Как спастись?

Ангелина Кныш
Принято считать, что основным условием спасения души верующего человека является искреннее покаяние в своих грехах и причастие – чем чаще это действо совершается на протяжении жизни, тем лучше, а если еще и перед самой смертью, то это наверняка гарантия попадания в рай.

Действительно, это необходимое (Христос в Евангелии призывает к покаянию), но НЕДОСТАТОЧНОЕ условие. В одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачев категорически заявляет: «На Страшном суде нас судить будут не за грехи (их искупил за нас Иисус Христос), а за ОТСУТСТВИЕ ДОБРЫХ ДЕЛ!».

В Евангелии четко показано, по какому признаку Христос в последний час будет сортировать людей на «овец» и «козлов»: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, …ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф.25:41-43).
 
По сути, Господь потребует строгого отчета о выполнении заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя», что означает возлюбить Самого Бога, поскольку до Страшного суда, когда начнется «отсечение сухих ветвей во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов», мы все пребываем в едином с Ним духовном поле.

Поэтому постоянное творение дел МИЛОСЕРДИЯ в земной жизни – это, действительно, один из основных путей обретения Царствия Небесного. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» – говорится в заповедях блаженств, а это означает, что за дела милосердия простятся людям их грехи (Мф. 5:7). Здесь важен акцент не на добрых делах для тех, которые и нам делают добро, ибо так поступают и грешники, а для тех, от которых не надеемся получить обратно, в том числе от врагов (Лк.6:32-35).
 
Два других пути также прямым текстом описаны в Евангелии. Первый – это длительные БОЛЕЗНИ и СТРАДАНИЯ (претерпевший их Лазарь показан затем в раю, и даже разъясняется, что именно за это он попал туда (Лк.16:19-25). Второй – это МУЧЕНИЧЕСТВО – распятый на кресте благоразумный разбойник, как известно, также попал в рай (Лк.23:39-43).

Что объединяет эти три пути стяжания Царствия Небесного? Во-первых, то, что во всех этих случаях от человека требуется принесение ЖЕРТВЫ Богу (и в данном случае весьма значительной), что с библейских времен было непременным условием умилостивления Господа и получения от Него просимого. Даже возлюбленный Сын Божий не избежал этой участи, а уж тем более, мы, призванные подражать Ему во всем.

Во-вторых, эта вольно или невольно приносимая жертва должна восприниматься человеком не с внутренним ропотом, протестом, сожалением и т.д., а с глубоким СМИРЕНИЕМ, сознанием своей полной покорности воле Божьей и получения наказания по заслугам. Это НЕОБХОДИМОЕ и САМОЕ СЛОЖНОЕ УСЛОВИЕ, которое нужно соблюсти, чтобы жертва оказалась не напрасной. Покорно переносил свои страдания Лазарь, смиренно признал себя достойным наказания правый разбойник и просил Христа лишь помянуть его в Царствии Небесном – и оба удостоились наивысшей награды.

Чтобы сдвинуть процесс спасения души с мертвой точки, святые отцы советуют не забывать, что Бог – это Дух, Ему противно все порождающее грех мирское, поэтому для угождения Богу нужно постараться сместить центр тяжести своих мировоззренческих ценностей в сторону ДУХОВНОГО. Например, как советовал апостол Павел язычникам, начать воздерживаться от идоложертвенного (мяса) и блуда, а также не делать другим того, чего себе не хотите (Деян.15:29).

Каждый такой даже самый маленький шажок грешника навстречу Богу будет с радостью воспринят на небесах и получит многократную поддержку в ответ (об этом говорится в притче о блудном сыне).

Самое удивительное, что истинно смиренный человек обретает Царство Небесное внутри себя еще на земле, независимо от своего материального, семейного и прочего состояния. Об одном таком счастливом нищем страннике рассказывает святитель Димитрий Ростовский с его слов:

«Какое положение мне дал Бог, я за это благодарю. Когда все меня поносят, хвалю Бога, зная, что все это делает Он, и невозможно, чтобы совершаемое Им оказалось злом. Все попускаемое Богом – благоприятное или неблагоприятное одинаково все это воспринимаю от руки доброго Отца и единственно хочу того, чего Бог хочет. Жалок тот, кто ищет в этом мире счастья, истинное счастье в жизни – полагаться во всем на волю Господню. А воля Божия – всегда совершенная, добрая и правая. Я же, стараясь всегда согласовать свою волю с волей Божьей, считаю себя неизменно счастливым».

Именно так, словно с окаменевшей бесформенной глыбы, поросшей мхом и облепленной ракушками греха, с болью и кровью в течение всей нашей жизни стесывает Творец с нас все ненужное, лишнее и наносное, подталкивая тем самым и нас самих к исправлению, чтобы мы смогли достойно украшать Его небесный сад. Если доверимся Ему, со смирением принесем эту жертву, перетерпим временную боль, не ожесточаясь, а попутно исправляясь и творя добрые дела, выдержим все испытания с благодарением и славой Господу (ведь эта боль для нашего же блага!) – будем спасены.