Первая весна

Татьяна Кравченко 3
   Маленьких детей на каждом шагу подстерегают опасности. Это не просто слова. Мой жизненный опыт - это сплошное подтверждение.
   Мне недавно исполнилось 4 года. Помню, как пришла бабушка и надела на меня новое платье,  сказав при этом, что  «это тебе на день рождения». Я ничего не поняла, поняла только, что новое платье – это «день рождения». Поэтому – все новое, я долгое время и считала «днем рождения». В самом деле, мой день рождения  - в  последний день зимы. И какой бы холодной она не была – наступает потепление, а там и весна!
   Мама пришла с улицы и сказала: «Ну, слава богу, кажется, зиму пережили! Сегодня весной запахло».
  - Я пойду, понюхаю, как пахнет весна? 
  -  Ладно, только от дома – никуда! Заодно подмети в сенках и на крылечке.
   Наскоро одевшись, и найдя на дворе веничек – голяк, я мету сени. Пахнет весной. Ветер какой-то особенный, сильный, но ласковый. Он постоянно закрывает дверь в сени с улицы,  и становится темно. Да еще и хлопает громко дверями, которые, видимо, рассохлись за зиму, или вообще плохо подходили к дверному проему. И еще пахло квашеной капустой, видимо она стала подтаивать в бочке, и я отметила в головке, что так и пахнет весна.
    С сенями я справилась, а на крыльце хлопающая дверь мне здорово мешала. Кое-как я подмела верхнюю ступеньку, а дверь все болталась, и мешалась. И я нашла на нее управу. На крыльце лежал прутик и я засунула его в петельку! Стало хорошо, дверь обуздана! Прутик держит ее. Никуда теперь не денется.  Еще с двумя ступеньками я справилась легко. Быстренько их подмела и спустилась с крыльца.
    Бабушка сшила мне бурки из  дедовой  фуфайки, а на них были надеты калоши.  Это и была обувь на все случаи жизни. Калоши мне сильно нравились. Они как-то особенно пахли, а внутри были темно красного цвета. Приятную на ощупь ткань я считала «бархатом». Это слово я знала  от бабушки, которая шила людям вещи на заказ, и слова, и «мода», и «бархат» я знала от неё.
   По случаю «весны»  варежки я не надела, да и руки замерзнуть не успели. В новых калошах ходить было интересно. Они оставляли красивые следы на мягком снегу, а еще ноги как-то мягко проваливались в начинавший подтаивать снег.  Все эти ощущения были собственными, впервые осознанными и запомнившимися.
   Забыв про мамины наставления, я отошла от дома, да и можно ли это назвать детским неповиновением? Ведь дом не был ничем огорожен, ни забора, ни калитки, а до соседнего дома - рукой подать.   Там жил мой дружок – Валерко. Так называла его  бабушка, старенькая, с белыми волосами, в платочке и постоянно в фартуке, которым она вытирала старые руки. Эти руки я помню. Вечно мокрые, потому что она все время что-то мыла, стирала, протирала. Так она и осталась в моей памяти!
   Валерки на улице не было. Он еще не знал, что весна!  Надо было срочно ему об этом сказать! И я побежала через дорогу к его дому! Улицы у нас широкие, а дороги - узкие. Одна – две машины за день пройдут, а то и ни одной. За соседским  домом -  лес. А за поворотом, куда уезжали машины, была спичечная фабрика.  Край города! Даже люди ходят редко. Просто некуда ходить. На фабрику рабочие ходят по другой улице.  Она даже называется – Рабочая. В общем – глушь несусветная!
   В доме у Валерки давно есть ворота, с колечком. Но до него мне не дотянуться. Я кричу:- «Ва-лер-ко! Валерко!» Никто не слышит! Двойные рамы! Вот, наконец, Валерка появляется в окне, что-то объясняет мне и мотает головой, дескать, он на улицу не пойдет.  Я кричу ему, что весна, выходи, но его бабушка   подходит к окну, как-то строго смотрит на меня,  и Валерка исчезает!
    Мир становится скучным! Я поднимаю фанерку и взбираюсь на горку, которую соорудил Валеркин отец! Но горка какая-то не такая, не скользкая, фанерка ехать не хочет, впрочем, скатывается одна, без меня. Я стою на горе и чувствую, что ветер, хоть и весенний, но пронизывает мое мало-мальское пальтецо насквозь. А тут еще, вдруг, ноги мои начинают проваливаться прямо в глубь снега.  Я стараюсь встать и опереться хотя бы на одну ногу, но ничего не получается, нога уходит глубже, переступаю на другую ногу - то же самое! И вот я уже по пояс в  горке.   Руки без рукавиц сразу замерзли! Отчаянно барахтаясь, по локти в снегу, кричу:- «Валерка!».
   Никто не слышит. Ложусь животом на снег, руки тонут в снегу! Холодно! Я же без варежек! Снег уже под рукавами. Пробую переступать ногами - ничего не получается.  Я – реветь! Но и это не помогает! Хоть бы по улице кто-нибудь пошел! Никого!  И тут мне становится страшно.
   Кричу изо всех сил:- «Валерка». Он на секунду появляется в окне, за ним бабушка, раз … и белая занавеска задернута! В это  время слышу стук со стороны нашего дома. Поворачиваю голову, а там и мама, и Света в окне, и даже Витька,  и тот что-то мне кричит.  Отлегло! Страх прошел. Жду. Сейчас мама придет и вызволит меня. Но мама,  то появляется, то исчезает. Стучат в окно странно, но никто не идет! Снег в рукавах тает, рук я уже не чувствую. Кто мне поможет?
   И тут я вспоминаю, как в наш дом приходили тётеньки в платочках, и нас, ребятишек, крестили. Зажгли свечи! В ванне – вода, там купали Сашеньку, а мне только головку водичкой помазали! Зато теперь у меня была крестная: соседская девушка Лиля! Жизнь не сводила нас, но она сказала мне, что если мне будет плохо, надо попросить Бога - он поможет, раз я крещеная!
   Я вспомнила, как бабушка, начиная любую работу шептала: «Помоги мне,  Господи!».  Но как попросить? У кого? В доме не было икон, и кто такой Бог – я не знала!  И у бабушки икон не было. Дед был коммунистом, и папа - тоже, поэтому нас крестили тайно от них, и было ли это крещением?
Помню, на тот момент слова «Бог» и «солнце»  для меня было одно и то же! И я долго еще так считала, что солнце – это и есть Бог!  Я повернула голову,  чтобы увидеть Солнце - Бога и еле шевеля губами прошептала:  - «Помоги мне, Господи!». Наверное от слез солнце рассиялось, лучики поползли, образуя цветные сполохи,  было завораживающе красиво!
    И вдруг, от основания горки, кто-то позвал меня: - «Таня!». Я и не заметила, откуда взялась Ольга, старшая сестра моей подружки Шуры! Она шла из школы мимо нашего дома, потому что их дом был первый от леса, а наш  дом и дом Валерки – вторыми! Она сразу поняла, что со мной случилась беда! Ей было лет – 12- 13! Она родилась еще до войны. И она была умная! Бросив сумку с книжками, осторожно стала ступать прямо на горку, видимо, не решаясь подняться по ступенькам. Они бы её не выдержали!  Тонкий ледок ее тоже не держал, она проваливалась в снег, но не глубоко, подтаптывала его, пробуя   сделать очередной шажок! Снег был ненадежный! Потом она легла на живот и протянула мне руку! Я ухватилась, и она потянула! Мы вместе немного увязли, но не глубоко! Она дотянулась до моего воротника и потащила. Я помогала, как могла! Хваталась за рукав ее пальтишка, упиралась коленками  и, наконец,  почувствовала, что снег под нами стал плотнее. Ольга еще подтянула меня к себе,  и мы почти кубарем стали съезжать вниз! Горка была высокая. Как отец Валерки сделал такую опасную горку? Зачем? И снег не утрамбовал!
   Подхватив на руки, Ольга понесла меня домой! В окне билась мама! Только ступив на крыльцо,  я все поняла! Ведь я закрыла дверь, засунув в петельку не просто прутик, а  толстенький прутик с веточкой вниз, то есть  сделала  прочный замок!  Открыть дверь изнутри было просто невозможно! Мама пыталась выставить раму, и она уже её выставила, но основную раму просто ножом она выставить не могла! Уже приготовилась разбить стекло,  уже Света, старшая сестра, готова была вылезти в окно, чтобы спасать меня, но  не успела!
    Про то, что  мне помог Бог - Солнце, я почему-то сразу же забыла!  Меня «засунули» на печку, мама подкинула дров, чтобы согреть  выстывший дом. Прибежала соседка, мать Ольги, и принесла мне молока! До вечера я сладко спала на печи, напившись молока с медом.
    А потом мама рассказывала папе, что со мной приключилось, причем она сказала, что этот толстенький прутик сама же бросила на крыльце, потому что двери не держатся, хлопают, и от этого просыпается маленький Саша,  и много других неудобств.  Еще она ругала бабушку Валерки за то, что она не вышла, и не помогла мне.  А потом, вечером, приходила тетя Валя, мать Валерки, вздыхала, что у нее «такая вот свекровка», а я вдруг вспомнила про галоши! Их не было! Они вытаяли, когда горка растаяла!