Железная дорога в Израиле

Горовой Геннадий
Ничего не поделаешь,
Тянет в дорогу.

Что еще можно поставить эпиграфом к рассказу о железной дороге? Свобода- главное в жизни. А что еще может являться воплощением Свободы, как не поезда и самолеты?   Щемящее чувство дороги охватывает меня всегда, когда я вижу поезд, подъезжающий к платформе или плавно отходящий от нее. Израиль- страна очень маленькая, и железная дорога связывает между собой многие места страны, хотя еще не все. Нагария- маленький живописный городок, недалеко от северной границы с Ливаном, является самой северной станцией страны. Он знаменит тем, что основан "йеке"- выходцами из Германии, приехавшими в страну в 30-40 годы прошлого века. Соответственно, чисто и аккуратно, да и Жаки держит всех в ежовых рукавицах. Жаки Сабаг- бессменный мэр города уже много лет, известен связями с мафией, но это ему не мешает снова и снова быть избранным. Выходец из Марокко, всегда очень элегантно одет, что так непривычно для Израиля. Пиджаки с галстуками здесь не в цене.

Поезд упирается в тупик, дальше пути нет. А за бетонной стеной- улица Гаатон с кафешками и ресторанчиками. К сожалению, Израиль не страдает мирным окружением, так что время от времени соседи дают о себе знать снарядами и обстрелами.
"Даяль" переводится с иврита как "стюард", в мои обязанности входит помощь людям в покупке билета в автомате, а также нужно следить за тем, чтобы люди проходили без задержек, и помогать в случае надобности. Вход на каждую станцию возможен только после проверки на металлоискателе, военное положение обязывает. Как правило, там работают ребята после армии, хотя бывают и исключения. Ответственность сумасшедшая, зарплата- нет. "Шмира" (охрана) всегда отличается не в лучшую сторону отношением к людям. Но у каждого свои цели в жизни, и как временный вариант такие работы очень даже хороши. Особенно классно ночью- людей немного, поезд в аэропорт каждый час, и можно спокойно общаться с начальником станции, охранниками или пассажирами. Ночной поезд- огромное благословение, правда, он есть не всюду. К счастью, в моем районе он есть, и можно спокойно возвращаться ночью из центра страны, что я иногда и делаю. Да и настроение у людей благожелательное. Утром и днем местная публика в постоянном стрессе, а ночью, как правило, едут в аэропорт. Настроение соответствующее. Некоторые идут на контакт, и можно пообщаться на разные темы. Особенно на тему путешествий и разных стран и городов. И уже начинаешь себе представлять то чудесное время, когда можно будет спокойно путешествовать по планете, не задумываясь о ценах и возможностях.

В Хайфе станции небольшие, поезда в среднем каждые 20 минут, что никак не сравнимо с московскими миллионами пассажиров в день. Масштабы не те. В Тель-Авиве людей побольше, да и станции поширше (или ширее :) ), но все равно поезда почти никогда не забиты. Внутри поезда относительно чисто и аккуратно. После каждой поездки охранник с уборщиком обходят поезд и проверяют его. Хотя не так давно всплыли фиктивные компании, якобы занимавшиеся уборкой поездов каждый день, а в действительности- всего 2 раза в неделю. Понятно, что денежки шли в карман и тем, и другим. Вообще, железная дорога- идеальное место работы- одно из тех, где люди работают десятилетиями, и туда не так просто попасть. Условия замечательные- от подарков к праздникам, и до премий. Понятно, что чужаков берут, в основном, через посредников. "Коах адам"- чисто израильское изобретение, позволяющее держать людей на работе без тех условий, которые платят на фирме. Работодателям выгоднее платить кучу денег таким жуликам, но не брать работников напрямую. Ведь их  просто так не уволишь, и придется давать хорошие условия. Протекционизм очень развит. Далеко не всегда принимают образованных и умных людей, намного чаще- родственника или тетушку, которые не обладают нужной квалификацией.

В последнее время железная дорога приходит на периферию, что не может не радовать. Построены станции в маленьких городках Нетивот и Офаким в пустыне Негев, строится дорога в сторону Кармиэля и Бейт Шеана на севере страны. Это соединяет разные концы маленькой страны. Намного удобнее и приятнее ехать в поезде, чем за рулем или в автобусе в пробке. Как правило, поезда едут по расписанию, хотя время от времени выходят из него. К примеру, неделю назад один из поездов застрял, и все движение задержали на несколько часов. Думаю, не надо описывать реакцию темпераментных израильтян, опоздавших на станции назначения. Иногда перекрывают часть путей, во время ремонта. Тогда заказывают автобусы, перевозящие пассажиров к месту назначения. Разумеется, бесплатно и в больших количествах. В эти дни наша задача- направлять людей к автобусам и следить, чтобы все зашли.

В Хайфе недавно построили очень большой и красивый 25-тысячный стадион имени Сами Офера- владельца заводов, газет и, особенно, пароходов, недавно умершего. Он с братом Юлием был владельцем крупнейшей компании "Royal Caribbean"- мультимиллиардной корпорации круизных лайнеров, базирующейся в Майами, откуда 10-15-этажные плавучие города держат курс к другим берегам. Какое это счастье- смотреть на корабли, уходящие в Океан и знать, куда каждый из них держит путь. Дыхание Океана не спутаешь ни с чем. С тоской вспоминаю райский Майами. Но вернемся к нашим поездам.

Во время матча на этом стадионе через станцию проходят болельшики. Я был уверен, что их будет  несколько тысяч. И тем удивительнее было то, что за полтора часа подсчета прошло всего 300 человек. Интересно стоять и щелкать счетчиком. Как у Володи "А счетчик щелк-ды щелк... ды все равно, в конце пути придется рассчитаться". А на обратном пути все прошло очень быстро- охранник проверяет сумки, если есть, а мы компостируем билет. Вспоминается ЛИаз 677 с компостером- автобус из детства. В Минске он, в основном, использовался на 38 и 57 маршрутах. Как хочется на нем опять прокатиться!!! Надеюсь, в российской глубинке скоро удастся это сделать.

Кассы открыты не всегда, так что по ночам нужно помогать людям купить билеты. Далеко не все скидки проходят через автомат, некоторые нужно оформлять через кассиршу. Разумеется, это вызывает справедливое возмущение, приходится успокаивать пассажиров и рекомендовать обратиться в кассу или в службу поддержки. А билеты дорогие. Нет московской лафы, когда за 50 рублей можно кататься из конца в конец огромнейшего мегаполиса. Здесь за 3-часовую поездку можно заплатить 15-20  долларов, за 15-минутную- 4 доллара. 2-3 человека поехали в аэропорт- вот и удар по бюджету. Израиль никогда не страдал дешевизной. И налоги очень высокие, причем не только прямые, но и косвенные. Не раз и не два показывали местные продукты в разных странах, стоящих там на порядок дешевле, чем в стране-производителе. А воз и ныне там. ...-не мешки таскать.

Туристы приезжают из разных стран, большинство не привыкло к проверкам безопасности. В моей памяти навсегда останется испуганное лицо молодого человека из Шри-Ланки, у которого из чемодана забрали крохотный перочинный ножик- сувенир из Новой Зеландии, с которым он летал всюду, и никто даже не думал подозревать парня ни в чем. Самое интересное, что охранник почти не владел английским и толком не мог объяснить- что и как. Хорошо, что я был рядом, и смог хоть немного успокоить дрожащего, как осиновый лист, туриста. Не думаю, что ему еще раз захочется сюда приехать. И таких случаев немало. Понятно, что безопасность, но есть и общечеловеческие принципы. Тем более, что этот ножик находился очень глубоко в его чемодане, а унижение, когда при всех заставляют открыть чемодан, остается навсегда.

Билет надо сохранять до конца поездки и проводить через валидатор. Далеко не все об этом знают, и только от нас зависит как человек пройдет- выйдет ли из станции или купит новый билет. Как правило, стараемся проводить в первый раз, разъясняя правила. Второй раз, разумеется, плати. Некоторые этим пользуются. Не далей как вчера один религиозный тип получил честно заработанный штраф. Я ему помог купить билет, который, якобы, был для него слишком дорогим. Клиент попросил купить билет до станции на половине пути, хотя знал, что ночью автобусов нет. Сказано-сделано. Через час начальник станции докладывает, что он поехал дальше, разумеется, без билета, и матюгал контролера, ссылаясь на то, что я его не предупредил. Ровно через секунду, после моих отчетов, начальник дал приказ контролеру оштрафовать зайца и лгуна. И поделом. Таких не жалко. Жаль тех, кто по незнанию или невнимательности забывает билет на  платформе или в поезде. Таким мы стараемся идти навстречу и находить компромисс. Ни у кого нет цели задержать человека без причины.

Инвалиды получают идеальное сопровождение, это просто замечательно. Есть специальный лифт, который им позволяет проходить на станцию, и устройство, позволяющее выходить из вагона. Это- просто волшебство и помогает инвалидам путешествовать, насколько это возможно. Как правило, туалеты тоже оборудованы приспособлениями, но не всегда. Как человек, который знает эту тему не понаслышке и долго работавший с больными людьми, я могу оценить такое отношение. Как правило, начальник станции получает извещение от начальника той станции, где человек вошел. И дает стюардам команду помочь выйти из поезда, что мы с радостью и делаем. Не далей как три дня назад помогли слепому человеку перейти на другую сторону и посадили в вагон. Разумеется, от души и с огромным желанием помочь. Но некоторые инвалиды ведут себя далеко не лучшим образом. Сегодня, например, пришлось мотать через всю платформу и слышать жалобы одной из молодых девушек-инвалидов на начальника станции, поменявшего ей время отъезда. Понятно, что в выражениях она не стеснялась. Да и мне досталось, и минтрансу, и всем-всем-всем. Это не может не возмущать. Никто из нас не заслуживает такого отношения и не виноват в ее болезни.

Двойные смены выматывают, особенно раздражает перерыв между ними, который может продолжаться от 2 часов и до половины дня. Едешь кучу времени туда-обратно, ради небольшой переменки, которая толком и не нужна. Разумеется, это не оплачивается. Расписание автобусов не подстроено под расписание поездов, часто приходится ждать свой транспорт или брать маршрутку, чтобы добраться до станции или со станции домой. На узловых станциях поездов больше, а мелкие они пролетают на полной скорости. Не "Сапсан", но тоже впечатляет. Так что иногда люди ждут своего поезда целый час. Самое обидное- опоздать на минуту. На днях видел парня, который просто рвал на себе волосы за минутное опоздание. Что можно на это сказать? Нечего.

Поезда, как правило, двухэтажные, канадской фирмы "Бомбардье", или датские, правда, в последнее время их намного меньше, после пожара в поезде 5 лет назад, когда солдаты стреляли по окнам, чтобы их выдавить, так как иначе нельзя, а люди бежали в другие вагоны. Сейчас сделали сквозной проход, чтоб можно было бежать без остановок и задержек. Сидения очень удобные, и есть столик между ними, а также Wi-Fi и розетки. Некоторые учатся в поезде, или просто читают бесплатные газеты, которые по утрам раздают на станциях. Хотя лучше газеты не читать, так как хороших новостей в них нет по определению. Ощущение, что журналисты специально ищут самое худшее в жизни, вместо того чтоб концентрироваться на позитивных и положительных моментах и так не самой легкой жизни.

Поезда- очень удобный вид транспорта, и забастовки парализуют всю и без того маленькую страну, ведь главные дороги здесь имеют 2, максимум- 3 полосы в одну сторону. В некоторых местах они расширяются, но далеко не везде. Бывшая председательница профсоюза работников железной дороги постоянно устраивала такие забастовки- и по поводу, и без повода. Сейчас, вроде, ее убрали. По воскресеньям толпы солдат едут на базы после побывки на выходные, сейчас сделали бесплатные автобусы до центральных станций, а раньше они ездили на поезде, и многих это возмущало. Но днем пассажиров меньше, так что можно спокойно ехать всем, кто захочет.

Израильские железные дороги перевозят 4 миллиона пассажиров в месяц, сравним с московским метро и его 9 миллионами в сутки- больше Нью-Йорка и Лондона вместе взятых. Иногда приходится общаться с машинистами- приятными ребятами, которые иногда рассказывают о своей нелегкой, но такой важной работе. В ближайшем будущем должны построить дорогу до Эйлата- самой южной точки страны и порта на Красном море. И тогда товарняки будут перегонять товары из южного порта в порты на Средиземном море, что сократит пробки на дорогах и уменьшит движение 20-30-метровых семи- и фултрейлеров, с запредельными скоростями гоняющих по Араве- дороге по пустыне, основной артерии, связывающей центр и юг страны. Ведь половину территории страны занимает пустыня, почти свободная, исключая несколько мелких городков с населением 30-50 тысяч, что по здешним понятиям уже считается городом.

В заключение мне хочется, как всегда, призвать каждого читателя и читательницу к путешествиям. И не имеет значения- на другой конец планеты или в соседнюю область. "Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома". Анатоль Франс”. Не могу не согласиться с классиком. Всюду есть люди, которые Вам будут рады и дадут позитивные эмоции от путешествия. Мир так многообразен и красив, что грех сидеть дома. Счастливых путешествий!!!