Листовки

Михаил Фрейдкин
Кто знает о том, что такое разносить по подъездам рекламные листовки - никогда не возьмется за эту работу. Десять лет назад я не знал и мы с другом решили подзаработать в свободное от учебы время.
Была середина зимы. День для Петербурга выдался на редкость снежным. Офис одного из самых крупных в то время в городе интернет-провайдера располагался в центре города. Пять минут от метро и мы на месте. В уютном кабинете добродушная офисная девушка передала нам огромную сумку до верху забитую блестящими цветными бумажками.
- Уф... Вот, держите, - сказала девушка, с трудом переместив ее из шкафа на пол к нашим ногам, - Попробуйте поднять, - обратилась она ко мне, - Не тяжело?
Я поднял.
- Нормально.
На самом деле, сумка была тяжеловата, но я же на то и мужчина, чтобы не пугаться трудностей, тем более друг всегда мог помочь.
- А как мы попадем в подъезд, если там домофон? - поинтересовался товарищ.
- Нууу, - потянула девушка, - Надо позвонить в какую-нибудь квартиру, кто-нибудь откроет.
После этих слов задача уже не казалась такой легкой и оптимистичного настроя несколько поубавилось.
- Вот, - девушка вытянула из принтера лист бумаги с отпечатанным столбиком адресов, - Это те дома, куда вам надо попасть.
Она отдала список моему товарищу.
Я взял сумку, мы попращались с девушкой и отправились к метро.
- А на что ты потратишь деньги? - спросил приятель, когда мы уже доехали до нужной станции и поднимались на эскалаторе.
- Ну не знаю, может джинсы куплю или толстовку.
- А я, наверно, гитару куплю.
- Электро или обычную?
- Обычную хотя бы, на электрогитару не хватит.
- Ну так и на обычную не хватит.
- Хватит. Я видел в магазине за 1300 всего. Денег со стипендии возьму еще и должно хватить.
- Что это за гитара, которая столько стоит?
- Китайская какая-то, наверно. Ну мне сойдет на первое время, я ж не великий музыкант.
Мы вышли на улицу, перешли на противоположную от торгового центра и метро сторону дороги и сквозь снегопад углубились в одинаковые ряды панельных многоэтажек.
Приятель развернул список адресов.
- Так, - сказал он, - дом номер 5.
Мы оглянулись. На углу одного из домов, рядом с которым проходила группа молодых людей преимущественно в дутых пуховиках и спортивных штанах, висела табличка с цифрой 3.
- Где-то здесь должно быть.
- Ты карту не печатал?
- Нет. Я у метро глянул. Тут всё рядом, по идее.
Мы пошли вдоль дома и скоро внезапно обнаружили, что следующий за ним вовсе не 5, а "3, корпус 2".
" Наверно, за ним" - почти не договариваясь, решили мы, но следующего дома не было, начиналась огороженная строительная площадка с висящей на воротах справкой: жилой дом.

- Это что ли? - ухмыльнулся я.
- Нихрена не смешно.
Картина пока складывалась довольно тоскливая. Мы стоим в каком-то унылом спальном районе города с тяжеленной сумкой рекламного мусора, снегопад, вокруг серые девятиэтажки, мусорные контейнеры у мрачных подъездов и подозрительные люди в спортивных штанах.
- Давай пройдем еще вперед.
- Возьми тогда сумку, - сказал я, - А то уже заколебался и рука замерзла.
Приятель согласился и я с блаженством сунул красную руку в теплый карман куртки.
За стройкой, действительно оказался дом номер 5 с закрытыми металлическими дверями подъездов.
- Ну что, кто звонить будет? - спросил приятель
- Давай я попробую.
Моя надежда была на то, что обычно люди не спрашивают кто пришел, для чего, а используют кнопку открытия двери просто рефлекторно.
- Ну пусть будет 54, - негромко сказал я и начал нажимать на выпуклые кнопки, завершив всё клавишей  "В".
Из динамика раздался мелодичный перезвон, а потом суровый мужской голос спрашивающий: "Кто?!". Мы переглянулись, быстро придумать ответ не получалось.
" Кто пришёл?!" - продолжал человек из домофона.
Я нажал кнопку сброса.
- Ну и зачем? - возмутился приятель.
- А что я должен был ему сказать?
- Сказал бы, что сантехники или типа того.
- Ну хорошо. Сейчас я наберу другую квартиру и ты сам скажешь.
Он согласился.
Я набрал номер и подождал пару секунд. Ответила женщина.
- Здравствуйте, - начал приятель, как можно более низким голосом- Это водопроводчики.
- Какие еще водопроводчики?
- Надо трубы менять в подъезде.
- Я позвоню в ЖЭК, узнаю у них.
Трубку не повесили, послышалось что-то напоминающее звук отдаляющихся шагов.
В этот раз уже друг потянулся к кнопке сброса, но я его остановил:
- Подожди немного.
- Она нас по-любому не пустит!
- Так мы ничего не теряем.
Но как разрешилась эта история мы не узнали, потому что дверь с пиканьем открылась и из подъезда вышла девушка с собакой. Мы юркнули внутрь и только за спиной из невыключенного домофона раздавалось: "Алё! Алё!"
- Теперь всё легко! - обрадовался я.
Мы бодро поднялись на лестничную площадку с почтовыми ящиками, опустили на пол тяжелую сумку и, расстегнув ее, принялись за дело.
Закончив примерно треть, я
услышал шлепание тапок по лестнице и посмотрел наверх. К нам спускалась старуха с тростью. Классический халат в цветочки, суровое лицо.
- А вы кто такие? Что делаете?
- Работаем. Рекламируем интернет.
- Это вы обманули меня что ли?
- Когда? - удивился я, но быстро догадался, что по домофону мы общались с ней.
- Ещё врет мне, что не знает. Падла!
Перед нами был классический образец вредной маразматички. С детства нас учили тому, что спорить с больными бессмысленно и мы молча продолжили свою работу.
Почти все ящики были заполнены и оставался лишь один с номером "54". Я вспомнил, что именно эту цифру мы набирали, чтоб попасть в подъезд.
- Хочешь мне срань свою сунуть?! - с новой яростью обрушилась на нас бабка.
Я уже и готов был отказаться от этого, но ответить не успел. Трость больно ударила меня в руку.
- Вы что делаете?!
- Поговори ещё тут, сопляк!
Сил у нее было немного, но хватило, чтобы пнуть стоящую  сумку. Листовки ярким ковром покрыли бетонный пол лестничной площадки.
- Ну его нахер, - сказал негромко приятель, - Пойдем отсюда.
- Валите! Валите отсюда! - поддержала старуха.
- А это? - я обвел рукой сумку и рассыпанные бумажки.
- В жопу.
Мы пошли к выходу из подъезда.
- За собой уберите!
- Сами рассыпали, сами убирайте! - не оборачиваясь, ответил приятель.

На улице, прибавив ходу, мы обогнули дом и оглянувшись, остановились около ларька с овощами. Сумки с листовками у нас не было, а значит и денег не предвиделось. Интернет-провайдер остался без потенциальных клиентов, а кто-то без потенциальной гитары за 1300 рублей.
- У меня еще есть немного денег, - прервал я неловкое молчание, - По пиву?
- Согласен.