Как я женился

Ирина Бурыкина
(рассказывает Аширбек Хамитович) 
  Среди богатых казахов до сих пор сохраняется обычай покупать себе невесту за калым, только теперь не табунами, а квартирами, машинами. Мы, люди простые, тоже не чураемся обычаев предков. Например, кража невесты у нас в настоящий праздник выливается. Недавно украли мою родственницу – из одного микрорайона города увезли в другой. Нам сообщили, приезжайте. Мы,  как водится, погонщиков снарядили, за  достарханом посидели. Недавно вторая часть действа прошла. Это когда родственники жениха к родителям невесты едут, на колени падают, прощения просят. А главный праздник – той -  еще впереди. Там вообще весело бывает, особенно когда жениху приходится искать невесту. То серенаду заставят петь, а голоса нет, то трехлитровую банку воды выпить, чтобы на дне ключ взять и открыть комнату, где невеста сидит. Жениху, конечно, дружки помогают с водой управиться, но вот в комнате может оказаться ложная невеста под фатой или вовсе наряженный мужчина. Еще весело, когда возле домов жениха и невесты арканы натягивают. Это всё до свадьбы. Чтобы пройти погонщикам, а потом и родственникам жениха, надо заплатить выкуп всем, кто аркан держит.
  Вот и я вспомнил, как друг женился. Учился я тогда в Семипалатинске в зоотехническо-ветеринарном институте, а мой друг и моя девушка – в медицинском. На одном факультете с другом училась девчонка – красавица, единственная дочь у родителей, которые в ней души не чаяли. Молодые полюбили друг друга, решили соединить свои судьбы, а отец девушки был против этого брака. Невзрачным ему жених показался, дочкин избранник. Семьи зажиточные. В одной  - глава семьи табунщик, в другой -  чабан. Что делать? Мы решили, что невесту надо выкрасть. Как только начались каникулы, Назгуль поехала домой, а мы с другом Саулетбеком отправились к нему, к тою готовиться. Когда с приготовлениями покончили, поехали за невестой. Подъезжаем с потушенными фарами, она, как условились заранее, выходит, садится в машину, начинаем тихо отъезжать и вдруг собаки залаяли. Сразу везде свет в домах зажегся, шум, крики. Короче, видно, как-то узнали или догадались, но погоня за нами снаряжается. Тут уж не до конспирации: включаем фары, давим на газ и уходим. Едва ли полчаса прошло, появляется толпа – на машинах приехали, на лошадях прискакали, вооружены палками, ружьями, сойлами, шокпарами. Стреляют в воздух, кричат. А у нас свадьба полным ходом идет, за столом сидим. Отец  Назгуль первым делом ее позвал, спросил, давала ли она согласие. Да, говорит, давно его люблю. Куда отцу деваться? Пошумели немного ее родственники и тоже за стол сели. Свадьба была очень богатой и веселой, вино, кумыс широкой рекой лились. На гостей, по обычаю, бросали на счастье курт, шашу (конфеты, деньги), баурсаки, гуляли четыре ночи и четыре дня, а потом еще к родителям невесты поехали с коржынами – это такие переметные сумки, - полные подарков. Я целую поэму для молодоженов сочинил. Потом у них дочка родилась, мы ее Гульназ назвали. Брак крепким оказался.
  Получилось так, что помогая другу устроить его судьбу, я и сам женился. У него на свадьбе дружкой была моя девушка, с которой мы дружили четыре года. И вот первая брачная ночь у друга. Молодым постелили, как положено, только он приходит спать ко мне. Спрашиваю, что случилось, почему первую брачную ночь он не с женой, а друг отвечает, что его Назгуль пошла спать с подружкой, то есть с моей девушкой. Я иду туда, беру любимую на руки и несу к себе. С той ночи она стала моей женой. Подарила мне двух сыновей. Теперь уже внуки подрастают. Моей любимой давно нет на свете. Жизнь с ней была для меня светлым праздником.
  А обычаи предков в применении к современности, очень даже неплохие. Помню, с родственниками жены у меня проблем не было. Они  люди цивилизованные, поняли, что между нами была большая любовь.