Рождение творчества

Надежда Суркова
Почти вся моя творческая биография связана с Амурской областью и городом Благовещенском, где я родилась.

Мое детство прошло в селе. С первых дней учебы в школе я полюбила уроки чтения, рисования и русской литературы. Говорят, что все берет начало в детстве, в родном доме… Вспоминая свои ранние годы, я вижу внутренним взором тихие летние вечера в деревне, сказочные сугробы, выраставшие зимой, заснеженные улицы, сады и огороды…

Сельские праздники, работа в саду и огороде, сенокос, труд и заботы крестьян – весь быт сельской жизни крепко входил в мое сознание. Уже в те далекие годы меня завораживали и волновали музыка дождя, шепот падающих листьев, завывание вьюги. Тишина… Ночные шорохи, луна, звезды – краски и звуки коротких летних ночей казались таинственными. Я могла любоваться каждым необыкновенным цветочком, деревцем, веточкой, хрустальной бусинкой-росинкой на резном листочке, шелковой травинкой. Что-то рождалось в душе, в сердце.

Мои первые стихи… Робкие, нескладные, наивные – но они были, уже были! Солнце, весна, небо, луна, цветы, птицы – эти слова складывались в первые, незамысловатые строки:

Солнце светит потеплей,
За окном – кудлатый воробей.
Насыплю я с окошка
Зерна ему немножко.
Пускай он поклюет,
Весну скорее принесет.

Складывать фразы в чередующиеся рифмованные строки, а те – в строфы я начала еще в пятом классе. Тогда я не придавала этому никакого значения. Читать кому-то стихи собственного сочинения мне было неловко.

В седьмом классе я обнаружила, что могу часами любоваться закатами. В мою душу стало закрадываться новое для меня чувство – большое, светлое. В ту пору мне нравился один мальчик из старших классов. Это была тайна, которой я не делилась ни с кем, даже с близкой подругой. Это чувство и послужило основой для новых стихов.

Конечно, стихи о первых сильных чувствах, переживаниях, страданиях я писала отвлеченно – не было главной мысли, на которой держится стихотворение. Стихи без стержня – это не стихи, просто росплески чувств.

В минуты отчаяния я украдкой записывала свои мысли в тетрадки-дневники, которые
после тщательно прятала. Позже эти дневники потерялись при переездах, из-за чего я долго горевала. Эти стихи были несовершенными, но они шли от сердца, вызванные искренними чувствами. Я жила ими, они составляли мой внутренний мир, в который я никого не пускала. Стихами я заполняла свое внутреннее одиночество, жажду чего-то нового, светлого, прекрасного. Первую оценку своих стихов я услышала лишь спустя годы от поэта из Благовещенска Олега Маслова. «Пишите, – сказал он мне, – только надо избегать штампов. Нет ничего скучнее, чем перечисление в стихотворении…»
В годы моей юности в нашем селе была восьмилетняя школа, в девятый и десятый классы мы ездили на занятия в соседнее село. Рано утром учеников отвозил колхозный автобус. В старших  классах нас было всего пять человек.

После занятий мы с подругой частенько отправлялись домой, не дожидаясь автобуса,
пешком, особенно если уроков было мало и на улице стояла хорошая погода. Выйдя за село, мы сочиняли стихи и тут же, на ходу, их распевали. Наши села соединяла прямая дорога, обе деревни были видны как на ладони, а вокруг простирались поля, поля…

Пройдя половину пути, мы делали остановку на мосту, перекинутом через мелкую ре-
чушку. Этот мост находится почти посередине между двумя селами и служит своего рода пограничным знаком. А далее, за мостом, начинается родная территория, до деревни рукой подать.

С весны и до глубокой осени обочины дороги пестрели цветами. Мы любовались ими и
часто собирали букеты.

Перед нашей деревней, в нескольких метрах от дороги, стоял небольшой домик, в ко-
тором жили военные. Каждый раз, подходя к нему, мы наблюдали одну и ту же картину: солдаты как по команде высыпали из своего укрытия на улицу, глядя на нас, они о чем-то оживленно переговаривались между собой, махали нам руками, что-то весело кричали, но близко к дороге не подходили. Мы в ответ звонко смеялись, отпуская шутки в их адрес. Довольные таким вниманием, мы тут же сочиняли частушки про этих ребят. Солдатики рвали цветы и размахивали ими, как будто приглашая к себе в гости. Нам было весело, и им тоже. Изредка по этой трассе пробегали машины, но мы и не думали их останавливать. Вот так и проходила учеба в старших классах.

С подругой Валентиной мы были неразлучны,
Как шелком паутины навеки с ней окручены.
Друг другу пишем письма о жизни, о делах
И часто вспоминаем о тех прошедших днях.
Ох, как было привольно носиться по лугам,
Забот совсем не зная, валяться по цветам!
Нам счастье улыбалось в охапках сараны
И в речке, где плескались девчонки, пацаны…

В молодости я много ездила по стране, видела немало красивых мест: горы, сопки, море, раскаленные пески, – но они не заслонили собою красоту родных мне мест, амурских просторов.

Даже сейчас, бродя по шумным улицам Хабаровска, я вспоминаю родное село и город
Благовещенск, где прошли мои детство и юность. Ведь именно в то время рождалось в моей душе чувство Родины, непередаваемое чувство любви к своему богатому краю. Именно в те годы начали рождаться строки моих первых стихотворений, посвященных родной земле, моим любимым родителям, родному дому, под окнами которого шумят сосны, упираясь в самое небо, где благоухает черемуха, где по осени созревают груши, где все помнит мои первые, неуверенные шаги в поэзии. Вся моя жизнь была озарена любовью!..

Окраина напомнила село:
И хатки старые, и низкие заборы,
И лавочки, старушки, разговоры,
И то, что во дворах на грядках зацвело, –
Окраина напомнила село.

Свежее дыхание полей, чистое небо, прозрачные реки и озера, гигантские тополя родного края заставляют взволнованно биться мое сердце.

…Вспоминаю, я вновь вспоминаю
Ту далекую юность свою…
Строки новые в рифму слагаю
Да под трели тихонько пою.
А по чистому небу барашки
Высоко надо мною плывут,
И ковром под ногами ромашки
Белоснежные всюду растут…

Деревенская природа стала одним из моих любимейших мотивов в стихах. Мне хочется
писать о ней тепло и проникновенно.

А первая любовь?.. Неисчерпаемая тема в поэзии – любовь!
Все люди стремятся быть счастливыми, хотят, чтобы рядом были те, кого они любят, о ком заботятся. О, сколько стихотворений я посвятила любви! Моя постоянная лирическая ситуация – разлука, прощание, одиночество. Ощущение пустоты, усталости и разочарования часто присутствует в строках даже ранних моих стихотворений. Я очень высоко ценила жизнь уже в те годы и так много требовала от нее. И жила светлой надеждой, жаждой прекрасного.

Яркой звездою горела надежда,
Грела мне душу заветной мечтой.
Нет ничего… Чемодан, в нем одежда.
Лампы вокзала горят для одной…

Достоинство в любви, достоинство при расставании. Пусть годы прошли, отцвели, по-
гасли, как краткая вспышка, но главное при этом – вспоминая, не проклинать прошлое, не сожалеть о нем, а оставить в сердце в память о нем теплое, пусть и грустное чувство.

Вот и настало оно – расставанье…
Гложет мне сердце невольная грусть.
Вспомню, любимый, твои обещанья,
В чудное прошлое я окунусь…

* *
Я с тетрадкой сижу у реки,
А душа моя где-то витает.
Теплый ветер колышет листки,
Видно, мысли мои он читает.
Всколыхнул что-то в сердце моем
Над Амуром в разливе заката…
Будто мы с тобой – снова вдвоем.
Мы любили друг друга когда-то…

Конечно, в стихах о любви всегда хочется показать не только слабость женского характера, но и твердость духа, силу воли, независимость, гордость, женственность. Все это так свойственно – и не только юности и молодости.
О, сколько исписано бумаги в стол, сколько черновиков со стихами! Сколько бессонных ночей – я часто писала ночами, пока глаза не закрывались сами собой. Как я мучилась порой над строками, вычеркивала, выправляла, относилась к написанному с иронией.

Много, много лет я никому не показывала свои стихи, пока однажды ко мне в гости
не пришли сотрудницы с моей тогдашней работы. В то время я работала художником-
оформителем в центральной районной библиотеке, и в день, о котором пойдет рассказ, находилась с дочерью на больничном.

В моей художественной мастерской особняком возле окна стоял большой стол, на нем
– печатная машинка и сложенные в стопки рукописи – стихотворения. В те дни я работала над пьесой с рабочим названием «Сон Дианы». Более трех тысяч строк уже было написано и отпечатано на машинке.

Сейчас, перечитывая эту пьесу, конечно, удивляюсь многому из написанного, но тогда я проживала другую жизнь вместе со своими героями, испытывала их чувства и дышала одним воздухом с ними.

Когда мои сотрудницы прошли в мастерскую и увидели стопки исписанной бумаги, они
были удивлены: я никогда не рассказывала им о своем увлечении стихами. Женщины попросили прочесть им что-нибудь. Я, помню, продекламировала отрывок из сказки «Дело было на Покров» – она, как и «Сон Дианы», написана в стихах. Потом я читала стихи о любви.

Мои слушательницы удивлялись, как могла я столько лет молчать о том, что пишу стихи.

Позже я читала сказку «Дело было на Покров» в тамбовском Доме культуры на одном из праздников. С тех пор каждый раз, когда ко мне приходили знакомые, подруги, по их просьбе я читала свои стихи – чаще всего о любви. А мой отец любил слушать «Дело было на Покров» – ведь это по его просьбе я написала эту сказку.


 акварель (моя работа)