Свеча человеческая?..

Марина Яковлева
Глава из книги «Опочка в зеркалах легенд»

Ученые спорят до сего времени, возможно или нет самовозгорание человека. Большинство относится к этому явлению скептически – уж очень много воды содержится в нас, в том числе и в нашем жире (порядка 70 процентов). А сырое, как известно, не горит.

Тем не менее на протяжении многих веков в легендах и даже официальных документах фиксировались случаи спонтанного самовозгорания живого человеческого тела. Сначала это приписывалось исключительно козням дьявола; потом всё чаще замелькали сообщения, что самовозгорались, как правило, алкоголики – люди, чье тело по причине неумеренного пьянства пропитано, как губка, спиртом, веществом очень даже горючим.

Подобный сюжет есть и в русской классической литературе, он изложен на страницах поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»: у помещицы Коробочки именно таким образом погиб кузнец – неумеренно выпил, пошел от него синий – похоже, спиртовой огонёк, и, весь почернев, крепостной умер…

В 90-х годах прошлого века было высказано предположение, что самовозгораниям подвержены люди одинокие. Впав в длительную тяжелую депрессию, они тем самым запускают в своих организмах на уровне клеток некие процессы, которые и приводят, в конце концов, к спонтанному воспламенению их собственного тела…

Явление это, вообще-то, обычно именуется паранормальным.

Одна из особенностей самовозгорания – то, что окружающие предметы (даже одежда иной раз) практически не повреждаются огнем, пожравшим до пепла человеческое тело.

Я уже не помню, какой это был год (может быть, конец 90-х, может, начало нулевых), но однажды после православного праздника Рождества до меня дошло известие, что в Теребенях как раз от такого самовозгорания погибла женщина, которую местные жители называли бабой Леной. Мол, всё как по писаному: сгорела до костей, а жилье осталось цело…

Между прочим, я помню эту пожилую женщину, одиноко обитавшую в церковной сторожке. Маленькая, согбенная годами и болезнями, всегда в черном, она редко показывалась на люди, избегала их. Часто кормила птичек на церковном кладбище. Иногда к ней из Опочки наведывалась племянница.

Тихой мышкой обитательница сторожки копошилась в том углу теребенской Воскресенской церкви, где стоит канун – четырехугольный столик с ячейками для поминальных свечей, молилась там подолгу и оставляла приношения; и бывало, отец Георгий, смеясь, говаривал: «Вот сейчас баба Лена отправится домой, а мы возьмем с кануна свежую булку и пойдем чай пить…»

Об этом случае я вспомнила недавно в разговоре с жительницей Теребеней Лидией Ниловной Егоровой, дом которой, кстати, расположен практически рядом с церковной сторожкой, где и произошла трагедия.

– Не было там никакого самовозгорания, – сказала Лидия Ниловна. – В сторожке стоит старая русская печь, даже без плиты под шестком. И я думаю, что раскаленные угли с шестка скатились на деревянный пол. Он начал тлеть. И баба Лена как-то упала на этот горящий пол, потеряла сознание и загорелась тоже. Наверно, лежала она так долго.

Часам к десяти вечера, когда давно уже было темно – ведь стояла зима, мы, соседи (я, Раиса Яковлевна Ефимова, священник Георгий Здравкович Мицов), – почувствовали – на улице сильно пахнет жареным мясом. Потом к этому запаху присоединился другой, крайне неприятный, – чего-то горелого. Наконец поняли, что горит в сторожке.

Входную дверь сторожки мы распахивать не рискнули – при обильном притоке свежего воздуха домик вспыхнул бы как свечка, а ведь вокруг – всё деревянные строения, и жилые дома, и церковь. Вызвали пожарных. Они приехали, подтащили шланг к самым дверям – чтобы, чуть приоткрыв их, сразу начать заливать огонь… Ну и нашли потом бабу Лену – обгорелые кости. Она лежала у печи, пол выгорел только под ней…

Поясню: в связи с феноменом самовозгорания человека существует понятие "человеческая свеча". Суть его заключается в том, что при воздействии внешнего источника тепла на тело человека из него вытапливается жир и пропитывает одежду, которая начинает играть роль фитиля.

При попытках реконструкции подобных событий (по мнению некоторых ученых, здесь нельзя всё-таки полностью исключать возможность фальсификации) такая человеческая свеча долго горела желтоватым коптящим пламенем, причем окружающие предметы от огня практически не страдали.

Мне представляется, это очень похоже на то, что произошло в Теребенях…