История России по С. М. Соловьёву. 5

Юрий Бровер
   

После смерти Владимира  в Киеве « сел»  его приёмный  сын Святополк. Но киевлянам ближе был любимый сын Владимира - Борис, которого отец незадолго до смерти послал с войском против неугомонных печенегов.  Печенегов Борис не нашёл , возвратился назад и , узнав о смерти отца, горько плакал. Отцовская дружина хотела войти в Киев и посадить Бориса на княжий стол. Но Борис не захотел  идти на старшего  брата и разочарованное войско разошлось от него. Воспользовавшись этим, Святополк подло убил Бориса, а затем ещё двух своих братьев Глеба и Святослава.
Борис и Глеб, сыновья Владимира и византийской царевны Анны, стали первыми русскими святыми, а Святополк получил прозвище « Окаянный».
Ярослав ещё не знал о смерти отца и собирался идти против него. В его войске было много варягов, которые притесняли  новгородцев. Свободолюбивые новгородцы встали и перебилм варягов. Ярослав в бешенстве расправился с лучшими новгородцами. Но в ту же ночь он получил из Киева от сестры Предславы сообщение о смерти отца и злодеяниях Святополка. Собрал Ярослав оставшихся в живых новгородцев и рассказал со слезами о случившемся.  И, не смотря на то, что накануне  потеряли родных, новгородцы согласились идти с Ярославом на Киев.
Воины Ярослава и Святополка сошлись у Днепра и стояли они на разных берегах реки три месяца не решаясь начать битву.  Начались морозы.  В один из дней Святополков воевода стал ездить по своему берегу и бранить новгородцев и их хромого князя- Ярослава. Новгородцы народ гордый, обид не прощали и сказали они Ярославу: « Завтра перевезёмся на другую сторону, если с нами  кто не пойдёт, того сами убьём». Утром на лодках переплыли Днепр, вышли на берег,  лодки оттолкнули и пошли на врага. Святополк стоял с дружиною между двух озёр; всю ночь они пировали…  А утром началась сеча злая, печенеги из Святополкова войска не смогли прийти на помощь своему князю и новгородцы потеснили неприятеля на лёд озера, лёд подломился и Ярослав стал одолевать врага. Святополк бежал в Польшу к своему родственнику королю Болеславу, а Ярослав сел в Киеве на отцовский и дедовский стол.

В 1018 году Святополк с Болеславом  двинулись на Ярослава. Встретились враги у реки Буг. Болеслав был « велик и тяжёл», но отчаянно храбрым  и он первым бросился на коне в реку, а за ним его войско. Ярославу пришлось бежать в Новгород, откуда он собирался ещё дальше- за море.
Но новгородцы во главе с посадником Константином князя не отпустили , объявили « Хотим ещё биться с Болеславом и Святополком» и начали собирать войско, в основном из наёмных варягов.
А в Киеве сидел Болеслав , его войско было разведено по ближним городам. Воспользовавшись этим, «благородный» Святополк  перебил своих союзников поляков. Болеслв, взяв с собой много пленных и всякого добра ушёл в города Червенские ( Червен, Волынь, Сутейск и другие).
Святополк, сидевший в Киеве, узнав, про намерения новгородцев во главе с Ярославом идти на Киев, бежал к печенегам и тоже собрал большое войско. И в 1019 году у реки Альта, на Альтском поле началась  злая сеча, « какой ещё не бывало на Руси».  Ярослав одолел врага, Святополк бежал в Чехию где и нашёл свою смерть.
В 1022 году брат Ярослава Мстислав, который княжил в Тмутаракани, начал войну против косогов. Косожский князь Редедя , во избежание лишних жертв, предложил решить исход битвы поединком князей. Редедя был велик и силён и Мстислав вскоре почувствовал, что проигрывает. Тогда он обратился к богородице с просьбой о помощи и пообещал, в случае победы, « построить церковь в твоё имя» После этого удалось ему бросить врага об землю и… зарезать. Взял он жену и детей Редеди, обложил косогов данью, а по возвращению в Тмутаракань рассчитался с богородицей - заложил и построил церковь св. Богородицы. История, мягко говоря, мало симпатичная, как и последующие события.
В 1024 году Мстислав, когда Ярослав был в Новгороде, подошёл к Киеву, жители его не приняли ; тогда он повернул к Чернигову и там засел.  Узнав об этом в Новгороде, Ярослав призвал варягов и пошёл на Мстислава. Сошлись братцы при Листвине в грозовую ночь. Стратегия Мстислава заключалась в том, что подставил под удар варягов северян, а свою дружину расставил по флангам. К утру поле боя было усеяно трупами варягов и северян. Свою дружину Мстислав сохранил.   Ярослав побежал в Новгород. После победы Мстислав выступил с «мирной инициативой»: предложил Ярославу Киев и поделили они Русскую землю по Днепру- левобережье- Мстиславу, правобережье- Ярославу.  Стали братья жить в мире и согласии и « была большая тишина на земле». В 1036 году  Мстислав, храбрый и милостивый  к своим, заболел и умер.   Похоронили князя в построенной им  церкви св.Спаса в Чернигове. Все земли отошли к Ярославу стал он самовластцем  в Русской земле.
Княжение Ярослава, которого мы знали как « Мудрого» описано Соловьёвым  в этой работе довольно скупо.  Перед смертью в (1054 году) он завещал своим сыновьям жить в мире и любви. Похоронили его в церкви св. Софии в  Киеве.
Ярослав Мудрый известен как великий государственный деятель. «Реформы Ярослава Мудрого охватили практически все сферы жизни общества. Великий князь придавал большое значение просвещению, и внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности и грамотности. Князь построил училище, где мальчиков обучали «церковному делу». Нельзя не отметить, что при Ярославе впервые на Руси появился русский по происхождению митрополит. Для укрепления позиций церкви во владениях Ярослава была возобновлена выплата «десятины», ранее установленной Владимиром. Бурная деятельность князя заметно изменила Киевскую Русь. Строились каменные монастыри и храмы, бурно развивалось зодчество и живопись. Огромное значение имеет и издание первого свода законов, названного «Русской правдой». Этим документом регулировался при Ярославе Мудром размер дани (виры) и наказаний за различные нарушения. Немного позже появился и свод церковных законов «Кормчая книга» («Номоканон»)»  ( Цитата из Интернета).   Прозвище « Мудрый» утвердилось за Ярославом спустя столетия, до этого его прозывали Хромцом. На Украине чтут память Ярослава и его папы Владимира, их изображения – на современных купюрах в 2 и 1 гривну соответственно.
 Двухсотлетний период после Ярослава Мудрого насыщен сотнями персонажей и кровавых братоубийственных событий и коротко изложить  этот отрывок  главы  мне не под силу.Соловьёв заканчивает главу « Русская летопись для первоначального чтения» серединой 13- го века, нашествием Батыя.
Вопрос о значении, о влиянии татаро-монгольского ига на становление единого российского государства уже несколько  сотен лет является предметом разногласий
 между видными русскими историками, западниками и славянофилами. Этот вопрос активно эксплуатируется нынешними  деятелями, создающими новую идеологию.
    Татаро-монгольское иго существенно не повлияло на жизнь и быт народа. Россия развивалась по европейскому пути,но из-за страшного разорения, страшных людских потерь, необходимости выплачивать дань завоевателям сильно отстала в государственном и экономическом развитии от стран Западной Европы. Так формулируют позицию Соловьёва в этом вопросе специалисты.

На фото: Памятник Ярославу Мудрому у здания Юридической академии в Харькове.