А может это любовь?. Ретро из классных историй

Валентина Марцафей
              Из дневника Лены Веточкиной.
       
    Первого сентября у нас в 9;ом  классе появился новый ученик, со странным именем Ростик. Нет, имя, конечно, нормальное – Ростислав, просто редкое в наше время. Странным было его полное соответствие росту хозяина. Он был на полголовы ниже меня, а я не из числа высоких.. Сел он сразу на последнюю парту, но стесняясь надеть очки, он ничего не видел на доске. Щурился, переспрашивал у соседа, и Алла Петровна, или как мы её за глаза называли «наша Аллочка», ; наш классный руководитель, учитель  русского языка и литературы – сразу вычислила проблему новенького и пересадила его на вторую парту, ко мне. Я, правда, держала место для Светланы, но она опаздывала из санатория к началу занятий, а когда пришла, то обидевшись на меня и на Аллочку, села к Стасу на  «галёрку». В общем, всё  устроилось. Только Света со мной долго не разговаривала.
          Мы часто, не сговариваясь, встречались с Ростиком по утрам, направляясь в школу. Раньше он жил в другом районе города, но после того, как его родители уехали временно работать в Польшу и сдали свою квартиру квартирантам, Ростик перебрался к бабушке, которая жила в нашем длинню-щем доме под названием «китайская стена». Заодно ему пришлось поменять школу: в прежнюю ездить стало далеко.
     А из школы вместе мы могли  идти только по четвергам. Потому что два раза в неделю Ростик после занятий стал ходить на плаванье, а я в другие два дня ходила на вокал в музшколу, а ещё записалась в группу по компьютерной графике .  Но  стоп - не о себе я хочу рассказать, а о Ростике.
         С его приходом жизнь нашего класса изменилась. Может, это сильно сказано, но  точно изменилась.  Сначала Ростик каждую пятницу придумывал повод, чтоб остаться  после уроков  для какого-нибудь сообщения. Это было для нас ново и непривычно. Вот ещё – никто не хотел задерживаться в школе и лишних пять минут! Ребята в большинстве  это  бойкотировали и несколько девчонок тоже уходили с ними. Но Ростика это не смутило. Постепенно, слыша,  как обсуждаем мы результаты наших сборов на следующий день, народу стало прибывать.
          А Ростик тем временем нашёл общий язык с Аллочкой, которая, должно быть, давно мечтала о таком генераторе идей, каким оказался  наш новичок. (Что интересно, на кличку  «очкарик» Ростик не обижался, просто не слышал, и через какое-то время ребятам было уже неинтересно его так называть.)
        Так вот, Аллочка тоже стала оставаться с нами по пятницам, хотя мне казалось, что  Аллочка  заметно нервничала, так как, её коллеги это «новшество» одОбрить бы не смогли. Но это было заметно только на первых порах. Аллочка  была  молодым педагогом, работала в школе второй год. А у нас, в 9;м «А»,- первый. Потому, что прежняя наша классная руководительница, любимая Елена Ивановна внезапно ушла на пенсию после случая, когда с урока её увезла «Скорая» в больницу. Она вскоре поправилась, но в школу  уже не вернулась, из-за возраста.            
         Так вот, Аллочка и Ростик, как говорится, нашли друг друга. Если  Ростик  предлагал  обсудить какую-то тему, Аллочка тотчас добавляла свои, не менее интересные вопросы. И наоборот,  стоило Аллочке высказать какую-нибудь идею, как Ростик мгновенно её подхватывал,  и идея обрастала множеством подробностей. О том, что они родственные души, стало понятно после такого  забавного случая.
         Однажды, после завершения обсуждения серьёзной темы, кто-то предложил развлечься: написать на листике имя своего любимого литературного героя, а потом зачитать. Можно было не сомневаться, что Гарри Поттер по-прежнему сидит в сердцах девчонок. Написали и передали на стол Аллочке. Та приготовилась зачитать, а  Стас   опередил её вопросом; «Алла Петровна, если не секрет, кто же Ваш любимый герой?»  Аллочка,  не  задумываясь, ответила: «Акка Кнебекайзе».  Большинство шутку оценило, засмеялись, но некоторые подзабыли мудрую предводительницу диких гусей.  Аллочка же посмотрела на нас и серьёзно сказала: « Я отнюдь не шучу».  Потом стала зачитывать наши ответы.  Когда не было подписи, Аллочка старалась сама отгадать автора, и, как ни странно, ей это зачастую удавалось. Но вот  на очередной записке опять нет автора. А написано было там: « Гусь Мартин». Все стали хихикать, а Аллочка весело посмотрела на Ростика. Вот тогда все и поняли, что они из одной стаи!

         Спустя какое-то время, после  одного  из  уроков истории, Ростик обнародовал мысль, которая внезапно пришла ему в голову на этом уроке.
          - А что, народ… - и он с задумчивым видом замолчал. Потом, отметив, что у народа  «ушки на макушке», он, обращаясь  уже непосредственно к старосте,  сказал: - Вот ты. Стас, что бы ты изменил в истории, если бы тебе дана была такая возможность?
          Стас, естественно, сразу отмахнулся: - Отстань, дай пожить спокойно! Что тебе не так в истории? Она никогда ничему не учит, это не я сказал.
          Но идея уже улетела в массы. И Аллочка, конечно, её поддержала, несмотря на то, что староста и примкнувшие к нему друзья держались того мнения, что «глупо даже говорить об этом». Но пятница, когда мы раскрутили эту тему, стала исторической, в прямом смысле. Конечно, юмористы наши не упустили случая, особенно Рома «Ширвиндт», который получил такое имя за то, что здорово подражал своему любимому артисту, к  слову, очень удачно. Его высказывания, типа «Запретил бы обезьяне превращаться в человека»  настроили многих ребят на весёлый лад, и посыпались похожие: « Украл бы  у американцев «Книгу рекордов Гиннеса», пусть начнут всё сначала» и т.д.
           Но, в основном, как раскрылись многие из нас, как по-новому увидели мы друг друга! Запомнились некоторые ответы: «Я утопил бы самолёты, вылетевшие бомбить Хиросиму», «Я увёл бы «Титаник» от айсберга»,
«Запретил бы всем странам иметь армии», «Я забрала бы пистолет у Маяковского». А Света сказала «Я вовремя  увела бы группу Бодрова  от лавины». Мне так понравился её ответ, что я после школы подошла к ней и попросила прощения, хотя и не чувствовала своей вины из-за парты. Мы снова стали дружить.
         Насчёт Маяковского возникла дискуссия. Кто-то  рассказал  о прочитанной в газете  версии, что это было не самоубийство, кто-то вспомнил Лилю Брик, втянули в спор Аллу Петровну, которая рассказала много интересного и о семье Брик, и об отношениях  Маяковского с Яковлевой, и о визите американской дочери Маяковского в СССР.  Много спорили и о необходимости армий. Ребята наскакивали друг на друга, как петухи. Раскраснелись, даже температура, наверное, у них подскочила.  Снизил  градус  споривших  милый  Рост, который  встал, открыл окно, и, улыбнувшись,  сказал:
          - А я, знаете, спас бы Кука.  Все  сразу успокоились, возражающих не нашлось. Аллочка  улыбалась и благодарила нас «за активную жизненную позицию». 
         Потом  мы  «замахнулись» на КВНы. Столько насобирали, или, как
принято говорить «нарыли» интереснейших вопросов, что сами здорово поумнели , и поняли: рано нам устраивать подобные соревнования. Фишка в том, по любимому выражению Стаса, что на те вопросы вряд ли  кто ответит из нашей школьной братии, и даже «Одесским джентльменам» это будет не по силам.  Надо быть Друзём или Бурдой с их багажом знаний, копившихся не один десяток лет. А мы.? Рассуждая так, староста наш подвёл черту под КВНами. К ним  надо хорошо готовиться. Это в будущем.
          По секрету скажу, что ещё одному мероприятию не суждено было осуществиться. Ростик  до сих пор вынашивает его, как Зевс своего слабенького отпрыска в собственном бедре. Уговаривает провести  «День без мата» или хотя бы  «День без курения». Но наши «классные» крутые не поддерживают, и более того – осмеивают это намерение, предлагают заменить на «День без смеха». Аллочка обиделась, но Ростик не сдаётся. Говорит, что всё дело в стимуле. Надо искать стимул. Я уверена, что он его найдёт.
          О Ростике я могу рассказывать долго и много. Но надо, наконец, приступить к истории с чашкой, а история  эта выпорхнула  тогда за пределы нашего класса.
          Как обычно, мы тщательно готовились ко Дню учителя. Избрали оргкомитет, всё запланировали: стенгазету, речи, шутки и цветы, как вдруг Ростик спросил: « А кто пойдёт к той учительнице, что на пенсию ушла?»
Я удивилась, что именно Ростик первый вспомнил о Елене Ивановне – ведь он её и не знал. Без сомнения, мы ближе к празднику вспомнили бы, но в тот момент нам стало стыдно. Определили, кто пойдёт к Елене Ивановне. Ростик попросился с нами, со мной и Светой.
        День учителя приходился на воскресенье, и потому, отметив его в пятницу в школе, мы втроём отправились к Елене Ивановне в воскресенье. Заранее мы запаслись последними цветами осени ; лучшими белыми хризантемами,  какие только смогли найти, и прихватили с собой поздравительные открытки от ребят.
        Елена Ивановна была рада нашему приходу и, судя по торту, стоявшему на столе, ожидала нас, не именно нас, разумеется, а свой любимый класс. Выглядела она здоровой. Внучка, наших лет, симпатичная и доброжелательная девочка, помогала накрыть стол, а мы со Светой заваривали чай. Ростик развлекал Елену Ивановну классными новостями и рассказывал о себе.
        Потом она попросила помочь ей достать чашки из серванта. Мы трое засмотрелись на то, как оригинально и красиво  выстроились чашки на стеклянной полке с зеркальным задником. Их казалось вдвое больше, все они были разной формы и разного цвета. Не дать, не взять  выставка в музее!
         - Ради такого праздника мы их потревожим, а то они заждались гостей,- шутливо приговаривала Елена Ивановна, отбирая пять самых ярких чашек.
         - А мой папа такой красоты, наверное, не поймёт, - с огорчением призналась Света, - всегда требует, чтоб тарелки, чашки, ложки  были
у всех одинаковыми 
         - Его можно понять. Многие предпочитают сервизы, -  оправдывая  папу, ответила Елена Ивановна. - У меня эта коллекция собралась случайно. Вот эту красную чашку подарил мне мой первый выпускной класс. А эту, зелёную, принёс медалист Алёша Очнев, когда поступил в мединститут. Я тогда на выпускном вечере, помнится, пожелала ему всегда зелёного света на пути в науку, вот он и напомнил об этом. Кстати, он меня недавно и спасал в больнице. -  Она помолчала, вспомнив своё недавнее пребывание в больнице.
         Но увидев, с каким интересом мы ждём продолжения, добавила:
      - Я ими очень дорожу. Эту коллекцию, в основном, пополняют  друзья моей молодости, друзья семьи. Привозят иногда по чашке из заграницы, когда бывают там. Но что интересно, присмотритесь,  на них нет никакого рисунка, никаких цветочков и листочков. Вот только на одной, голубой,  маленькая  надпись внизу «От Чука и Гека». Напоминает что-то?
        - Неужели от самого Гайдара? - удивлённо воскликнула Светка.
         Елена Ивановна громко рассмеялась, а с опозданием и мы с Ростом.
        - Нет, друзья мои, я не столь старая!  Это один мой ученик, фантазёр и романтик Гена Чуйков придумал. Вот нет только сиреневой чашки, и не было. Очень редкий для посуды цвет.  Но мы забыли за чай, нужно подогреть. А кто торт разрежет?
          Время пролетело весело и быстро. Внучка Оксана, аккомпанируя себе на фортепиано, спела для бабушки  «…наши любимые, наши любимые – очень рани;имые…» У бабушки Лены замечены были слёзы на глазах.
       А я увидела, что и у Ростика подозрительно  поблескивают глаза! Ну, Ростик!
       
          На следующее утро, выскочив из парадной, я сразу заметила  Ростика. Он стоял напротив, явно ожидая меня.
         - Привет, Лена! - Мы двинулись в школу. Ростик  протянул руку к моей сумке, но я не отдала её, этого ещё не хватало! Следом шагал Генка со второго этажа, первоклассник, такой малый, но на редкость пакостный мальчишка, увидит – и будет при встрече  петь «тили-тили тесто»  А Ростик хотел  что-то  важное  сказать, это было очевидно.             
         -Ты знаешь, Лена, что я вчера заметил? Да ты, наверное, обратила внимание : на тахте у Елены Ивановны сидел огромный медведь, тоже  чей-то  подарок, видно. Но что интересно, тоже сиреневого цвета!
          - Ну и что тут интересного? Бледненького такого сиреневого, ну и что?
         - А подушечка в кресле, какого цвета была, обратила внимание?
         Я остановилась и  насмешливо посмотрела на Ростика:
         - Ты что, всю ночь об этом думал? А тебе не бросилось в глаза, что я постриглась? И пошли быстрее, а то опоздаем.
          - Да , это я отметил тоже. Тебе хорошо в стрижке. Но ты послушай, Лен, и свяжи всё с чашкой. Я понял, сиреневый - это любимый цвет Елены Ивановны. И представь теперь, как ей, должно быть, обидно, что за всю жизнь так и не появилась у неё такая чашка. Вот мишка есть, подушка есть… понимаешь, это как-бы заменители чашки…
         -  Ростик, переключись! У нас на первом уроке контрольная по алгебре!
         - А как тебе кажется, это, действительно, такой редкий цвет для посуды?  Ладно, ладно, закрыли тему! Где я? Ты меня видишь? Меня уже  здесь нет. Я уже весь в алгебре. - Я рассмеялась: разве можно на Роста сердиться?!
          С  этого дня я стала относиться к Ростику иначе. Я думаю, что так можно воспринимать  любимого  младшего  брата. Но своё отношение к нему я не буду ни с кем обсуждать!
         
           Однажды, в начале  третьего урока, дежурный открыл дверь в класс и тихо сказал:
         - Извините, завуч просит зайти Чубаря. ( Чубарь – это фамилия Ростика.)
         Ростик вышел и …пропал на два урока. Пришёл  после 4-ого урока. Пояснил мне, что учительницу из первого класса срочно вызвали домой, и завуч попросила занять первоклашек до конца уроков, когда за ними придут родители.
         - Тебя? Но почему ты? -  очень удивилась я.
          Происходил разговор этот в четверг, когда мы уходим из школы вместе.  Домой мы пошли самым длинным путём. И Ростик рассказал, что в прежней школе он был, по собственной инициативе, как-бы вожатым во втором классе. « Так получилось», - Ростик был как всегда краток. А в характеристике, которую он принёс при переводе в нашу школу, написали «Любит работать с детьми. Проявляет склонность к педагогической деятельности», или что-то в этом роде. Вот завуч при случае и вспомнила, ведь она сама принимала у него летом документы и беседовала с ним. А теперь предлагает и здесь взять под опеку один из 2;ых классов.
        - И ты согласился? А как же мы? – вырвалось у меня
        Ростик  с виноватой улыбкой пожал плечами. А я не хотела даже скрывать, что всерьёз огорчена. Потому что поняла, что он согласился.

        Зимние каникулы пролетели быстро. Я была очень занята в музыкальной школе: мы готовили репертуар к городскому конкурсу. Репетиции проходили каждый день по два часа и более. Концертов было три,  второе место по городу мы все-таки завоевали. Мне так хотелось видеть Ростика среди зрителей, хотелось, чтоб он «болел» за меня, ведь я  была запевалой в двух песнях. Но Ростик был занят соревнованиями по плаванию.
         
       Началась третья четверть, самая длинная. И хоть наши  «пятницы» продолжались, чувствовалось, что со временем у Ростика туговато, много времени  он уделял  второму классу «Б».  На переменах «малыши» заглядывали к нам в класс,  выискивали его и висли на нём всюду, где встречали. Я старалась не обижаться. Было бы глупо и смешно обижаться, верно?
         
          Люблю февраль, конец зимы. Люблю за то, что он такой короткий. Мне кажется, что короткий он потому, что сам спешит сдать полномочия весне.  Почему Борис Пастернак написал так грустно «Февраль. Достать чернил и плакать!  Писать о феврале навзрыд…»?  Зачем навзрыд? Зачем плакать? Меня всегда занимает этот вопрос. Не могу разгадать. Интересно, что ответит Ростислав, если  я спрошу его  о Пастернаке? А может быть. спросить Аллочку?.
       
         А пока приближался любимый праздник наших ребят. О девчонках наших можно сказать, что они готовятся к нему усердно и по полной программе. (Как-никак,  надо помнить, что следующий праздник - 8-ое  марта!)  Главное, надо ребят вкусненько угостить . И мамы-бабушки  нам
всегда помогали: пирожков, печенья и бутербродов разных бывало вдосталь.
Но на этот раз нас всех ожидал ещё и неожиданный сюрприз.
          Ростик  после второго урока куда-то исчез. И появился лишь после последнего у нас в тот день, четвертого урока, когда мы занялись  бутербродами.
          Вошёл, попросил всех присесть, на несколько минут перестать жевать и уважительно встретить бригаду  малолетних артистов.
         Затем вышел в коридор, поправил артисткам банты и ввёл  в класс трёх девочек и двух мальчиков из  «своего» 2;Б класса. Выбрал самых бойких и, видно, успел с ними хорошо прорепетировать. И скорее всего, не один день 
готовились детишки.
        Выстроились у доски, и, держа в руках листочки с текстом, начали речитативом, в котором угадывались частушки, вспоминать всех наших
ребят поочерёдно:
    
            1-й. Костя, Костя, Константин,   
                Ты у нас такой один!               
                Мы за тебя готовы в воду…         
            2-й. Но только в тёплую погоду         

.                1-й  Вот весёлый наш Антоша
                Выходок его не счесть!
                Позвоните Мойдодыру;
                Пусть пришлёт ему галош!
                2-й (Зонтик у Антоши есть!)
            
             1-й  Вот наш богатырь Карим!
                Всем всегда нескучно с ним!
                Он достанет до небес,
             2-й  Несмотря на малый вес.

                1-й  Даня-раз  и Даня-два,
                Оба парня хоть куда!
                Весть летит во все концы:
                2-й Наши Дани - молодцы!


                1-й Ты на Сашу посмотри!
                С ним не спорь и не шути.
                У него один ответ:
                2-й «Мне не нужен ваш совет!»

                1-й  Про  Маратика частушки
                Сочиняют все подружки.
                Он умеет по-английски
                Петь, читать и танцевать.
                2-й  Хоть умеет -sorry,  sorry;
                И на ноги наступать!

                1-й  Рома - наш авторитет!
                Он с утра готов  в буфет!
                Лишь усядется на месте –
                2-й  Раз - и нет сосиски в тесте!

                1-й  Вот второй авторитет –
                Пожиратель всех котлет.
                Также скушает ватрушку
                За себя и за подружку.
                2;й   Кто же это? Угадай!
                Его имя…(Николай.)

                1-й  Уж в школу мчится детвора,
                Поёт ему петух: «Пора!
                Вставай, Борис, кукареку!
                Давай тебе я помогу!»
                А он в ответ:
                2-й  «Прошу не петь!
                Мне надо сон свой досмотреть!»

                1-й  Наш Стас всегда, но не всем помогает,
                Но за собой  класс умело ведёт!
                И кто со Стасом
                По школе шагает,
                Все хором - Тот никогда и нигде
                Не пропадёт!

        Ребятишки  отчитали стишки, очень профессионально  поклонились и, получив сладкое вознаграждение, выплыли из класса за своим опекуном.
      
       - Ай да Ростик, ай да сукин сын! - притворился обиженным наш Стасик, хоть  все видели, что он доволен,-  погоди, доберёмся мы и до тебя! Кто знает, когда у него день рождения? Ветка, а ну достань его дневник, - это он
приказал мне, забыл, что со мной в приказном тоне разговаривать нельзя.

       Я не знала, есть ли в дневнике Ростика запись о дате рождения, но на всякий случай вцепилась двумя руками в его рюкзак. День его рождения я знала, но сообщать Стасу не собиралась. Ромка, обидевшись из-за сосиски в тесте, хотел отобрать рюкзак, но я закричала: - Не имеете права трогать личные вещи! В суде придётся отвечать за это! - Все мы, конечно, разыгрывали спектакль. Никто и не думал обижаться. Наконец, пришёл Ростик, настроение у него было отличное, мирное, и у Стаса пропало желание ломать  дальше комедию. Он только сказал по-доброму, обращаясь даже не к Ростику, а ко всем:
        - Это ж несправедливо, братцы, всё обо всех узнали, все наши тайны раскрыты, а кто автор? С кого спрашивать? О себе же он ни слова!
        - Извини, Стас, я думал, что ты догадаешься. О себе могу сказать одно:
           Ростик, Ростик, Ростислав.
           Может быть, я и не прав,
           Но уверен: сто рублей
           Не заменят ста друзей!
         Девчонки бросились обнимать Ростика и требовать, чтоб он подумал и о них, и свои секреты и недостатки они обещали сами ему выложить.
      Мы с Ростиком обменялись взглядом. Он тихо сказал: «Спасибо». Я же в тот день только поняла, почему раньше он так подробно  расспрашивал меня о наших мальчиках. Ведь он их знал недостаточно, чтоб написать такие частушки.
         
        Заканчивался февраль, март стоял на пороге. А Рост  ходил  какой-то  озабоченный. Что-то  не ладилось у него.  Однажды спросил у меня, не знаю ли я, где продают старые, ненужные вещи.
         - Всегда продавали на Староконном рынке. Но видела, что и за Привозом, сидят пожилые люди возле разложенного  на газетках всякого разного. Да и у нас за рынком. А что, собственно, ты ищешь?
         - Интересуюсь посудой, - ответил вяло Ростик.
         - А зачем тебе старая посуда?  В магазинах полно новой.
         - Смотрел уже. Нужной  не нашёл.
         - А чем я тебе могу помочь?
         - К сожалению, ничем ,; и он грустно улыбнулся.
       
       И только спустя месяц, когда на коротких весенних каникулах мы с классом поехали автобусом на экскурсию в город Каменец-Подольский, и дорога располагала к  длинным беседам, Ростик рассказал мне, как искал он недостающую в коллекции Елены Ивановны сиреневую чашку. Теперь-то  он  знает, где можно  найти что-то  интересное  и нужное  для себя - среди ненужных  кому-то вещей.
         По выходным он обходил все рынки  по очереди  и уже готов был отказаться  от навязчивой идеи, когда увидел среди массы детских игрушек на расстеленной на земле клеёнке детский чайный  сервиз  из  шести маленьких чашечек  и  кувшинчика. Сиреневых!  Он, не раздумывая, приобрёл его за смехотворную цену с такой радостью, что удивлённая хозяйка спросила его:
          -  Сестричку хочешь обрадовать, сынок?
          -  Нет, бабушка, это для учительницы,- не пряча своей радости, сказал Ростик.  Женщина удивилась ещё больше, и тогда Ростик вкратце поведал
ей о своих поисках. И как тут было не запеть: «Кто ищет, тот всегда найдёт!»
У бабушки дома было три чашки - всё, что осталось от старинного сервиза. Правда, с одной стороны  на чашке имелся овальный рисунок - вид старой Праги. Но если смотреть с другой стороны, то чашка была чистого сиреневого цвета.
         - Я думаю, что если  одну из чашек я подарю тебе, то дочь и не заметит,- сказала  женщина. - В крайнем случае, скажу, что разбила. Чашка уже один раз падала у меня, но на ковёр, и потому не разбилась. Видимо, судьба сохранила  её для тебя. Пусть же она принесёт тебе и твоей учительнице радость.
          - Я чуть не заплакал тогда от счастья! - признался Ростик, но заметив мой  взгляд, поспешил добавить: - Я сказал «чуть». Но не из-за чашки, понимаешь? Такого человека встретить - это и есть счастье!
         
       Вот, что меня всегда поражало в Ростике, так это его способность переживать, как мне тогда казалось, по пустякам: из-за песни, из-за чашки, из-за чего-то или кого-то. Какая же я была глупая! Но уже тогда, сравнивая его с другими ребятами, я  стала понимать, что быть личностью – это не значит быть «крутым». Ведь зачастую личностью мнит себя и невежа,  которому наплевать на чувства других людей, который, улыбаясь, может обидеть ребёнка или просто дворовую кошку. В общем, я « в процессе прозрения». «Надо больше анализировать, Лена!»; говорю я сама себе. Иногда.
          Я опять отвлеклась. А история с чашкой ещё не окончена. Продолжу.
Получилось так, что в начале марта Елену Ивановну пригласили в школу поработать секретарём вместо ушедшей в декретный отпуск Натальи Николаевны. Так что праздник 8-го марта Елена Ивановна встречала в своём родном  коллективе.   От имени класса её пошёл поздравить наш староста с цветами, мы просили взять и свёрток с чашками. Но Стас заупрямился:
          - А что в этом пакете? - спросил он подозрительно.
          - Мы потом всё расскажем, ты только осторожнее – там хрупкая вещь.
          - Ну, нет, ребята, сами придумали – сами и дарите! Подпольщики…; и добавив ещё соответствующее прилагательное, пошёл из класса,  а мы, Светка и я, потопали за ним. Ростик сразу сказал, что останется в классе.
         
        Почему мы держали всё в тайне, сама не знаю. Боялись, что ребята не одобрят простенький, купленный на Староконном рынке, подарок? Скажут, что никто не дарит одну чашку? Но нам она не казалась простенькой, а Ростику она, вообще,  виделась  сказочной. Чашка была, действительно, очень хороша. Её тонкий фарфор казался почти прозрачным. А тёмно-сиреневый цвет внизу плавно  переходил  кверху в  розовато-сиреневый,  и вся она формой напоминала  «каменный цветок»  мастера Данилы.
         Стас  с пафосом -  он у нас спец по речам, недаром староста! - поздравил Елену Ивановну, преподнёс цветы, а мы таинственно прошептали:
         - Осторожно, там стекло, ЕленаИвановна. - И я вдруг зачем-то добавила:
         - Это от Ростика. - И увидела удивлённое  лицо Елены Ивановны.
         
       Через полчаса в класс вошла – нет, влетела  Алла Петровна, за ней завуч.
         - Кто был у Елены Ивановны? - Мы трое встали. -  Объясните тогда, что вы ей сказали? Из-за  чего  она могла  так  расстроиться? Она пыталась скрыть, что плачет!
          В классе повисла полная вопросов тишина. Класс был в шоке. Взгляд Стаса метал в нашу сторону молнии.
         - Это моя вина! - вдруг  выкрикнул Ростик и выскочил из класса.
         - Идите за ним! - сказала Аллочка Стасу, и тот сорвался с места вслед.
         Вдвоём они влетели в приёмную, и Ростик, встревоженный  и растерянный, остановился перед Еленой Ивановной. Та, до этого что-то весело объяснявшая директору, изменилась в лице. Она подошла к ребятам.
         - Что случилось?
         - Простите, пожалуйста, простите, Елена Ивановна! Сам не знаю, почему  мне это пришло в голову! Глупо, конечно, глупо! Какая-то чашка, которой в субботу сто лет будет! Но я  совсем не хотел расстроить Вас! -
- горячо и быстро говорил Ростик, и, казалось, что не будет конца его покаянным речам.
         - Боже мой, что происходит?  Не верю своим ушам! Да ты подарил мне день счастья! А теперь ты, без вины виноватый, просишь прощения?! Сергей Сергеевич, простите меня, - обратилась она к директору, - я должна с этим юношей и его другом подняться в класс. На 15 минут.
        Директор  подошёл к Стасу и Ростику и пожал им, как взрослым, руки.
       А в это время мы со Светланой были по-прежнему в центре горячих споров.
 Мы уже не пытались что-либо доказывать, а ждали Стаса с Ростиком.
 Наконец-то вошла Елена Ивановна с  ребятами. Стас в обнимку с Ростиком!
         - Они хорошо смотрятся! Лен, где твой фотоаппарат? Не упусти исторический момент! - прикололся «Ширвиндт».
          Елена Ивановна развернула свёрток и выложила на Аллочкин стол наш, наделавший переполох подарок. Пригласила подойти к столу желающих поближе рассмотреть чашку. Аллочка и завуч сели за первую парту.
         В тот день мы поняли, почему любили Елену Ивановну её коллеги и учащиеся.  Она так рассказала о простой, казалось бы, ситуации, что мы преисполнились чувством гордости и за нас самих, и за то,что среди нас «…есть мушкетёры, есть фантазёры,и Ростик Чубарь есть!». И главное,о том, как порой легко сделать человека счастливым, если у тебя не пустое сердце, если ты смотришь на людей тёплым, внимательным взглядом, желая понять их и помочь.
          А что касается сиреневой чашки, то как сказала Елена Ивановна, она , глядя на неё, всегда будет видеть наши прекрасные - так и сказала - и внимательные  глаза.
         А маленькие чашечки мы разыграли в лотерею. Не помню уж, кому они достались.

         После окончания девятого класса некоторые наши ребята попрощались со школой и с нами. Двое решили поступать в художественное училище им. Грекова, и шансы  поступить у них были, они прекрасно рисовали. Две девочки решили пойти на медицинские курсы. Куда остальные пятеро ребят – они и сами ещё не решили.  Просто хотели работать и зарабатывать. Я пока решила остаться в школе, одновременно продолжить занятия  компьютерной графикой и всерьёз заняться художественной фотографией. Таковы были мои планы. Как я и предполагала, Ростик тоже решил продолжить учёбу.
        - Ведь мы с тобой сможем уйти и после 10-го, верно? - сказал он.
        -  Возможно, - ответила я. Но это «мы с тобой» мне понравилось.
         Ростик хотел в первую смену поработать в школьном лагере,  а в августе родители вызывали его в Польшу. Я уехала с мамой в Трускавец, так как без меня она ехать отказывалась. И так получилось, что с Ростиком мы смогли встретиться лишь в конце июля. Двадцать пятого июля  я пригласила  на день рождения его, Свету с Настей, а те прихватили с собой Стаса и Димку.  До остальных не дозвонились, разъехался народ. Но нам не было скучно. Ростик принёс с собой  гитару и  под  освоенные  несколько  аккордов  исполнял  свои  собственные  шутливые песенки, которые сочинил в лагере для своих ребят, ставших третьеклассниками.
        - Давай  что-нибудь  про любовь, - попросил Димка.
        - Не получится. Ещё не сочинил, -  ответил Рост.
        Остался потом со мной мыть посуду. Я нацепила на него мамин передник и тут заметила, что мы, собственно, одного роста.
         - Когда ты успел вырасти? - удивлённо рассматривая его, спросила я.
         - Вот и надейся на тёплый, внимательный взгляд! - Ростик делал вид, что обижается. - А то, что я без очков, ты тоже не заметила?
         - А я-то всё думаю, чего мне не хватает, чтоб убедиться, что ты это ты?
         - Наверное, этого - сказал Ростик и так приблизил своё лицо, свои насмешливые, серые глаза прямо к моему носу, что ничего не оставалось, как поцеловать его.
          В общем, посуду мы к маминому приходу домыли, стол убрали и даже подмели пол.
          Вечером я долго не могла уснуть. Подумалось, что свой день рождения Рост будет отмечать в августе с родителями. Я села к столу, вырвала лист из тетради. Мне хотелось написать на память Росту что-то лирическое. Может, стих? Нет, поэзия - не мой удел, пиита из меня не получится.. Пусть у меня будет элегия - в прозе. И я написала:

                Э л е г и я
.
     Она вышла на рассвете. И до восхода солнца шла пешком.

     Косматый туман, ворчливо подхватывая свои одежды,
     спешил  убраться с её дороги.

     А дорога ласкалась к её ногам, хватала за руки и уводила вдаль.
         
     Путь был не близок и не лёгок. Но её это остановить не  могло.

     Она спешила, она знала, что её давно уж ждут.
         
     Когда  вдруг  исчезала дорога, она своим лёгким шагом,
     не останавливаясь,  шла, не оставляя следов, сквозь волнующиеся
     океаны трав и доброй пшеницы, и ладони её пахли мёдом и хлебом. 

     Она тяжело брела по распаханным чёрным полям, и вороньё с криком
     взмывало в небо, освобождая ей дорогу.
 
     Исцарапанная, она выходила из леса и спешила к реке. Но переправу
     у рек она искать забывала и пересекала их то вброд, то вплавь. 

     Днём её мчали вперёд попутные машины.
     Встречный неистовый ветер развевал её волосы и швырял ей в лицо
     песок.
 
     Но она лишь  смеялась в ответ, она знала, что её ждут.
 
     Она догоняла поезда, цеплялась за холодные поручни,
     висла на подножках..
 
     Она прижималась к крыльям птиц, мечтая так же красиво,
     как они, реять в небе над планетой.

     Она спешила к жизни. Ей хотелось броситься ввысь и заискриться
     новой звездой. Или  хотя  бы  блеснуть  ослепительно яркой кометой!
   
     Она уже была близко, совсем рядом. Уже можно было услышать
     Ритм  и уловить мелодию её сердца!
         
     А в одной из городских  квартир, на пятом этаже,

         Тут я остановилась. Вспомнилось: «Моя любовь на пятом этаже,
                Моя любовь, наверно, спит уже.
                Спокойного сна!»
А я вот не сплю, не сплю! Интересно, что сейчас делает мой герой на своём пятом этаже? Вокруг же  меня  летают и не дают уснуть десятки  красивых слов и фраз, но все они не мои, чужие, всё не то. Я перебираю их, отталкиваю, но они всё кружат, толпятся, лезут в уши. Я устала, и никак не найду нужных слов!
         Неожиданно мне стало весело. Я подумала, что сказал бы наш «классный» юморист Рома, глядя на мои «творческие» страдания? 
        Я расслабилась и посмеялась над собой. И поняла, что сейчас напишу кратко и просто:
          «её давно ждал, волнуясь и прислушиваясь, сероглазый юноша. Поэт.
           И она явилась. Её имя было Песня!»
      Я поставила точку, выключила свет. За окном моим голубел рассвет.
Надо же, стихи проклюнулись! Верно кто-то сказал : если долго мучиться, что-нибудь получится. Это мой случай.
          

         Через три дня Ростик улетал в Польшу. Мы  с Аллой Петровной поехали провожать его в аэропорт. Бабушка осталась дома. Стас и Светка были где-то заняты. Мне было грустно беспредельно. Хорошо, что с нами была Аллочка.  Иначе  мне было бы не сдержать слёз.
         В аэропорту  зарегистрировались, и стояли, говорили о ерунде. Аллочка давала советы  и адреса своих друзей. И вдруг она спохватилась:
       - Хорошо, что вспомнила. Елена Ивановна, узнав о твоей поездке, просила передать тебе, Ростик, вот эту малютку, - и она извлекла из сумки
и протянула ему маленький, размером с ладонь, «Русско-польский разговорник». Потом  она захотела  пить.
         - Вам, ребята, принести воды? - и пошла, не дожидаясь ответа.
        Мы молчали.
         - Вот… такие…дела, - сказала я медленно, пытаясь задержать слезу,-такие вот ужасные дела…творятся. Вот ты скажи,Ростислав,как…нам…тут…без тебя…- и предательская слеза покатилась по щеке.
         - Послушай, Ленца, ты помнишь, как однажды мы гуляли с тобой в парке и встретили твоего дядю с маленьким сыном? - Ростик взял меня за руки. Он волновался, спешил, я никогда его таким не видела. ( Даже представить не могла, что он может быть таким!) - Ты присела перед малышом на корточки, обняла его и сказала « Ах, ты мой маленький!».Но как ты это сказала!  Как мне тогда захотелось, чтоб ты эти слова и так сказала мне! Когда вспоминаю об этом, у меня мурашки по голове бегут…
        Чтоб его успокоить, я улыбнулась сквозь слёзы, обняла его и прошептала  ему в ухо: - « Ах, ты мой маленький!». - И уже веселее добавила: - «Но, по-моему, мурашки не бегают, а ползают. Согласен?» - и мы посмотрели друг на друга тёплым, внимательным, ничего от слёз не видящим взглядом.      
  Объявили посадку. Аллочка  успела  вложить в сумку Ростика бутылку «Боржоми  А я чуть не забыла за свой конверт!
       - Возьми, прочтёшь в самолёте.
   Он положил его в нагрудный карман и припечатал рукой к сердцу. Обнял нас и побежал догонять ускользающий за турникет хвост пассажиров. Уже оттуда громко крикнул:
           - Я вернусь, Лена!
           - Я знаю! - прошептала я.
                ,