Введение в материалистическую философию и начало д

Зуев Андрей Яковлевич
ВВЕДЕНИЕ В МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ И НАЧАЛО ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

       Философия – наука о всеобщих законах природы, общества и мышления. Диалектическая философия - наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия, в переводе с греческого языка, означает любовь к мудрости. Умный человек, попадая в сложные жизненные обстоятельства, относительно легко разрешает проблему. Мудрый человек стремиться  таких обстоятельств избежать.

       «Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как теоретическая основа мировоззрения философия связана с социально-классовыми интересами, с различными формами человеческой жизнедеятельности. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов, нравственных и культурных ценностей. Философия как форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических, религиозных и других форм мировоззрения, которые отражают действительность в фантастической форме.  Философия марксизма выступила в качестве научно-теоретической системы, выражающей интересы рабочего класса.

       Практически-революционная направленность и гуманистический смысл составляют важнейшую особенность марксистской философии. По своим функциям марксистская философия есть научное философское мировоззрение, а также общая методология познания и практического преобразования объективного мира.  Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренческой ориентации человека, теоретические основы деятельности прогрессивных общественных сил и общеметодологические принципы исследования в области частных наук.   

          В ходе предметного самоопределения философии и её внутренней дифференциации сформировались такие философские дисциплины как онтология – учение о бытии (учение о первоначалах всего сущего), гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (то есть связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика и эстетика. … Раскрывая универсальные законы бытия и мышления, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё недостижимо. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.

       …Марксистская философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. … Отправной теоретический пункт всякого философского учения – вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.21, с. 282). Что чем порождается – материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание  материальным миром – такова первая сторона основного вопроса философии; в зависимости от решения этого вопроса философские учения разделяются на идеалистические и материалистические.

       Марксизм признаёт материю объективной реальностью, существующей вне, до и независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, характеризует общественное сознание как отражение общественного бытия. Марксистская философия  отстаивает и обосновывает принцип познаваемости мира, рассматривает знания и теории как отражение объективной реальности. За отношением марксизма к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть.

        Марксизм преодолевает характерный для предшествующей философии разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не тождестве:    «…так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения…» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526), - отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся  и несущее на себе печать определённой специфичности сознания, его активного творческого характера.

       …Философия марксизма-ленинизма – диалектический материализм и выступающий с ним в неразрывном единстве исторический материализм. …В идеалистической диалектике Г. Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли рациональные моменты: идею исторического развития и принцип противоречия как его движущую силу. … Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма – раскрыл диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики  в познании, теорию истины, в том числе диалектику абсолютной и относительной истины». -  ФЭС (философский энциклопедический словарь), 1989 год.

       Как я ни старался, уважаемый читатель, уплотнить тот объёмный материал, который предоставлен в философском энциклопедическом словаре, мне не удалось сократить его менее полутора страниц. Мне хотелось в наименьшем объёме дать более полное представление о науке философии. Я полагаю, что приведённого выше материала уже достаточно для введения в материалистическую философию и начало диалектической логики. Однако я думаю, не будут лишними некоторые замечания и пояснения.

       У большинства людей нет твёрдой мировоззренческой позиции, отражающей убеждённое предпочтение относительно одной из двух противоположных концептуальных парадигм.  Между тем,  философия, с самого начала и очень решительно заявляет о своей партийности, поделив всех людей на две партии: идеалистов и материалистов. На этом этапе  мои рассуждения находятся в границах формальной логики, главным принципом которой является закон исключённого третьего.
        Как мы убедимся в дальнейшем, диалектическая логика совсем не отвергает формальную логику, а с определёнными правилами применения, в известных границах, включает её в себя.  Мне думается, что я достаточно подробно и убедительно объяснил, почему моё материалистическое сознание изначально диалектически отрицает идеализм.  Мой возраст уже не позволяет мне отвлекаться на частности и диктует необходимость сосредоточения внимания на главном, на сути дела. К другим философским концепциям уже с фундаментальным знанием, если успею, я вернусь позже.

        Впрочем, нужно иметь в виду, что все прежние философские концепции, вне зависимости от их партийной принадлежности, учтены современной философией – высшей теорией общественного развития.  Действительно убеждённые материалисты – Маркс, Энгельс и Ленин – какое-то время своей жизни были верующими людьми, а Г.Гегель, к которому так уважительно относились «безбожники» за «науку логики»,  до конца своих дней был верующим человеком.
       Противоположные убеждения, в значительной мере впитавшие в себя общечеловеческие ценности, сами по себе, ещё не делают людей врагами. К примеру, мой друг, будучи верующим человеком, как и я – убеждённый материалист, тоже коммунист. В.И. Ленин говорил о Г. Гегеле: «Умный идеалист лучше глупого материалиста». Не так уж принципиально важно, откуда начинается путь к этим ценностям, главное в том, чтобы вектор движения жизни конкретного человека всегда совпадал с вектором движения развития социальной материи.

       Я сделал выбор в пользу материалистической философии, поскольку она  наиболее простая и понятная,  систематически разработанная и подтверждённая практической деятельностью, научная теория. По той же причине я выбрал в качестве основы своей индивидуальной мировоззренческой концепции диалектическую логику великого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и диалектический метод, немецкого же, крупнейшего политического экономиста Карла Маркса.

       Здесь нужно обратить внимание на одно важное обстоятельство. К.Маркс в молодости был очень увлечён изучением трудов Г.Гегеля и слыл младогегельянцем. Глубокое и критическое изучение философии Г.Гегеля привело к утверждению в сознании К.Маркса  двух его теоретических положений. Первая идея заключалась в необходимости исторического подхода к изучению общественных процессов. Вторая – в научной целесообразности применения диалектического метода. Определение понятия «метод» Марксом взято у Г.Гегеля. Великий философ определил метод так: «Метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания». Указанная философская категория содержит в себе учение о диалектическом противоречии.
 
       Некоторые философы упрекали Маркса за яко бы чрезмерную увлечённость умозрительно-спекулятивными схемами диалектической логики Г.Гегеля, не замечая того, что диалектический метод Маркса своим содержанием отличается от диалектического метода Гегеля и, по этой причине, имеет самостоятельное  большое практическое и научное значение. Марксовский диалектический метод берёт в качестве предмета изучения диалектику развития общественно-экономических формаций, в основном, капиталистического способа производства. В то время как, диалектический метод Гегеля применялся им для исследования диалектического движения понятий, то есть, логики диалектического мышления. У Маркса и Гегеля совсем разные сферы научной деятельности. Маркс, правда, признавался, шутя, что иногда «кокетничал» с Гегелем, но не более того. 

       Умозрительно-спекулятивные рассуждения Г.Гегеля в самом начале изучения «Науки логики» создают впечатление полного пренебрежения конкретной действительностью, поскольку содержат в себе отвлечённо-абстрактные философские понятия. «Начало диалектической логики может представляться абстрактным, пустым и бессодержательным» - д.ф.н. профессор М.В. Попов в лекции для 1-го отделения от 12.11.2014 г.   
   
       О себе могу сказать, что я испытал в самом начале изучения «Науки логики» Г.Гегеля когнитивный диссонанс. Я уверен, что дискомфорт в мышлении, связанный с началом науки логики возник не только у меня одного. Это было до меня и будет после меня. Я думаю, что есть серьёзная проблема, связанная с «началом». Относится к ней без должного внимания было бы неправильно. Хочу обозначить некоторые причины, порождающие сомнения.

1. Кажущееся отсутствие связи между абстрактными понятиями и реальной действительностью, сопровождающееся ощущением непреодолимой пропасти между ними;
2. Контраст между величайшим теоретическим достижением человеческой мысли – марксизмом-ленинизмом и, представляющимся «малоубедительным», даже  «ничтожным», началом науки логики Г. Гегеля;
3. Логическое основание марксизма-ленинизма видится недостаточно надёжным, поскольку опирается на две  категории диалектической логики, одна из которых («чистое бытие») теоретически недоказуемая, а другая («чистое ничто») – неопределяемая;
4. У людей с конкретным мышлением, не обременённых философским знанием, всегда возникает настороженность и подозрительность в отношении размышлений умозрительных и спекулятивных;
5. Отсутствие уверенности в правильном восприятии слов, терминов, категорий философского языка 200-летней давности и точности перевода;
6. Использование принципа движения в процессе изучения науки логики, обратного (от абстрактного к конкретному) тому принципу познания, которое исторически использовало человечество (от конкретного к абстрактному);
7. Отсутствие изначально необходимой дидактической установки, определяющей место категории «бытие» в материалистическом понимании системы взаимосвязи «материя-бытие-сущность», что важно для выяснения причины относительности человеческого знания.

Может быть, кому-нибудь покажется интересным итог моих размышлений, устраняющий главное препятствие к изучению «Науки логики» Г.Гегеля: сомнение и неверие. Постараюсь следовать порядку перечисленных причин.
  1.    Кажущееся несоответствие диалектической философии и повседневной действительности можно преодолеть практической деятельностью. Все  рассуждения должны постоянно контролироваться практикой. Несоответствие теории и практики всегда должно быть поводом к уточнению теоретической позиции. Диалектической логикой нельзя пользоваться по шаблону и следовать раз навсегда выведенным законам. Умение, знание, опыт, смекалка и талант помогают применить диалектическую логику в жизни, в общении, в профессиональной деятельности. Избыточность любой информации (философских знаний тоже), воспринимаемая бездумно и не подкреплённая жизненным опытом, бесполезна и, даже, вредна. Учение без размышления вредно. Размышление без учения опасно.

       Необходима изначальная установка на крепкую связь философских знаний с конкретной действительностью. Для меня не существует философии, которая была бы отдельно от меня, моих мыслей и моей жизни. Зачем вообще изучать философию, если она никак не связывается с конкретной действительностью? К примеру, в психотерапевтической практике очень актуальна сложная и конкретная проблема – проблема одухотворённости жизни, а по-другому, проблема утраты или отсутствия Высокого Смысла целесообразного существования.

  2.     Зачем диалектической логике Г.Гегеля понадобились две «сомнительных» категории? «Чистое бытие» - категория недоказуемая, «чистое ничто» - категория неопределяемая. Можно сказать, что это запрос практики, потребность спекулятивной теоретической конструкции Г.Гегеля, что нисколько не умаляет её научно-практического значения. Дело в том, что философская категория «движение» - категория векторная. Направленность, как качество движения, является определённостью и атрибутом движения. Возникла необходимость обозначить направление движения с ущербом для бытия  или преимуществом для него.

 3.   «Чистое ничто»  в начале диалектики исполняет роль нуля в математике. Человечество какое-то время обходилось без нуля, но можно ли представить без нуля современную математику? Такое пояснение делает всякое сомнение по поводу начала диалектической логики абсолютно ничтожным. Нам нужен результат или подтянутое к нему доказательство? – Разумеется, результат, тем более, что результат замечательный, гениальный. Доказательство начала диалектической логики, между прочим, очень остроумное и поучительное. В.И.Ленин говорил, что «Гегель гениально угадал в диалектике понятий диалектику вещей».

  4.  Умозрение – идеалистически (вовсе не обязательно! – курсив мой – Андрей Зуев) ориентированное философское мышление. «Умозрение «конструирует» БЫТИЕ, стремится вывести всю полноту «мирового целого» из простых и придуманных (логически выведенных и названных – А.З.) исходных философских категорий» (Шеллинг). Таковым является рационалистическое умозрение Г. Гегеля, которое связано с необходимостью решения формально-логических проблем и вопросов идеалистической (и материалистической тоже – А.З.) диалектики. В определённой мере, у Г.Гегеля, оно же представляется интуитивным умозрением, сыгравшим известную и значительную роль в развитии материалистической диалектики. Таким образом, умозрение  - вовсе не ущербный мыслительный акт. Оно не отвергается материалистической мыслью нового времени. – Курсив мой (Андрей Зуев).

       Спекулятивное мышление – форма теоретического знания, которая выводится без обращения к практике (опыту). Умозрительное обоснование и построение теории отождествляется с философией высшего ранга. Г. Гегель построил новый вариант спекулятивного знания, которое составило основу диалектики как высшей формы теоретического умозрения ИСТИНЫ.  То,  что позволено великому труженику, гениальному мыслителю  Г. Гегелю и, возможно, людям, подобным ему, непростительно более никому. – Курсив мой (Андрей Зуев).

       Его мышление отличается высокой дисциплинированностью, редким даром ясно видеть (зрить) умом, что доступно и понятно далеко не каждому человеку. Однако люди, стремящиеся к знанию, преодолевшие барьер непонимания в результате первого впечатления, открывают для себя большие возможности самопознания и постижения окружающего их мира. Во всеобщих категориях диалектической логики содержится всё богатство единичного и особенного, то есть конкретного,  того, из чего  складывается вся человеческая жизнь. 
 
  5. Материя – единое, что есть. Но мы знаем, что есть бытие. Следовательно, по Гегелю, материя есть бытие. Однако, бытие – это не только материя, но и то, что материей в бытии не является, а является в бытии её материальной сущностью. (Сущность есть снятое бытие, по форме - отрицание бытия  - замечание проф. Попова).   Таким образом, сущность (материя в движении) находится внутри бытия потому, что бытие находится внутри сущности.

       Проясняется и причина относительности человеческого знания. Знание относительно чего? – Знание относительно бытия и сущности. К примеру, жизнь, относительно сущности, смысла не имеет («Жизнь – способ существования белковых тел» - Ф. Энгельс), в то же время, относительно бытия, жизнь человека без смысла невозможна.  Бытие и сущность в материи (материи в движении) соотносятся как форма и содержание, как моменты становления, противоречивое единство которых завершается новым качеством – спокойной простотой.

 Материя – единое, что есть всегда, но даётся нам в ощущениях только в бытии. Сущность проявляется в бытии, если оно есть, потому что бытия может и не быть.  Главное противоречие бытия в том, что оно есть, и его нет. А что есть? – Всегда есть материя в движении.  Мы понимаем теперь, что бытие – это снятый момент сущности, который развивается не сам по себе (от бытия к бытию), а вместе с сущностью (от сущности к сущности). – Курсив мой (Андрей Зуев). Более обстоятельной является моя статья в интернете или на сайте «пермь кпрф» - «МАТЕРИЯ, БЫТИЕ, СУЩНОСТЬ» от 14.04.2014 г.
(Хорошо. См. замечания.  Проф.  Попов.)          

       В учебниках по философии советского периода утверждалось, что бытие определяет сознание. С этим можно согласиться, но с оговорками. Если мы действительно придерживаемся диалектической логики Г.Гегеля, то надо признать, что бытие и материя – различные философские категории. Нельзя необоснованно подменять одну категорию другой. Категория «бытие» Г.Гегеля изначально не содержит материальной сущности. Его «бытие» - понятие, отвлечённое от всего, кроме того, что «оно есть». Г.Гегель со своей научной щепетильностью идёт ещё дальше. Он находит такое бытие, которое как и положено бытию, есть, но мы ничего более не знаем о нём. Такое бытие он назвал «чистым бытием». 

       Тут всякий человек, используя простую формальную логику, самостоятельно и просто сделает вывод о том, что «чистое бытие», на самом деле, есть «чистое ничто». В своём сознании мы фиксируем вневременный логический переход одного понятия в другое, противоположное первому. Однако же мы рассматриваем «чистое ничто» и, следовательно, оно есть. Мы уже знаем, что есть только бытие. По  этой причине, «чистое ничто» - это бытие, которое, будучи отвлечённым от всего,  снова есть «чистое бытие».  В своём сознании мы в очередной раз фиксируем вневременный логический переход одного понятия в другое, противоположное первому.

       Таким образом, мы в своих рассуждениях в рамках формальной логики попадаем в ловушку, в замкнутый круг бесконечного перехода одной противоположности в другую. Г.Гегель делает гениальный вывод, согласно которому, в каждом отвлечённом (абстрактном) движении содержатся две противоположных тенденции (движения), а борьба этих тенденций является причиной самодвижения (развития) бытия. В.И.Ленин по этому поводу сказал, что Г.Гегель «…в диалектике понятий гениально угадал диалектику вещей».

24.01.2016 г. А.Зуев.