Морская романтика увезу тебя на край земли

Надежда Семеновская
 Морская романтика: увезу тебя на край земли…

Человечество всего манили приключения, путешествия и тайны. Первые увеселительные прогулки по морю практиковались еще в античные времена. Россия как одна из морских держав накопила большой опыт круизного туризма; в настоящее время эта отрасль – одна из самых перспективных.

Круизный туризм – это особый вид туристических услуг, сочетающий в себе реакреационные, спортивные, лечебно-оздоровительные и познавательные виды отдыха. Круизом считается путешествие на паромах, морских и речных лайнерах, включающееся развлечения на борту и береговые экскурсии, осмотр достопримечатльностей портовых городов.

Круизный бизнес достаточно затратный, требующий, кроме немалых капиталовложений. Маршруты речных круизов проходят по внутренним водным артериям. Среди морских круизов принято выделять кругосветные – плавание вокруг Земли в виде одного длительного путешествия, которое продолжается не менее ;прибрежные круизы, маршрут которых проходит по водам, прилегающим к берегам основных материков.

Отдельный вид – экспедиционные круизы, которые представляют собой специально организованные круизные программы, маршруты которых проходят через малодоступные зоны планеты: акваторию Северного Ледовитого океана, районы Северного Полярного круга, Антарктического полуострова, Фолклендских островов или Южной Георгии или Меланезии. Подобный вид отдыха, конечно, считается экстремальным.

В советское время расцвет водного туризма пришелся на конец шестидесятых – семидесятые годы. С распадом СССР, в начале 1990-х годов круизная сфера переживала упадок: теплоходы постепенно ветшали, цены на путевки росли и становились недоступными для большинства граждан, а качество обслуживания оставалось крайне низким. Россияне почти забыли про путешествия по воде, переключившись на ставшие очень модными поезки на курорты Египта, Турции, Таиланда…

Вновь интерес к речным и морским круизам в России появился в начале десятых годов, и с каждым годом растет количество туристических компаний и предложений как внутри страны, так и на внешнем рынке. Одним из самых востребованныйх направлений является путешествие по Балтийскому морю с заходом в порты европейских городов.

Первопроходцем рынка прибрежных круизов в современной России по праву считается российская частная судоходная компания St. Peter Line – оператор пассажирских паромов на Балтике. Основанная российскими и швейцарскими инвесторами, компания зарегистирована в Европейском Союзе и является единственным оператором, который работает круглый год. Компания St. Peter Line разработала несколько маршрутов путешествий из Санкт-Петербурга в Хельсинки, Стокгольм, Таллин на пароме.

Первое судно – современный грузопассажирский паром Princess Maria («Принцесса Мария») - вышло на маршрут «Санкт-Петербург — Хельсинки» 21 апреля 2010 года. Через год линию «Санкт-Петербург – Стокгольм» стало обслуживать второе судно SPL Princess Anastasia («Принцесса Анастасия»). Паромы полностью соответствуют евпроейским страндартам.

Следует заметить, что оператор St. Peter Line позволяет иностранным пассажирам находиться на территории РФ 72 часа без визы. За четыре года компания перевезла более двух миллионов человек, 30% из них – иностранцы, представители 138 государств.

На Юге России основной центр морских круизов – разумеется, Новороссийск. Одним из самых современных маршрутов является морской круиз вокруг Европы «Одесса – Санкт-Петербург», позволяющий за одну поездку посетить практически все европейские страны. К сожалению, тур стоит дорого и не слишком доступен даже представителям среднего класса в нашей стране. К счастью, есть более доступные маршруты с заходами в порты Турции, Египта, Греции, Италии, Израиля и Испании.

Возрождается и интерес к речным путешествиям по Волге, рекам Сибири и Амуру, по акватории озера Байкал. Например, в Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую деятельность, но только 32 фирмы организуют водные круизы по озеру Байкал. Из них только шесть компаний являются крупными и надежными операторами, имеющими в своем распоряжении собственный парк судов: группа компаний «Истлэнд», в которую входят туристическая компания «Истлэнд» и ОАО «Восточно-Сибирское пароходство» - владелец современного флота на Байкале.

Собственниками и одновременно организаторами круизных бакайльских маршрутов также являются известные в Приангарье туристические фирмы: «Байкальская виза», «Абсолютная Сибирь», «Байкалинфо», «Байкал Сити», «В мире фантазий», «Персона», «сибтаймс». Остальные компании или вовсе не владеют судами, арендуя их, или имеют в собственности одно – три судна.

Этим и объясняется тот факт, что множество красивейших мест на Байкале оказались, к сожалению, вне поле зрения туристов. Ведь маршруты обуславливаются сложившейся системой судоходства, широко практикуются сборные круизы: пассажир может подключиться к маршруту в любом пункте следования.

К сожалению, развитие круизного туризма в России тормозит отсутствие достоверного статистического учета, ослабление государственного регулирования, программы стимулирования развития судостроения, ориентирование на иностранные суда; слабая роль и поддержка делового сообщества, недостатки в подготовке кадров и низкие темпы создания особых экономических зон. Также следует привести в порядок портовое хозяйство России, где уровень сервиса часто остается очень низким.

Кроме этого, все чаще в России предпочитают использовать пассажирский паром именно как вид транспорта. Так, в апреле этого года экс-президент РЖД Владимир Якинун анонсировал организацию скоростного паромного пассажирского сообщения между Калининградом и Усть-Лугой, обозначив, что развитие паромного сообщения с Калининградской областью является одним из приоритетных направлений деятельности РЖД.

Особое значение пассажирский водный транспорт имеет в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь в период навигации 2016 года планируется перевезти более 60 тыс. пассажиров водным транспортом. Объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидий организациям водного транспорта, осуществляющим транспортное обслуживание населения на восьми межмуниципальных и двух межрегиональных маршрутах, предусмотрен в размере 345,2 млн рублей.