Тульский край в древности

Алекс Вальтер
Недалеко от Тулы, в Щекинском районе, ниже села Супруты на правом высоком берегу главной реки Тульского края Упы возвышается небольшая равнина. Её южная и юго-западная стороны заканчиваются обрывом, с севера большим оврагом, а на западе ; искусственным земляным валом.

Это место, со следами труда человека, издавна привлекало внимание окрестных жителей. Но они не могли объяснить, что было здесь когда-то. Затерялась память о людях, избравших много веков назад это малодоступное место для своего поселения. Долгое время существовала легенда о разбойнике Кудияре, который со своей ватагой, набранной из беглых крестьян и других «лихих» людей, будто бы «шалил» на большой дороге в тех местах. Грабил только богатых, а добычу раздавал бедным, а то, что не успел раздать, закопал в тех местах.

 Местные, а иногда и приезжие любители сокровищ несколько раз пытались отыскать заветный клад, но каждый раз безуспешно. Кладоискательский пыл любителей чужого добра быстро иссякал, а после каждого такого набега оставались лишь не засыпанные ямы и рвы, как шрамы, обезображивающие зеленную гладь луга. Время шло, и земля постепенно затягивала эти уродливые шрамы на своем теле, до следующего появления кладоискателей.

Но однажды жарким июньским днем в селе появились незнакомые люди с палатками, лопатами, кирками и прочим шанцевым инструментом. Среди местных жителей тут же разнесся слух о том, что приезжие будут искать Кудеяров клад. Только вот прибывшие незнакомцы выглядели как-то странно в легких панамах, некоторые в очках, но больше всего поразило уже загорелых на огородах селянок, это то, что среди приезжих были две женщины в широких сатиновых шароварах. Помимо лопат, они привезли книги, толстые тетради, куда записывали все что видели. Через день все уже знали, что приехали археологи и что на месте, где будут вестись раскопки, никакого клада не может быть, а на лугу в далекие времена было поселение древних людей, называемое городище.

Несколько дней деревенские ребятишки, как в школу, каждое утро прибегали посмотреть на чудных городских, которые любую находку осторожно очищали деревянными палочками и даже кисточками. Скоро стали находить черепки от глиняной посуды, медные украшения и пряжки, покрытые зеленым налетом, а под толстым слоем желто-бурой ржавчины угадывались части конской упряжи, сделанной из железа. Попадались остатки костей животных.

Прошло не меньше месяца, уже давно не было и зрителей из местных, когда археологам по-настоящему улыбнулась удача. Под толстым слоем грунта были обнаружены железные топоры, серпы, другие орудия хозяйственной деятельности древних поселенцев. В нескольких найденных глиняных горшках были остатки зерна, почерневшие от времени.

Экспедиция проработала почти все лето. В результате раско-пок были найдены несколько десятков артефактов, которые подлежали тщательному изучению, но уже не в полевых условиях, а в научных лабораториях.

В результате научных исследований было установлено, что часть раскопанных находок относится к IV в., а некоторые най-денные на меньшей глубине к более позднему периоду к XII в.

Все вещи из археологического раскопа Супрутского городища, по своей форме и технике изготовления характерны для одного из восточнославянских племен, известного в истории под именем вятичей.

Однако возникает вопрос: А до вятичей наш край совсем был безлюдным и необитаемым?

Да, вятичи не были первыми обитателями края. За много ве-ков до них здесь уже жили люди. О древнейших племенах, насе-лявших теперешнюю территорию нашей области, можно судить только по предметам, найденным при археологических раскопках.

Первые поселенцы на тульской земле в раннем железном веке (I-е тыс. до н.э.) были племена так называемой Верхнеокской археологической культуры. Они получили название ; балтские племена. С течением времени представители этого этноса менялись. Особое влияние на них оказали пришельцы с территории бассейна реки Десны.

Под их воздействием к IV в. н. э. они сформировали новую культуру, за которой закрепилось название «мощинская». Это на-звание было дано ей археологами по месту в Калужской области, где впервые было раскопано городище этой культуры. По языку ее представители были, по всей вероятности, балтами - членами большой, существующей и в наши дни индоевропейской языковой семьи, в которую входят и славяне. Прямыми потомками балтов считаются современные литовцы. Самая восточная группировка балтов, занимавшая в IV - VII вв. н.э. бассейн верхней Оки и верховья Днепра, в древности именовалась голядью. Представители этого этноса жили в наземных домах и землянках на городищах (укрепленных поселениях) и селищах (открытых поселениях). Они занимались земледелием, охотой, рыболовством, освоили гончарное ремесло, простейшую металлообработку, строили нехитрые жилища, когда надо воевали.

При обследовании городищ близ города Белева ученые обна-ружили грубо обработанные кремневые орудия и изделия бытового назначения. Было установлено, что эти изделия относятся к IV – II тыс. до н. э. Они выделили эти археологические находки по способу их изготовления в особую группу, характеризующую уровень развития местных племен и назвали ее белевской культурой, которая была распространена по Оке и ее притокам не только в нашем крае, но и за его пределами.

При раскопках Сатинского городища, находящегося близ деревни Сатинки (на р. Упе ниже г. Советска), тоже были найдены кремневые орудия, но уже шлифованные, а топоры имели правильные просверленные в них круглые отверстия. Там же были найдены предметы для рыбной ловли ; гарпуны и для охоты ; наконечники для стрел, сделанные из кости, а в верхних слоях были обнаружены изделия из меди и рыболовные крючки из железа.

Сатинское городище более позднее, чем Белевское, и отно-сится к VI – IV вв. до н. э. О том, что нашу тульскую землю в древности заселяло одно из восточнославянских племен ; вятичи, мы знаем не только по археологическим данным, но и из древнейшей русской летописи, где дословно написано: «…Вятко седее с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи». Они заселяли всю правобережную часть бассейна Оки от Зуши на юго-западе до Беспуты на северо-востоке и верховья Дона и Осетра.

Жили вятичи родовой общиной. Во главе каждой, как и всех славянских племен, стоял старейшина рода. Вятичи вели оседлый образ жизни. Основным занятием их было земледелие, но расши-рять поля было очень трудно, так как надо было отвоевывать каждый надел у векового леса.

Отвоеванная тяжелым трудом земля была малопригодна под пашню. Основные торговые пути располагались южнее, вдоль больших рек, что явилось причиной медленного развития хозяйства.

Жили небогато, продукты земледелия в основном использовались для собственного потребления. Охота, рыбная ловля, бортничество были дополнительными источниками к существованию. Торговля с соседними племенами только зарождалась.

Как и другие славянские племена, вятичи знали гончарное, кузнечное и другие ремесла. Дальнейшее развитие хозяйства спо-собствовало росту частной собственности, обогащению отдельных членов общины и родовой знати, превращению их в землевладельцев. Так, в X - XI вв. у вятичей, позднее, чем у других славянских племен, возникает феодальное общество.

Но пережитки родового строя еще держались вплоть до XII в. Из крупных землевладельцев-феодалов выбирался князь, но все важнейшие дела по-прежнему решались на вече, где главную роль играли старейшины.

Князь Юрий Долгорукий  совместно с князем Ростиславом Ярославовичем  вел переговоры с ними, а не с князем вятичей. Вятичи, хотя и платили дань киевским князьям, долгое время со-храняли свою обособленность и не раз пытались выйти из-под их власти. Владимир Святославович  в 981 - 982 гг. дважды ходил войной на вятичей, призывая половцев , и оба раза приводил тех к послушанию, заставляя платить дань. Причем так как вятичи в основном были землепашцы, то платили дань «от плуга», т.е. с каждого плуга или сохи деньгами.

Наряду с различными орудиями труда и бытовыми предме-тами до нашего времени дошли и некоторые характерные только для этого племени предметы: женские украшения, элементы военной амуниции ; железные наконечники стрел, кованые мечи, брони.

Киевский князь Олег , собираясь в поход на Византию в 907 г., взял с собой и вятичей, и они ходили с ним на Царьград на греков.
Вот как об этом пишет великий русский историк С.М. Соловьев:
«Взял с собой варягов множество, и новгородцев, и чуди, и кривичей, и других народов. Со всеми с ними пошел Олег на конях и в кораблях и пришел к Царьграду; греки замкнули гавань и затворили город. Олег вышел из корабля, велел корабли вытащить на берег и повоевал городские окрестности. Русские перебили множество греков, разорили дома, пожгли церкви, одним словом, поступили так, как обыкновенно поступают неприятели. Греки, видя все это,  испугались, выслали к Олегу послов и предложили дань, какую только захочет. Олег согласился и возвратился в Киев, неся золото, драгоценные камни, плоды и вина. Народ прозвал его Вещим».

В некоторых местах нашего края встречаются погребальные курганы вятичей, обустроенные по древним русско-славянским обрядам. Так, около д. Западная Суворовского района при разрытии кургана было установлено, что обряд состоял в сожжении трупа, а оставшиеся кости и пепел собирались в глиняную посуду. Она устанавливалась на подготовленную площадку, на которую насыпался курган.

В XII в. из старого родового поселения вятичей возник древний городок Дедославль (сегодня д. Дедилово Киреевского района). Это было укрепленное поселение, в котором проживали ремесленники, огородники и где велась торговля. В летописи указываются и другие города вятичей: Городец на р. Осетре, основанный в 1138 г., Новосиль, Воротынск, Белев (1147 г.), Дубок-на-Дону.

С распадом единого древнерусского государства обособились самостоятельные княжества. Владимиро-суздальские и черниговские князья вступили в длительную борьбу за обладание землей вятичей. Противостояние завершилось соглашением между сторонами, по которому территория Тульского края отошла к Чернигову, где княжил в то время Изяслав Давыдовыч.

Почти два века черниговские князья удерживали древнюю землю вятичей под своей рукой, но неизбежный процесс феодального дробления земель пришел и сюда. К середине XII в. образовались удельные княжества Белевское и Новосильское (в настоящее время эти земли входят в состав Орловской области), из которых позднее выделились Воротынское (Калужская область) и Одоевское княжества. На р. Оке располагалось Тарусское княжество, одним из городов которого с конца XIII в. был Алексин.

Каждый удельный князь укреплял свою «столицу» земляными валами с деревянными стенами и башнями. Память об этих укре-плениях сохранилась до наших дней в виде насыпей, небольших курганов в Одоеве, Белеве, Алексине. Тула как укрепленный городок впервые упоминается в летописи в 1146 г. Этот год официально и считается в настоящее время годом основания Тулы.

Для утверждения своей власти черниговские князья стреми-лись использовать влияние церкви, которая уже в течение почти двух веков распространяла свое влияние на русских землях. После успешного похода князя Игоря  (сына варяга Рюрика) с дружиной на греков в 941 г., когда греки заплатили богатую дань золотом, серебром, богатыми тканями, через некоторое время из Царьграда от греческого царя Романа прибыли послы в Киев.

По тогдашним обычаям необходимо было провести церемо-нию присяги в знак мира. Русские послы это сделали раньше в Царьграде, сразу после успешного похода князя Игоря. Теперь настала очередь принести такую же присягу в Киеве самому Игорю и его приближенным в присутствии греческих послов. Так как среди дружины князя много было русских и варягов , уже принявших христианство, то присягу приносили по двум обрядам.

Сам князь, его люди пришли на холм, близ Киева, где стоял Перун, положили перед идолом оружие, щиты, золото и клялись о мире в присутствии  греческих послов. На следующий день церемония проходила уже по христианскому обряду в киевской церкви св. Илии. Это был не последний мирный договор между русскими князьями и греческими царями. Русские и греки воевали еще не раз за земли, за владение торговыми путями, за рабов, но ни разу не было того, чтобы они сражались из-за различия в вере.

Во время этих ритуальных действий присутствовало много простого народа, часть которого уже тогда уверовала в христианство, но основная часть народа и знати продолжали жить по языческим обычаям.

Через год в походе на древлян  князь Игорь был убит в сражении, а его жена Ольга , собрав большое войско, жестоко отомстила за смерть мужа, обложив древлян огромной данью, (по две гривны с человека), и отдав многих древлян в рабство своим приближенным.

В 955 г. княгиня Ольга во время поездки в Царьград приняла христианскую веру и, вернувшись в Киев, уговаривала своего сына Святослава  креститься, но он не прислушался к матери и продолжал жить по языческим обычаям. Сама Ольга многое сделала в Киеве, чтобы христиан на русской земле стало как можно больше. При ней стали строиться новые храмы, монастыри. После смерти матери Святослав доверил Ярополку княжить в Киеве, Олега посадил древлянам, третьего сына Владимира по просьбе новгородцев вместе с его дядей Добрынею отправил служить в Новгород. Сам Святослав отправился в Переяславец-на-Дунае, где находится, как он считал, середина земли русской. Там проходят основные торговые пути, там купцы везут золото, ткани, вина, плоды разные из Греции, из Богемии и Венгрии ; серебро и лошадей, а из Руси звериные шкуры, мед, воск, рабов.

Считается, что Киевская Русь приняла христианство в 988 г. при киевском князе Владимире Святославовиче. Ему пришлось сделать нелегкий выбор. Такой выбор ; это особенность русской истории. Западные народы решали дилемму: либо язычество, либо христианство. На Востоке, где основалось Казарское царство, которое состояло из нескольких различных народов.

Но Русь находилась на границах Европы и Азии. Здесь, на этих границах, сталкивались не только различные народы, но и разные религии. Выбор Владимира нелегок еще и потому, что в его дружине была сильная языческая партия, которая оказала большую помощь в начале его княженья в борьбе за престол с его братом Ярополком.

Сохранилось предание, что перед походом на Корсунь Вла-димир дает обет принять христианство, если бог христианский поможет ему. Удача сопутствовала Владимиру. Он вернулся в Ки-ев с богатой добычей, становится великим князем Киевским, принявшим христианство. Здесь он сокрушает идолов, а духовенство, приведенное им, проповедует новую религию на улицах города. Многие уже знакомые с христианством  с радостью принимают его, другие колеблются, как прежде колебался Владимир, некоторые же упорно стоят за старую веру. Тогда Владимир употребляет свою княжескую власть. В один из дней он объявляет, чтобы на другой день весь народ явился к реке для крещения, а кто не явится, тот будет врагом князю. Те, которые колебались и ждали какого-нибудь решительного знака, с радостью пришли к реке, видя пример князя и бояр и говоря, что если бы христианство не было лучшею религией, то князь и бояре не приняли бы его.

Некоторые, по свидетельству митрополита Иллариона , шли неохотно, из страха перед князем. Некоторые же, закоренелые язычники, бежали из Киева, скрываясь в лесах и степях.
Новая религия приходила в различные части Руси и с князь-ями, и с купцами, и с воинами-варягами. Кто-то принимал хри-стианскую веру охотно и добровольно, но большинство приходилось принуждать. И куда бы ни приходили князья, принявшие христианство, они строили церкви и крестили своих поданных. Таким образом крещение распространялось по русской земле. Однако долгие годы, почти двести лет, то тут, то там вспыхивали бунты не согласных, стремившихся исповедовать свои языческие обряды.

В основном христианство пришло на Русь из Византии, и даже сейчас, через тысячу лет ясно, что в основе канонов русской православной церкви лежат греческие корни. Греческая церковь наиболее близка к русской православной. Евангелие на русском языке ; это перевод с греческого, большинство почитаемых в России икон до сих пор хранятся в греческих монастырях, церковные обряды русской православной церкви в большой степени схожи с обрядами греческого православия.
Постоянная междоусобица князей, которые пытались расширить сферу своего влияние на соседние земли, когда брат воевал против брата, дяди, а то и своего отца, никак не способствовала укреплению русской государственности. Мало было завоевать территорию, надо было еще и удержать ее под своей рукой. А для этого было недостаточно только военной силы, надо было привлечь что-то, что объединяло бы завоевателей и побежденных. Такой силой и стала религия.

 Миссионерская деятельность монахов и священников была очень распространена в то время на Руси.

После покорения вятичей черниговские князья для утверждения своей власти тоже целенаправленно стремились использовать влияние церкви. Для большинства священников такая просветительская деятельность заканчивалась печально. Те же вятичи в один из осенних дождливых дней перебили немногочисленную охрану монаха Кукши, посланного черниговским князем для крещения одного из племен, после чего убили и самого проповедника. Пришлось снаряжать дружину под командованием воеводы, чтобы усмирить непокорных язычников и взять пленников, которых потом можно было выгодно продать в рабство. Прибывший с дружиной для усмирения смуты игумен Захарий провел и крещение строптивых вятичей.

Проповедование новой религии среди языческих племен древней Руси было хоть и благородным делом, но очень опасным. Но тогдашние служители веры были людьми отважными и во многом бескорыстными.
Одним из таких людей был святой Антоний, который, буду-чи отважным молодым человеком, отправился в Грецию с купеческим обозом, но не за добычею, не за славою, а затем, чтобы получить знания, поступив для этого простым служкой в монастырь. Возвратился через несколько лет иноком и положил основание Киево-Печерской обители.

Печерский монастырь воспитал целый ряд подвижников христианства, которые своим примером, так много способствовали распространению христианства на земле русской.

Перемены стали заметны во второй половине XII века, когда на историческую сцену выступает новое поколение грамотных христиан. Это и новое в отношениях старшего князя к младшим, и ослабление родовой связи между княжескими линиями, из которых каждая стремится увеличить свои силы за счет других родословных линий и подчинить себе последние уже в государственном смысле.
Таким образом, через ослабление родовой связи между княжескими линиями, через их отдаление друг от друга и через нарушение единства Русской земли подготавливался путь к ее собиранию, сплочению около одного центра, под властью одного государя.

Примером людей нового поколения является третий сын ве-ликого князя Владимира ; Ярослав. Он в юности принял христианскую веру и был обучен грамоте. По понятиям тогдашнего общества христианство и грамотность были нерасторжимы. Зная грамоту и догматы веры, Ярослав заботится, чтобы и другие имели те же знания. Он заставляет писцов переводить и переписывать религиозные книги, строит церкви, собирает детей из знатных семей, а по сути, отбирает их и отдает учиться у монахов. Матери ; полуязычницы оплакивали своих детей, как мертвых, не веря, что когда-нибудь увидят их живыми. Центром знаний в то время были монастыри.
Дробление территории древней Руси, междоусобные войны князей разоряли страну, ослабляли ее возможности сопротивлению внешним врагам. Князья не могли объединить свои силы, чтобы противостоять страшному татаро-монгольскому нашест-вию. Пройдет без малого сто лет, пока начнется постепенное объединение русских земель под началом Московского княжества, и не последнюю роль здесь сыграет совместная борьба против татарского ига.