Иозеф Лада об иллюстрировании Швейка

Кузьма Калабашкин
« ... Я не видел Гашека с 1915 по 1921 год, когда он после возвращения из России, навестил меня.
Его поведение почти не изменилось.
Он по прежнему был полон юмора, и мне казалось, что несмотря на шесть лет разлуки, он все тот же старый друг Гашек.

Ярослав Гашек начал писать «Похождения бравого солдата Швейка»  еще перед первой мировой войной.
Он печатал их в «Карикатурах» и «Добра Копа», а позднее в книгах с другими своими рассказами в издательстве Гейды и Тучека.
В 1922 году Гашек посетил меня в моей квартире и попросил нарисовать обложку для издаваемых в виде брошюры «Похождений бравого солдата Швейка во время мировой войны».

Я начал работу.
В основу образа Швейка я взял не какое-нибудь определенное лицо, а использовал описания, сделанные Гашеком в романе.
Я нарисовал Швейка, раскуривающим трубку под летящими пулями, среди рвущихся гранат и шрапнели.
Добродушное лицо, спокойное выражение, по которому видно, что он себе на уме, но в случае необходимости, сумеет прикинуться дурачком.

Эту обложку я принес в условленный день в погребок «У Могельских».
Она очень понравилась Гашеку и Ф.Сауэру.
Гашек, поразмыслив, обещал мне гонорар в 200 крон.
Ф.Сауэру этого показалось мало, и он повысил вознаграждение до 500 крон.
Гашек, помолчав, закончил дискуссию о гонораре, сильно стукнув кулаком по столу и заявив, что я получу 1000 крон.
Однако пока что мне пришлось уплатить по счету за обоих.

Обложку отпечатали, а о гонораре ни слуху ни духу.
Но я на него не очень и рассчитывал.
А когда уже совсем о нем забыл, от Ф.Сауэра, имевшего магазин белья, пришел ученик и принес мне несколько пар нижнего белья и носки, сообщив, что шеф (Ф.Сауэр) посылает мне гонорар и просит передать, что не мог  послать его раньше потому, что обанкротился …

В 1924 году, уже после смерти Гашека, я, сотрудничая в «Чешском слове», начал печатать в воскресном приложении «Похождения Швейка».
Для каждого номера я делал по шесть черно-белых рисунков, под которыми помещал приспособленный мною для этой цели краткий текст Гащека.
В общем вышло что-то около 500 рисунков.
По собственным представлениям и по описаниям Я.Гашека я создал образы и остальных героев его романа.
Могу сказать, что «Швейк» с моими иллюстрациями в «Чешском слове», стал очень популярен и вскоре после этого был выпущен издательством А.Сынка отдельной книгой с иллюстрациями …

Однако я не был полностью удовлетворен образом Швейка. Я усовершенствовал его, и при третьем издании он принял тот вид, в котором существует и поныне …

Уверен, что портреты  всех главных действующих лиц я нарисовал в соответствии с тем представлением о них, которое было у Ярослава Гашека, когда он писал свой роман.

Жаль, что друг Гашек не дожил до выхода иллюстрированного Швейка; он был бы, конечно, самым лучшим и самым строгим критиком.
И я верю, что он бы доволен моими иллюстрациями.
Ими я плачу ему долг за его сегодня уже всемирно известный роман.»

(с) Йозеф Лада

---------------

Картинка: Швейк и пани Мюллерова:

- Убили, значит, Фердинанда-то нашего,— сказала Швейку его служанка.
Швейк несколько лет тому назад, после того как медицинская комиссия признала его идиотом, ушел с военной службы и теперь промышлял продажей собак, безобразных ублюдков, которым он сочинял фальшивые родословные.
Кроме того, он страдал ревматизмом и в настоящий момент растирал себе колени оподельдоком.

- Какого Фердинанда, пани Мюллерова? — спросил Швейк, не переставая массировать колени.
- Я знаю двух Фердинандов. Один служит у фармацевта Пруши. Как-то раз по ошибке он выпил у него бутылку жидкости для ращения волос; а еще есть Фердинанд Кокошка, тот, что собирает собачье дерьмо.
Обоих ни чуточки не жалко...