чтобы бегать. Сай решил, что ни за что не даст ей совершить еще раз такую глупость.
  - Не беспокойтесь обо мне, я не достойна этого, - повторяла она, - потому что я... - она уставилась на ладони, словно видела в них что-то еще, кроме налипшего песка, - потому что я убийца.
  То, как были сказаны эти слова, заставило Сая содрогнуться.
  - Ты еще не пришла в себя, сейчас я разведу костер, надо тебя просушить.
  Не спрашивая ни о чем, не отвечая на такие безумные самообвинения, король поднялся, с недоверием оглядел девушку - не собралась ли сбежать - и начал собирать поблизости хворост, в основном гладкие, отполированные коряги, которые выбросило на берег море. Время от времени взгляд обращался на восток, вдруг кто следовал за ним из Ивары? Но ничего там не было.
  - Ну вот, теперь у нас есть тепло, - поначалу крохотный огонек разгорелся с новой силой, когда к первому заклинанию 'В поиска огня...' Сай добавил еще одно. Наложенные друг на друга и закрепленные на определенный срок, они создали вполне сносный костерок. Поначалу дичась, девушка вскоре подползла к огню.
  Солнце еще не зашло, но здесь, в тени скал, уже дул прохладный ветерок. На воткнутых вертикально палках сушилось платье Вельки, а сама она, натянув пеньюар как можно ниже и обхватив колени руками, уставилась в пламя, которое плясало, отражаясь в ее пустых глазах.
  'Снова это выражение, - подумал Сай. - Точно такие же ее глаза были, когда я только нашел ее'.
 
  Часть 4
  Подкинув в костер еще пару палок, Сай повесил свой камзол рядом для просушки.
  - Ну, теперь расскажешь, почему называешь себя убийцей? Только прошу, не нужно снова кидаться в воду, - поспешно предупредил он, выставив ладони перед собой, когда девушка вскинула голову.
  - Я - убийца, - прошептала она. - Потому что я убила моего дедушку. Он остался там, в библиотеке, я бросила его и даже не позвала на помощь. Если бы я пришла раньше, он бы не умер. Все из-за меня. Все потому, что я зашла в лавку, чтобы купить синий платок... - в этот момент что-то 'сломалось', и, спрятав голову в ладонях, она разрыдалась.
  Сай не знал, что сказать перед лицом такого откровения, но думал - все это какая-то ужасная ошибка. То, что она говорила, не могло быть правдой.
  - Велька, это неправда. Как ты могла убить господина Нельфа, ведь я встречался с ним еще только... - но в момент Сай задумался. А ведь и правда, он не видел старика со времени последней войны с Иглой, а потом лишь получил от него несколько отчетов и уведомление о том, что он отправляется в инспекционную поездку по филиалам.
  - Велька, ты уверена... то есть, я хочу спросить, ты точно видела дедушку?
  - Он был там, на полу в библиотеке, мертвый, - глухой голос девушки донесся из ладоней.
  Сай подвинулся ближе и поднял руку, чтобы погладить девушку по голове, но ладонь замерла.
  'Мертв? А что, если это правда? Что если... это Завеса разделила жизнь старика Нельфа на до и после, если он и правда умер, но все это время его линия бифуркации была отсечена на обоих концах, заставляя старика жить в замкнутом временном цикле? Так же, как и с Кальвином, так же, как с Рэем и Ишарой - по эту сторону Завесы люди полностью позабыли правду и теперь удовлетворились лишь ее искаженным подобием. Если все, что связано с Иглой, любые ее проявления не действуют по эту сторону, то и смерть, вызванная действиями кого-то из приспешников Иглы, вполне может обратиться вспять'.
  Сай почувствовал себя нехорошо.
  'Если так, то я тоже...'
  - Это моя вина, - вдруг произнес он.
  Всхлипы стихли.
  - Моя вина, отчасти, но моя. Завеса была создана и из-за моих действий. Если я скажу, что твой дедушка, возможно, умер по моей вине, ты перестанешь винить себя?
  -Ваша вина? - Велька посмотрела на короля затуманенным взглядом. - Не может быть. Зачем вы говорите такие страшные вещи? - спросила она.
  - Прости, что говорю тебе ТАКУЮ правду, но возможно, что твои кошмары, твои видения и твое искаженное, как у всех людей, прошлое - отчасти моя вина. Нет... это полностью моя ответственность, - Сай сжал кулак. -Если бы не я, Кальвину, Лантису и капитану не пришлось бы создавать Завесу. Она исказила реальность, полностью отрезав все, связанное с Иглой, с Севером, с Новым Древом от старого.
  - Новое Древо... о чем вы? - она в неверии уставилась на Сая.
  - Ты не понимаешь... - ласково произнес король,ч- но это и к лучшему, все те ужасные воспоминания тебе ни к чему.
  - Моя память, - девушка сжала виски, - была изменена? - Она резко требовательно посмотрела на него. - Что я еще не помню? О чем я забыла? Скажите мне. Я должна знать!
  - Велька...
  - Ваша то вина или нет, значит, я забыла не только ужасные вещи, но и счастливые моменты... это как... как потерять часть себя. Зачем? Почему так произошло? Как так получилось, ведь я связана с господином Лавкритом?
  - Может он тоже забыл? - задумчиво предположил Сай. - Ишара с Клаймом не помнят. Они забыли даже, что у них есть сын.
  - Себити?! Как же так? - в смятении девушка и не заметила, как схватила Сая за рукав, и тот в ответ притянул ее к себе. Тело несчастной ослабло, она задрожала мелкой дрожью, и король лишь крепче прижал ее к себе.
  Как же он хотел, чтобы девушка забыла обо всем.
  'Но как стереть ее воспоминания, как оградить хотя бы на время от возвращающейся памяти? Если сказать, что все это правда, она сойдет с ума от горя, а если назвать ложью, она лишится разума от наложения иллюзии на правду. Но неведение ничуть не лучше. Что же делать, что делать?' - мучительно размышлял Сай.
  Казалось, самый естественный выход напрашивался сам собой. Все просто. Она так близко, такая слабая и потерянная, не аватар, не его секретарь, просто дрожащая девушка, безотчетно ищущая поддержки, запутавшаяся в собственных воспоминаниях. И самое естественное... пальцы короля коснулись подбородка Вельки, подняли его. Ее глаза широко раскрылись, встретив взгляд короля. Сай склонился ниже...
  Дрожь прекратилась, словно завороженная она смотрела на него, почти не дыша.
  'Странно, что за теплое чувство? - думал Сай. - Я рядом с прелестной девушкой, нуждающейся в поддержке и утешении, но почему же... почему мне кажется, что это меня утешают? Почему кажется, что я поступаю неправильно? Откуда чувство, что я собираюсь поцеловать сестру? Или нет, это что-то большее. Словно...'
  Но в этот миг Велька сама подалась ему навстречу, их губы соприкоснулись - мягкие и прохладные Вельки и сухие и жаркие короля сомкнулись в поцелуе. Это был не страстный поцелуй, не был он и порывистым или расчетливым. Просто целомудренный и нежный поцелуй, когда два существа делились друг с другом теплом и утешением. Только и всего, но... В этот момент голову Сая пронзила чудовищная боль, расцвеченная золотыми сполохами. Одновременно девушка с криком отшатнулась, упав на спину. Должно быть, она ощутила нечто подобное.
  - Что-что... - в растерянности шептала она, прикрыв рот ладонью.
  - Не знаю...- в это время Сай ощутил сильнейший приступ кашля.
  Вытерев губы, он некоторое время разглядывал золотые капли на коже, а потом в растерянности взглянул на девушку, которая смотрела в ответ с таким же выражением лица. И в этот миг со стороны моря раздался голос. Крайне знакомый и столь же ненавистный голос.
  - Что за извращения? Как вам не стыдно? Или свобода нравов Богов является продолжением странных наклонностей Бифукратора? Впрочем... другого я и не ожидал. Как это мило!
 
  Часть 5
  Сай порывисто развернулся, инстинктивно раскинув руки, стремясь защитить девушку от потенциальной опасности. Велька пискнула и торопливо завернулась в еще мокрое платье. Рука короля потянулась к мечу, но он вовремя понял, насколько оружие бесполезно против того, кто сидел, подогнув под себя ногу, у скалы неподалеку и с любопытством разглядывал обоих. Скудные остатки закатного света играли в белых прядях гладко зачесанных волос и заставляли бесцветные глаза Лекса Айновы светиться, словно у дикого зверя.
  - Айнова! - это и правда был тот ужасный монстр. Поднявшись, он направился к паре расслабленной походкой. - Как ты здесь оказался?
  - Мимо проходил, люблю гулять по взморью на закате. Я и не думал, что найду нечто настолько интересное. Чудесно-чудесно! Но, кажется, я отвлек вас, можете продолжать, - Айнва махнул рукой.
  - Господин Сай, этот человек...
  Король с тревогой оглянулся на Вельку. Девушка сидела, приложив ладонь ко лбу. Неужели она не помнит Айнову, ту первую встречу с ним на празднике, не помнит столкновение у фонтана?
  - А, мы встречались юная леди, хотя мне так неудобно. Быть может, я могу назвать тебя 'сестра'?
  - Оставь ее в покое, - резко бросил Сай.
  - Оставить вас в покое? - Айнова изобразил удивление.
  - Что тебе еще нужно? Ты больше не посланник Иглы, и Завеса полностью аннулировала все твои полномочия как посла, я больше не позволю запугивать близких мне людей!
  - Ах, как же это знакомо, - Айнова похлопал в ладоши, - милая девушка и отважный король, защищающий ее. Не хватает еще двух крылатых братьев и все, картина завершена. А что потом сделать мне? Ах, да, - дальше Айнова понес какой-то безумный бред: - Я должен сказать что-то вроде 'если не будешь слушать меня, дорогие тебе люди пострадают'... - Лекс отмахнулся. - Мы все это уже проходили, скучно. Придется придумать что-то новенькое.
  Сай не нашел что сказать. Все слова этого человека полностью противоречили естественной логике.
  - Ах да, придумал! Сестричка, не прячься, тебя никто не обидит. Как я могу причинить вред моей родственнице? - Айнова улыбнулся Вельке, которая попыталась спрятаться за Сая. - Не нужно изображать саму невинность. Ты воспользовалась слабостью мальчишки. Какая сцена! - Лекс патетически приложил ладонь к сердцу. - До сих пор вижу, как он бросается в волны за тобой. Но если ты хотела добиться поцелуя, можно было просто попросить, и он наверняка поцеловал бы тебя.
  Победоносная улыбка свернула на губах Айновы, и в этот миг солнце с шипением коснулось воды. По глади разлилась ослепительная дорожка. Лучи заиграли на бесцветных волосах Лекса, на побледневшем лице Вельки, отразились в сверкающих глазах Сая и рассыпались на искры о скалы.
  - ...Как полагается доброй и заботливой матери, - продолжил Айнова. - Хотя... такая стерва как ты никогда не была образцовой матерью своим детям! - неожиданно выкрикнул Айнова, наставив палец на Вельку, которая закрыла лицо ладонью. - Прости, сорвалось. Просто сложилось мнение, глядя на ваши чудесные отношения с Атти. А еще, разве можно выделять кого-то одного из детей? Почему ты всегда любила лишь одного, в то время как второй вынужден был сходить с ума от того, что его не замечают?
  - Я... я не понимаю, - прошептала девушка.
  - Что за бред? Оставь ее в покое, - возмутился король. - Разве не видишь, ей и так плохо.
  - О да, ей плохо. Естественно, ведь ее заперли на Вершине Древа за ее коварные планы - сохранить одного из своих детей ценой жизни десятков несчастных, названных ростками Древа. Да! - восхитился Айнова. - Ты вспомнила? Конечно нет, ведь бедная девочка, тело которой ты использовала все это время, даже ни о чем не догадывается. Для нее ты всегда была лишь доброй феей, которая исполняет все ее желания. Давай уже, - поманил Лекс, отступая, - покажись нам, дорогая. Я знаю, ты снова можешь касаться Гладии, оставаясь запертой только для Иглы, как и Атти не может проникнуть в это Древо, но властвует в Игле.
  Велька смотрела на искусителя, словно кролик на удава. Но раздался свист, когда Сай поднял меч. Подумав, он призвал силу Зоара. И тогда металл превратился в расплавленное золото, от которого волнами заколебалось пространство, делая все предметы кристально ясными.
  - О, даже так? Ты вообще слышал что-нибудь из того, что я говорил? - Айнова покосился на оружие. - Похоже, что нет. Ну так что, дорогая, ты уже покажешься нам, или мне принудить тело девочки вот этим, чтобы ты наконец осмелилась?
  Сай не успел опомниться, когда в руке Айновы появилось тонкое льдистое копье, и он, не размахиваясь, запустил им в сторону девушки. Однако в последний миг король сделал движение мечом, почти на грани возможного, и разрубил копье на половины. А потом, занеся оружие, бросился на Айнову, спокойно ожидающего продолжения. Однако Сай не успел завершить атаку, почувствовав легкое прикосновение к плечу.
  - Не нужно, господин Сай, наверное... наверное, он говорит правду.
   Сай пораженно оглянулся.
  - Правду? О чем ты?... - начал он, но в это время услышал голос Айновы:
  - Эхо пустоты и тишины, - произнес тот, и в этот миг мир неуловимо изменился.
  Изменилось время, изменился свет заходящего солнца, изменился воздух, изменилась галька под ногами, изменился свет костерка и неизменными остались здесь лишь трое. Вещи начали рассыпаться прямо на глазах, теряя цвет, форму, плотность, из объемных становясь плоскими, а потом и плоскости стали разламываться и стираться, и все явственнее становилось слышно... такой звук - Сай помнил - получается, когда прикладываешь к уху раковину. В детстве он верил, что внутри шепчет море, и вот теперь они как будто оказались внутри гигантской раковины, но на сей раз этот звук больше не развлекал, он пугал. Этот шепот проникал в каждую клеточку его тела, пытаясь подчинить ее, сделать созвучной свое вибрации, заставить петь вместе с ним.
  Король поспешно прижал к себе девушку, которая во все глаза уставилась на что-то за спиной Айновы. Теперь и Сай увидел - за таявшим миром, плывущим в волнах шепота, проступали очертания... ветвей. Серебряные ветки Древа с длинными иглами. Но на сей раз он видел их словно со стороны, как будто наблюдал за Древом издалека, хотя сама мысль была абсурдной. Древо было всего одно и везде. Даже находясь на вершине, ты все еще присутствовал на Древе, спускаясь в Хаос, ты не покидал его. Древо - это, по сути, и был сам мир, а здесь...
 
  Часть 6
  - Удивлен? Хотел показать тебе другую точку зрения, - сказал Айнова, пожав плечами. - Ну как тебе, взгляни на мир моими глазами.
  - Что ты такое?
  - Да, 'что' - это будет вернее, чем 'кто'. Не знаешь? Ну конечно, мы никогда не встречались, прежде чем ты узнал меня в качестве посланника Новой Приоры. А вот она - знает, - он указал на Вельку.
  Теперь все трое висели почти в абсолютной пустоте, и лишь мягкое свечение игл Древа разбавляло мрачную картину. В этой вязкой пустоте... невозможно дышать, а любое движение приходилось вспоминать заново. У Сая ушло целых десять ударов сердца, чтобы вспомнить, как следует поднять меч.
  'Что со мной творится? Почему я не могу припомнить даже... что значит этот меч...' - король стиснул зубы и крепче прижал к себе Вельку.
  - Что за наваждение? - требовательно спросил он Айнову.
  - Наваждение? Вовсе нет, это истинная форма. Хочу напомнить тебе, что кроме Древа есть еще то, что его окружает, то, из чего его создали - или думал, что на все воля Аттрактора? Так и есть, но он всегда-всегда помнит, где именно находится его нелюбимое творение. Здесь - в пустоте - все равны, Аттрактор, Древо, Бифуркатор и Фрактал, демоны и дименсии, Приора и Астал; для пустоты, - Айнова поднял палец, словно преподавая урок несмышленым детям, - все равны. Мне все равно, что выйдет из пустоты, что происходит в ней и чем все закончится. Потому что я знаю, - Айнова широко улыбнулся, разводя руки в стороны, - в конце все вернется к тому, из чего было создано... в Пустоту. Дорогая сестрица, не стесняйся, покажись нам... Нет? Но я знаю, - разочарованно протянул Лекс, - ты все равно наблюдешь за нами. Видимо, Завеса крепко заперла тебя на Вершине вместе с братцем. Но уверен, даже так ты уже планируешь что-то - или нет, не так, твой план уже начал осуществляться.
  - Не слушай его, - шепнул Сай девушке, которая вся сжалась под рукой короля. - Не обращай внимания. Это просто слова.
  А меж тем Айнова продолжал как ни в чем не бывало:
  - Знаешь, в вашем споре с братцем я поставил на тебя. Хотя мне все равно. Я дам вам время поразвлечься. За этим противостоянием будет любопытно наблюдать.
  Каждое слово Айновы все труднее складывалось в голове в нечто связанное и цельное, Сай начал терять логическую цепочку мыслей. Что происходило с девушкой, он даже не мог себе представить. Но неожиданно понял, что вокруг ее тела начало разливаться мягкое муаровое сияние. И оно очень не понравилось ему.
  - Прекрати! - крикнул он Айнове. - Разве не видишь, что причиняешь ей боль?
  - Боль? Ей? Даже не смешно, она сама мастер в этом, интриганка, хитрая карьеристка, коварная обольстительница, приспособленка и лгунья...
  - Как ты можешь так говорить о Вельке? Эта девушка... всегда делала все для других, она готова была пожертвовать своим благополучием, чтобы я смог работать чуть меньше, а бессонными ночами втайне продолжала трудиться. А потом еще бежала в библиотеку и заботилась о своем дедушке и книгах, всегда отзывчивая, всегда добрая, всегда...
  - Нет-нет, совсем не так, это все иллюзии и ложь, не сравнивай ее оболочку с ней самой. Оболочка может жить и действовать лишь до тех пор, пока Она разрешает и связана с ней.
  - Она? Велька - это Велька.
  - Велька? Ты видишь то, что лежит на поверхности, но на самом деле она - Синергия. И та, кого ты целовал так нежно и страстно - мать Бифуркатора и Фрактала, а значит, и твоя мать тоже.
  Если бы Древо начало падать в этот момент Сай не испытал бы большего откровения и шока, чем услышав эти слова.
  - Не... может быть, невозможно! - выкрикнул он в отчаянном отрицании, но где-то в предательских глубинах души родилось это чувство, мучительное чувство, что возможно в этих словах есть доля правды. Но лишь одно то, что эти слова говорил такой человек, как Лекс Айнова, делало их бесспорной и неопровержимой ложью.
  - Можешь спросить у той, кто стоит за твоей спиной, уверен, что сейчас она внимательно наблюдает за всем происходящим здесь. Даже если не может сказать ни слова - пусть подаст знак. Сейчас правила игры изменились. Если раньше я просил вас молчать, с той достопамятной встречи в саду, - на лице Айновы появилось мечтательное выражение, - то теперь я хочу, чтобы ты говорила, девочка. Расскажи нам, как в детстве ты совершенно случайно упала в воды канала в Виере и каким чудом осталась жива. Чудом ли? Вмешательством высшей силы, заметившей бедняжку и решив развлечься, устав от беспросветного существования на Вершине Древа. Или как старуха гадалка нагадала тебе блестящее будущее возле самого прославленного короля Астала. Тысячи девушек мечтали оказаться на твоем месте. Но он выбрал тебя. Неужели простая прихоть судьбы? Не будь такой самоуверенной, в тебе нет ничего интересного. Не живи в тебе что-то, что притягивало его как магнит, король бы даже не заметил умную внучку библиотекаря. Кстати, как поживает твой дедушка? - сочувствием спросил Айнова.
  - Замолчи!! - полный боли крик вырвался у Вельки.
  Не осознавая, что делает, она бросилась вперед - маленькая и отчаянная, с намерением... что бы она не собиралась сделать, она так и замерла с занесенной ладошкой, которая так и не опустилась на щеку Айновы. Контуры тела девушки поплыли.
  - А теперь мы очистим тебя как яблочко и посмотрим, что внутри, всего на минутку, - Айнова поднял ладонь и сдул с нее в лицо девушки серебристую пыль.
 
  Часть 7
  Облако накрыло ее с головой.
  Сай закашлялся.
  - Велька! Очнись!
  - Смотри, я не причиняю ей вред, - Айнова остановил уже готового занести меч Сая, - давай поглядим, что будет дальше. Сейчас ты наконец встретишься с настоящей Велькой, той, о которой ничего не знал все эти годы. Ай-ай, сестрица, как нехорошо с твоей стороны совершенно не заботиться о своих сыновьях. - Айнова погрозил пальцем девушке, внезапно осевшей на землю.
  Голова ее опустилась, одна рука держалась за колено, словно это была единственная опора, вторую ногу она подогнула. Легкая сорочка ничуть не скрывала очертания тела. Но не это было самое необычное. Она затихла, и в то же время локоны девушки цвета спелой пшеницы распрямились, спустились ниже плеч, рассыпались по земле струями дождя, если бы дождь мог быть цвета дыма. Сама фигура ее округлилась и приобрела более соблазнительные очертания. Место пеньюара заняли легкие брючки и открытая на груди блузка, края которой совершенно не скрывали того, что находилось под ней. Велька... нет, незнакомка подняла голову и взглянула на небо, а затем перевела взгляд на море.
  - Это место... - произнесла она, и посмотрела на Айнову, - зачем ты сделал это?
  - Даже 'здравствуй' не скажешь, сестра? Как невежливо, - Айнова вздохнул.
  - Я не сестра тебе, а ты мне не брат.
  - Зато я брат твоему супругу, разве это не делает нас родственниками?
  - Такого лживого, самодовольного, настолько порочного, извращенного родственника у меня не было никогда.
  - Какое точное определение. А ты - продажная и расчетливая тварь, жизни этих двоих на самом деле ничего не стоят для тебя?
  Вместо ответа, девушка... или, скорее, женщина оглянулась, и на Сая взглянуло безвозрастное лицо с задумчивыми глазами цвета дымки. На миг в них проскользнула невыносимая боль и печаль.
  - Я не хотела, - она покачала головой, - не хотела вот так появляться перед тобой, не так и не сейчас, ведь каждое мое пришествие сокращает срок жизни этой девочки.
  - Вы... - меч опустился и исчез из пальцев короля.
  Он пораженно смотрел на прекрасную женщину, которая была его матерью, нет, она звалась матерью Бифуркатора, а значит, и Зоара с Даркнуаром, и остальных Слепых Богов, а еще Фрактала. Так вот она какая, Синергия.
  Она поманила его ладонью.
  - Не бойся, подойди, пусть нам дали всего пару минут, я хочу использовать эту возможность. Дай мне просмотреть на тебя своими глазами. Я всегда только наблюдала за тобой издали, не в силах коснуться.
  - Я... - Сай помотал головой, прогоняя наваждение, - ты не моя мать, кто бы ты ни была, моя мать умерла давным-давно вместе со всеми моими сестрами и братьями, и отцом.
  - Я стану твоей матерью, когда ты соберешь Бифуркатора, - ласково возразила Синергия.
  - Я не буду этого делать и говорил это уже много раз. Или ты заодно с ним? - Сай кивнул на Айнову.
  - Нет, он играет в свою игру, все мы, я, мой муж и он. Не обращай внимания на него, что бы ты ни делал, он не исчезнет. Ты не можешь избавиться от него, потому что он прав - каким бы не был результат, он останется и поглотит все.
  - Меня не интересуют ваши игры с Аттрактором, - упрямо возразил Сай. - Верни Вельку. Если сама говоришь, что причиняешь ей вред, верни ее и возвращайся туда, откуда пришла. Меня не интересует сбор мозаики, я справлюсь и своими силами.
  - Пока стоит Завеса - возможно, но когда она падет, а это неизбежно, тебе придется столкнуться с моим мужем и его ставленником, запомни, - неожиданно Сай обнаружил, что Синергия оказалась совсем рядом с ним. Ее прохладная ладонь коснулась его щеки. - Как бы ты ни отрицал меня, я всегда на твоей стороне, помни это. И еще, не теряй голову из-за демона. Я ненавижу его, но тебя люблю больше, больше, больше, чем все остальное. Не теряй голову, даже если ты узнаешь правду. Мой муж хочет сделать Кальвина...
  - А вот это уже совершенно лишнее сейчас, ты сама толкаешь его на неверный путь, - встрял Айнова.
  В этот миг пустота начала скрадывать очертания Синергии - ее фигура стала терять цвет и плотность и исчезать от кончиков ног до головы. Последними пропали прохладные пальцы и глаза - далекие, глубокие и печальные. Ее губы открылись, Богиня произнесла что-то, чего Сай не расслышал, и исчезла. А на ее месте на гальке, свернувшись калачиком, лежала Велька.
   Фыркнув, Айнова сказал:
  - Женщины такие болтливые создания.
  - Уходи... - попросил Сай.
  - А?
  - Уходи, убирайся отсюда! Оставь нас в покое. Знаю, ты будешь преследовать нас всегда роковой тенью. Но сейчас уходи, я не могу тебя видеть. Не хочу.
  - Ха-ха-ха-хах! - Айнова залился смехом, похожим на шелест бумаги, умирающей в огне. - Не можешь видеть? Ты возомнил себя маленьким демоном? Нет, ты - аватар Бифуркатора, а она хочет тебя сделать кем-то еще выше, и поэтому я заставлю тебя смотреть на все от начала и до конца, как все вокруг поглотит пустота.
  - Зачем?
  - Потому что мне не нравятся эти краски, это небо, это... а впрочем, - Айнова отмахнулся. - Я лишь следую естественному ходу событий. То, что однажды возникло, рано или поздно обязательно исчезнет. И не смей обвинять меня... - он наклонился к сидящему на коленях королю. Голова девушки покоилась в него на груди.
  - Не касайся, - Сай поспешно загородил ее руками, но Велька Лекса больше не интересовала.
  - Ты мне нравишься, нет, правда, ты и твой друг-демон. Вы двое больше остальных достойны того, чтобы остаться в живых. Ну, я приберегу вас напоследок, обещаю, так и быть, - сочувственно произнес Айнова. - Хочу посмотреть, во что превратятся ваши чувства, когда весь мир, кроме вас двоих, исчезнет.- Заметив выражение лица Сая, он поспешно поднял ладони. - Ладно-ладно, все, понял, оставлю вас наедине. Можешь дальше играть в дружбу с этой девочкой, но в глубине души ты все равно понимаешь, что это лишь иллюзия чувств.
  - Хочешь сказать, что я не могу любить кого-то? - с вызовом спросил Сай.
   - Можешь, но ты всегда был и будешь одержим лишь одним существом, и это не изменит ни тысяча инкарнаций, ни тысяча лет, ни тысяча Древ, которые могут вырасти, ни даже... я, - с этими словами, оставив растерянного и подавленного короля одного, владетель Пустоты двинулся вдоль взморья в сторону Ивары.