Дмитрий Запорожцев. Юбилей. Юбилеи других авторов

Раиса Коротких
28 сентября 2016 года исполняется 85 лет Дмитрию Сергеевичу Запорожцеву. И если внимательно почитать его произведения, то не удивишься его же словам: «Вся жизнь впереди!», понимая, конечно, что все в Божьих руках. Но оптимизма, юмора, веселого нрава и много других прекрасных качеств от Дмитрия не отнимешь. Это уже его, как и долгая жизнь, в которой на чаше весов было много всего.

Читая Дмитрия Сергеевича, я буквально очарована этим человеком. У него есть своя страничка на сайте «Проза.ру», он член Российского Союза Писателей, где одна из рекомендаций по его просьбе была дана мною.

Я могла бы подробно рассказать о его жизни, но читатель, как мне кажется, лучше поймет Дмитрия из его рассказов, опубликованных в печати. Конечно, им написано так много, и  можно взять лишь часть написанного, отражающей лишь в какой-то малой степени его жизнь.

Итак, слово Дмитрию Сергеевичу.

- Я - коренной житель Санкт-Петербурга!
Учился  посредственно. Меня учили всему: особенно музыке и немецкому языку.  Мне не нравилось учиться, скучно. Я был очень живой, мне надо было двигаться.  После первого класса многих приняли в октябрята, вручили  значок  с кучерявым Лениным. Меня не приняли. Я  очень переживал, значок  нравился.

Только потом  понял, не приняли потому, что был из буржуазной семьи, и фамилия Эгельштейн - немецкая.  Дома, все говорили по-немецки. Мамина тётя Фелицата, была замужем за директором Петришуле   («Петришу;ле» — одно из старейших учебных заведений России и первая школа Санкт-Петербурга, основана в 1709 году – Р.К.) Он был преподавателем немецкого языка, профессором в ЛГУ и  педагогическом институте им.Герцена. Обучал немецкому языку царских дочек. В революцию был арестован - умер в Крестах, в тюрьме.

Когда началась война, мне было 10 лет. В Ленинграде началась блокада.
Добавлю от себя (Р.К.): О блокаде Дмитрием написано так, что зачитались бы А. Адамович и Д.Гранин, авторы «Блокадной книги».

Но несколько выдержек из его книги я все же приведу:

-  Папа работал в институте экспериментальной медицины.   Рабочим, полагалось 500 грамм хлеба, иждивенцам и детям - 300 грамм.  Потом норму снизили: рабочим - 250 грамм, иждивенцам и детям - 125 грамм.  Фашисты морили голодом, нещадно разрушали дома, осколки снарядов убивали людей.

Где-то, в ноябре, бомба попала рядом с нашим домом, земля разошлась, и середина дома рухнула.   Мы  жили на четвертом этаже, половина нашей квартиры была уничтожена - всё перекосилось. Ещё около месяца прожили, в полуразрушенном доме, дальше жить стало невозможно. Перебрались к друзьям, на другую сторону улицы.
   
 Зима была очень холодная - доходило до 40 градусов мороза.
 Я занимался отоплением, папа от тяжёлой работы и голода получил тяжелейшую форму дистрофии, попал в больницу. Мама, держала всю семью: искала спекулянтов, продавала вещи, меняла на хлеб.  Блокаду, лучше не вспоминать:  очереди за хлебом, продуктами.   Ещё и карточки на месяц, потеряли или украли.  Голод, кушать  хочется, живём в каменном колодце - ни травинки. Умирали по 900 человек в день.Случаи людоедства встречались.

Я уже, к тому  времени, две кошки съел. Верующие блокадники часто не расставались со своими питомцами, подкармливали их из своего скудного пайка до самой своей смерти.

Как-то, отстояв очередь за хлебом, получил половину буханки на всю неделю. Спрятал его за пазуху, чтобы не отобрали. Иду домой  через разрушенный дом. Из развала выходит мужик с топором за поясом. Говорит: «Мальчик, иди сюда». Я дал дёру. Наверное, спас себе жизнь.

Однажды поднимаемся  с мамой по лестнице. Лестница, грязная, холодная -никто не убирает, не отапливает - сил нет.  В пролёте смотрю с вожделением - дохлая крыса лежит. Сдохла с голоду.   Мама, увидела мой взгляд, грустно сказала:  «Не думай даже».  Не скрою, думал, какое вкусное можно приготовить жаркое. Кошек и собак съели.   Крысы сдохли.  Разве можно, такой народ, победить?  Хотя я до сих пор, не могу понять, как выжили.

 Ленинградцы, блокадники - выстояли!

Пропуская годы жизни,   следует только сказать, что  Дмитрий так описывает отдельные главы своей жизни.

- После школы семилетки поступил учиться,  в техникум связи - отчислили. Потом, в Судостроительный. Там, познакомился и подружился с Женей Шуневичем.  Он привёл меня в спортивную секцию борьбы САМБО, в которой сам занимался. Я жил борьбой САМБО, участвовал, во всех мероприятиях и юношеских  соревнованиях. В 1949 году занял Первое место в Ленинграде  среди  юношей в весе до 56кг.

Я мечтал, всю жизнь стать военным. Женился, переменил фамилию, стал Запорожцев Дмитрий Сергеевич. Ношу фамилию отчима жены. Но  принадлежность к "высшему обществу", испортило характер моей жены. Она стала не разборчива в связях, и мы разошлись. Но фамилию я оставил.

После окончания Ленинградского инженерно-строительного института нас с  женой распределили в Главленинградстрой. Потом по комсомольской путевке уехали в поселок в Каряжму, где я был начальником участка, потом – зам.директора судостроительного завода. Коммунизм строил ГУЛАГ. Я попал в такие же условия жизни, распорядок дня  одинаков. Но я был свободен, а  это - большая  разница. Работал хорошо: был рационализатором, вел политический кружок, преподавал в  Строительном техникуме, был главным инженером треста, зам. генерального директора проектно-строительного объединения.

Приняли в  КПСС.  "Коммунист -  инженер -  романтик" была обо мне статья в газете треста. О моей деятельности писали часто - набралась целая папка. Но квартиру не дали. Повлияла моя "любимая  жена" Эльга, хотя я ей оставил всё: квартиру, мебель, книги! 

Развод - это  грязное и  склочное дело! Ни  кому  не советую!  Берегите  семью, детей  жалко, они не могут  правильно оценить  ситуацию!

Мне повезло, я  создал  новую  семью: любящая жена Нина, двое мальчиков, внук! Вместе  живём  44 года!

ПЕРЕСТРОЙКА, «Горбачёвская»! Я из КПСС не вышел, партийный билет сохраняю до сих пор, верю  в идеалы Коммунизма, я Советский человек, моя РОДИНА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!  В общем, я уволился  из объединения!  Мы с Ниной отправились в Ташкент, за машиной «Волга». Больше я на государство не работал, на пенсию ушёл в 58 лет досрочно на два года! Это уже другая история. Чтобы содержать семью, стал работать таксистом.

В чём счастье?  Я долго его искал. Нашёл - и потерял. Потом опять нашёл - ищу всю жизнь. Как измерить СЧАСТЬЕ, что это такое?  Как его измерить: наполовину не бывает - в процентах - также нет?  Оно - всегда рядом,  есть жизнь твоя. И если  жизнь твоя бесцельна - СЧАСТЬЯ не найти!  Поэтому, живя  - твори!  Смысл жизни - в творчестве!!! Радуюсь,   живу,  творю!

Об этом свидетельствуют хотя бы такие  факты:

Запорожцев Дмитрий опубликовал 190 произведений на сайте "Проза.ру".
Основные произведения посвящены таким темам, как "Вопросы жизни", "САМБО", "Рассказы", "Афоризмы" и др. Он номинирован на звание "Писатель года 2015". Произведения Дмитрия широко востребованы читателями (почти 4000 читателей, получено более 100 рецензий от других авторов).  Он ведет активную работу на сайте, где им написано около 400 отзывов на работы других писателей.

Читая Дмитрия, прозовцы пишут:

Спасибо большое, Дмитрий. Второй раз читаю Ваши воспоминания о детстве. Безумно интересно и очень хорошо написано. С глубоким уважением, Нинель Светличная (Гениальные Матери Планеты).

Дмитрий, я прочитал несколько глав из “Истории моей жизни”. Эта вещь – интересный документ. Это не только личная история, но и картина жизни страны. Очень заметно положительное, конструктивное, прагматическое отношение к жизни и к людям. Многие сказали бы, что жизнь ваша пришлась на плохие времена, а вы сохраняете оптимизм и ничего не пишите о черном и страшном. Может это и правильно: не видеть черное и страшное, стараться не замечать, воображать себе другое. В конце концов, судьба – цепь личных событий, надо трепетно беречь свое от разрушительных сил внешних катаклизмов, ибо другой жизни не будет. С пожеланием здоровья,
Дан Берг. 
       
Ваши рассказы, конечно же, полезны для молодых поколений. В них правда ни очерненная, как это стало модным, ни приукрашенная.
Юрий Шварёв.

Как бы разбить на абзацы? – спрашивает автора Анатолий Шинкин-2   

Дмитрий отвечает: «Научусь, поправлю! Какие мои годы - вся жизнь впереди».))))))
И далее пишет:
«Разбил, как - просил. Плохо компьютером - владею. Научился разбивать.)))))


Хороший рассказ. Воспоминания давно минувших дней.
С уважением. Инесса (Инесса, Приносящая Счастье).

Дмитрий, я прочитал несколько глав из “Истории моей жизни”. Эта вещь – интересный документ. Это не только личная история, но и картина жизни страны. Очень заметно положительное, конструктивное, прагматическое отношение к жизни и к людям. Многие сказали бы, что жизнь ваша пришлась на плохие времена, а вы сохраняете оптимизм и ничего не пишите о черном и страшном. Может это и правильно: не видеть черное и страшное, стараться не замечать, воображать себе другое. В конце концов, судьба – цепь личных событий, надо трепетно беречь свое от разрушительных сил внешних катаклизмов, ибо другой жизни не будет. С пожеланием здоровья,
Дан Берг. 

Как бы размышляя о дальнейшем, Дмитрий пишет:

- Случайно  попал в авторы «Проза.ру»,  обзавёлся собственным КАБИНЕТОМ. Возник вопрос, писать или не писать, родные и друзья советуют – продолжай. Много интересного осталось за  кадром, как говорится: совершенно не рассказал о борьбе САМБО, она часть моей жизни, о своих увлечениях, встречах с интересными людьми, о друзьях – товарищах. Мало рассуждений о настоящей жизни, воспоминаний о прошлой и так далее. Я не Лев Толстой, ни Антон Чехов, в писатели не рвусь, мне  славы не надо, моей пенсии инвалида В.О.В., заботы родных и близких - детей и жены - хватает для жизни и творчества! Для них и пишу.

Хватило бы  таланта. Появились уже и читатели. Это меня радует - читайте, если  интересно, пишите рецензии! Не стесняйтесь - я в таком возрасте: меня трудно удивить, обидеть не возможно! Буду писать короткие мини рассказы - формат  «Проза.ру» для этого хорошо подходит.

Попутно буду изучать компьютер, которым владею слабо, изучил его самостоятельно методом "тыка". От возможностей компьютера - БАЛДЕЮ. Буду приобщаться к литературной деятельности. Я ещё молодой, не опытный, учиться  никогда не поздно! Умирать не собираюсь, безнадёжный оптимист. Ждите  моих новых опусов – произведений.  ЖИЗНЬ есть  ТВОРЧЕСТВО, нет творчества  - нет жизни!   
В ответ на свои размышления Дмитрий Сергеевич получил очень четкий ответ:

Ответ один - писать!
Писать, рассказывать, хранить память.
Удачи Вам в творчестве, хорошего читателя, всего самого доброго!
С уважением - Олег Устинов.


Еще  мне хотелось бы привести некоторые афоризмы Дмитрия:

 «На чужой пасеке, мёд - слаще!   Проверь» .))))))
 «Пришла депрессия, живи и радуйся,   что не стало - хуже.  Улыбайся,      депрессия – уйдёт».))))
 «Нельзя забыть - мать, и Родину – предать»!
«Одиночество есть – благо. Уйти в себя, осмыслить – жизнь свою».
«Старость, не возраст, а состояние  души».

И от всего сердца хочу поздравить уважаемого Дмитрия Сергеевича с юбилеем, пожелать здоровья, новых творческих удач, радости, присущей ему бодрости духа!

Еще сказать о своей радости открытия этого удивительного человека,  приобщения, хотя бы очень краткого, к его жизни, умеющей дарить радость своему читателю,  надежду  и веру, что надо жить в мире с людьми, самой собой, оставляя добрый след на земле, чтобы помнили.

Поздравляю уважаемого Дмитрия Сергеевича, я хотела бы сказать, что свой  85-летний юбилей отметили или отмечают и другие писатели нашего сайта.

В их числе: Михаил Михайлович Рожин.

Он пишет:
- Родился я 83 года назад в Вологодской области. Живу в подмосковных Химках. Русский. Пока не привлекался и не сидел. Согреваюсь надеждой, что свой долг России успею отдать, используя доставшийся мне «окоп».

Путёвку в жизнь мне оформили три добрых руки: город Ленинград, Горный институт в Ленинграде, студенческое общежитие на Васильевском острове Ленинграда.География работы – Сыктывкар, Пермь, Москва.

Написать и опубликовать, по разным поводам, пришлось много всякого. Числю же себя и хотел бы «прославиться» автором одной-единственной, но НЕТРАДИЦИОННОЙ книги – «Духовное наследие нашего рода. Исповедь предков». У неё есть начало, но нет и, надеюсь, не будет конца. Но надежда эта сможет осуществиться, если мои родственники-потомки и сегодня, и через 10, и через 310 лет будут добавлять в неё свои воспоминания.

Эту возможность обеспечивают выстраданное ОГЛАВЛЕНИЕ и КОМПЬЮТЕР. Сейчас нас собралось уже 11 человек. У каждого нашего потомка теперь есть не только «обязанность» пополнять этот чистейший источник совести и других нравственных традиций рода, но и возможность, в моменты житейских бурь, найти у него утешение и самую искреннюю помощь.

Всё «вывешенное» здесь либо про эту книгу, либо взято из неё, либо в неё помещено.

На «Прозе.ру» нахожусь исключительно для того, чтобы и другим захотелось завести в своих семьях БЕСКОНЕЧНУЮ родовую книгу. Подчеркну: не просто родословную схему, и даже не «большие» или многочисленные мемуары, а именно родовую книгу, именно Б Е С К О Н Е Ч Н У Ю !

Убеждён: если обеспечить постоянное увеличение количества семей с такими книгами, то на земле будет меньше войн и прочей мерзости.

Замечательная идея, не правда ли?


В числе юбиляров и Марк Наумович Горбовец.

Он пишет о себе:

-  Я родился в 1930 году, живу в Москве. Побывал в 35 странах, а в СССР – «от Москвы до самых, до окраин». Помню страну довоенную и послевоенную. Помню выдающихся наших артистов прошлых лет: Аркадия Райкина, Лемешева, Козловского… Помню выдающихся ученых, героев, деятелей промышленности и строительства...

Годы бурного послевоенного времени заложили в меня мечту о светлом будущем – энтузиазм, который у меня не угасает до сих пор.

Я побывал в разных «шкурах»: конструктора, проектировщика заводов, изобретателя и эксперта, машиностроителя и строителя, чиновника, руководителя, преподавателя и научного работника…

Встречался с выдающимися людьми, а также со ссыльными в зоне на Великой стройке коммунизма – Сталинградской ГЭС.

Люблю выплескивать свои эмоции, свой юмор и игру на сцене жизни, свою философию жизни в сжатой поэтической форме, в стихах, особенно я люблю басни.

За последние 10 лет написал около 500 произведений в опубликованных в различных сборниках и на сайте «Стихи.ру». Хочу попробовать себя в прозе.

Удачи Вам, уважаемый Марк Наумович!

А вот одно из Ваших стихотворений мне захотелось привести здесь:

Имя

Наше имя – Божья метка,
В нем судьба, характер в нем,
Бог взял душу на заметку,
Все поступки наши в нем.

В нем характера секреты,
Радость, счастье, власть, печаль,
Страсти, гордости приметы,
Самолюбия вуаль.

В нем сокровища таланта,
Красоты прекрасных муз,
Холод строгого педанта,
К непотребной жизни вкус.

В нем судьбы противоречье,
Жизни щедрой благодать,
Или бедности увечье –
Вечно бедствовать, страдать.

С ним живем и умираем,
С ним и слава и позор,
Мы его не выбираем,
Божьей метки в нем узор!

Наше имя – божья метка,
В нем судьба характер в нем,
Бог берет нас на заметку,
Смотрит – правильно ль живем,
Соответствуем ли метке,
Все ль от жизни мы берем?


Видимо, приводимый мною список далеко не полный, и каждый может дополнить, расширить его.

А мне остается еще раз от всей души поздравить наших юбиляров!

Божьей помощи Вам!

Может быть к месту, может быть, нет, но мне вспомнились стихи на слова Булата Окуджавы:


Вымысел - не есть обман.
Замысел - еще не точка.
Дайте дописать роман
до последнего листочка.
И пока еще жива
роза красная в бутылке,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке:

каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...

Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить.