Неисповедимы пути Господни. Armenian Home. Продолж

Магда Кешишева
    Дом престарелых - это зал ожидания.
              \Инна Гофф\

   137-31 45 Ave  Flushing  N.Y. 11355
   New York Armenian Home
   В трехэтажном здании по этому адресу я проработала шесть лет. Нелегкие это были годы, но я хорошо понимала, что никто не сказал мне - " Welkom Amerika!" Решение приехать принимала сама, значит, как говорят, какая музыка, таков и танец. И я честно "танцевала".

   Кстати, нашла я этот адрес случайно. Дело в том, что мои "хождения по мукам" - попытки найти работу ни к чему не привели. По закону я должна была работать в государственном учреждении, получать зарплату чеком и платить налоги. Я даже обратилась в армянскую церковь, объяснив, что приехала по грин-карте, и попросила помочь мне с работой. Мне культурно сказали: - "Мы вовсе не заинтересованы, чтобы армяне оставляли родину и приезжали в Америку."

   Многочисленные газеты полны приглашений на работу. Но не все приемлемо: что - то далеко от дома, где -то сменная работа, обстановка не та ... Короче говоря, нашла я работу по уходу за детьми в большой семье: бабушка, дедушка, сын, невестка и двое детей, 3-х и 5-ти лет. Телефон и адрес вычитала в газете: позвонила, поговорила, назначили мне время интервью.

   В тот день с утра заладил дождь. Но выхода не было, и поехала я на интервью. Любезно встретили, дети - чудные мальчики - сразу окружили меня. Бабушка и мама устроили мне перекрестный "допрос", улыбнулись, и сказали, что я могу хоть завтра приступить к работе.
  Естественно, я объяснила, что не имею права работать за наличные деньги и ищу работу в госучреждениях, потому у них буду работать до момента, когда найду  там работу. Мне сказали: - "Вы нам понравились, мы вас берем. Но одна просьба - как найдете работу, заранее предупредите нас, чтобы вы нашли вам замену." На этом и договорились.

   В мои обязанности входило: утром накормить детей и проводить до школьного автобуса, застелить постели в трех спальных комнатах, пропылесосить  комнаты двух этажей, вытереть пыль, приготовить еду, сделать стирку, глажку. Естественно - встретить детей из школы, проследить, чтобы переоделись, накормить. С ними надо было и поиграть - дома и во дворе, и за уроками последить.

   Может возникнуть вопрос - "Какая школа в 3 года?" Дело в том, что семья была еврейская и оба ребенка ходили в ишиву.

   Как - то раз бабушка сказала, что, если у меня остается время, я могу почитать книги из их библиотеки. Именно это помогло мне найти работу на чек. Я выбрала книгу  "Добро пожаловать в Америку", где и нашла этот Армянский Дом. Позвонила, представилась, изложила свою просьбу. Мне назначили день интервью. Прошло интервью хорошо, и меня приняли на работу. Конечно, я сказала, чтобы мне дали время, т.к. я смотрю за детьми, и не могу уйти пока не найдут мне замену.
Менеджер пошел мне навстречу. Не хочу писать, как прошло прощание с детьми, которые привыкли ко мне за четыре месяца. Я храню их подарки: рисунки, игрушки и помню, как они просили приходить к ним в гости.

   Вернусь к Армянскому Дому. По нашим понятиям это - Дом престарелых, куда определять близкого человека, с точки зрения "нашего" человека, недостойно и даже преступно. Ведь  наши учреждения - серые снаружи и внутри, - окружённые железными заборами здания с дождевыми подтеками, мимо которых и проходить муторно. Поместить сюда человека зачастую означает обречь его на безрадостное существование среди грубых и бессердечных людей. Если где -то дела обстоят иначе, я просто низко кланяюсь.

   В Америке все это выглядит иначе. Во - первых, здесь не принято, чтобы дети жили с родителями. Теперь представьте: родителям за 75 - 80, дети весь день на работе, внуки - в колледже. Часто они работают в другом городе, после работы - деловые встречи, переговоры, поездки. В таких условиях невозможно пожилому человеку, у которого, естественно, проблемы со здоровьем, уделить должное внимание. Оставить его дома на весь день одного тоже нельзя: ему надо несколько раз поесть, погулять на воздухе, искупаться, периодически посещать врача, принимать лекарства, наконец, ему необходимо общение, как любому человеку.

   В Армянский Дом Нью - Йорка старые люди приходят добровольно и с удовольствием. Есть здесь и старики с ментальными проблемами, которых привели сюда дети или внуки, и которым нужен профессиональный уход и постоянное медицинское наблюдение.

   Армянский Дом - это красивое здание в три этажа, окруженное великолепным садом с тенистыми аллеями,  беседками.
   На первом этаже - по обе стороны длинного коридора находятся комнаты, где живут - по одному или два человека - самые тяжелые бабули и дедули. Многие не могут самостоятельно передвигаться, сидят в инвалидных колясках. Почти у всех - полная потеря памяти, они не могут самостоятельно поесть, одеться, умыться, искупаться.

   На втором - передвигающиеся с помощью ходунков старики, но все с проблемами, странностями, нелепыми требованиями. Комнаты обставлены согласно желанию каждого, часто что -то из мебели они привозили с собой.

   Третий этаж - самый трудный для персонала: живут здесь ходячие мужчины и женщины у которых, вроде, с головой все в норме, но что это были за характеры! Они грубили персоналу, часто срывались на крик, требуя что-то, доводя работников до слез. А работники не имели права ни то что голос повысить, они даже не могли возразить что - то в ответ.

   За каждого  обитателя Дома родные вносили плату - $1000 в месяц.
   
   Все "соображающие" имели деньги на карманные расходы, могли пойти в ближайший магазин за покупками. Кстати, недалеко был русский магазин, куда они часто ходили за хлебом, колбасой, сладостями.

   На первом этаже помещалась комната медперсонала: за состоянием здоровья обитателей Дома внимательно следили медсестры, строго выполняя предписания врачей. Диетолог составлял меню с учетом здоровья жильцов: отдельно для диабетиков, желудочников, почечников, гипертоников и сердечников.

   Няни тщательно следили за внешним видом жильцов, туалетом и чистотой. Три раза в неделю - банный день. Купали бабуль и дедуль лучшими шампунями и гелями. После этого их смазывали специальными лосьонами, присыпали ароматными присыпками.

   Тех, кто ходил в памперсах, четыре раза в день мыли и меняли памперсы.
   В штате были женщина и мужчина, которые организовывали досуг: в солярии первого этажа стоял телевизор с огромным экраном. Кроме того - ставили кассеты с  армянскими кинофильмами, записями концертов. Не говорю уж о том, что отмечали все праздники, дни рождения. Периодически приглашали священника из армянской церкви, который проводил службу. Здесь же, за большим овальным столом, играли в бинго, занимались вышиванием, вязанием, читали газеты и журналы.

   По определенным дням приходили - парикмахер, маникюрши и педикюрши. Они наших бабуль и дедуль причесывали, стригли, делали маникюр, укладки, красили волосы, удаляли  мозоли, наросты.

   Забыла сказать, что дом это завещала Армянскому сообществу богатая армянка, огромный портрет которой украшал стену в фойе первого этажа.
   В момент, когда я пришла работать сюда, здесь жили 80 бабуль и дедуль - армян, но у многих мужья  (жены) были других национальностей.

   В теплое время года обитателей Дома вывозили на природу, на пикник и даже на пляж, к океану. Летом и осенью в саду Дома организовывали веселые праздничные обеды с шашлыком и подарками.

   Некоторые жители несколько раз в день меняли одежду, украшения. Есть здесь и супружеские пары, и "влюбленные", которые нежно поддерживая друг друга, гуляют среди цветочных клумб и плодовых деревьев  сада по ухоженным дорожкам.

   Очень важный момент - родные посещают своих стареньких родителей, бабушек и дедушек очень часто. Многие приходят ежедневно, принося им одежду, любимые кушанья, фрукты.  Я уже писала о мужчине - не очень старом, высоком, статном, импозантном, - который каждый день приходил к больной жене. Его жена - как и он высокая и очень симпатичная женщина - болела рассеянным склерозом. Она, в прошлом писательница, никого не узнавала: ни мужа, ни детей, ни внуков. Весь день, сидя в кресле, она теребила платок и тихо звала - "Саймон, Саймон!" Так звали ее мужа.
Когда кто - то выразил  ни то восхищение, ни то удивление, что он ежедневно приходит к жене, которая даже не знает, кто он, он спокойно ответил: - " Но я же знаю, кто она".

   Таков Армянский Дом  Нью Йорка. Рассказ не закончен, но прервусь на время, чтобы не утомлять моего терпеливого читателя.