О легионерах, большевиках и патриотах

Татьяна Кырова
        Сотни раз проезжала мимо посёлка с названием Боград, что благополучно примостился в незначительном отдалении от трассы Абакан-Красноярск. И предположить не могла, короткое по-сибирски упёртое слово является фамилией одессита, а по совместительству племянника  Розы Марковны Боград-Плехановой, жены Г.В.Плеханова. 

        Выяснила сей факт совершенно случайно. Пока бывала в Красноярске наездами, не обращала внимания, но теперь такое скопление революционных названий не могло не броситься в глаза. Улица Ады Лебедевой прямиком упирается в улицу мужа Григория Вейнбаума. Я читала знаменитую серию о пламенных революционерах и знала, что чаще всего тяга к заговору и бунту дело семейное. Есть такой не выходящий из моды бизнес, играть в защитников униженных и оскорбленных. А тогда на кону стояла корона Российской империи, когда банк будет сорван, то куш окупит все издержки. Разумеется, открыто об этом никто не говорил, народные массы кормили агитационными лозунгами: Вся власть Советам, Фабрики – рабочим, Земля - крестьянам!

        Большевик Яков Ефимович Боград был арестован в отместку за жестокое убийство красными повстанцами старшего унтер-офицера 8 роты 10-го чехословацкого полка Вондрашека. Вместе с группой товарищей содержался в Красноярской тюрьме в качестве заложника. Ольгерд Петерсон, Ракомбль Менчук, Иван Коншин, Федор Вейман, Семен Иофер, Эрнест Щульц, Адольф Перенсон, Ян Станислауэ и Яков Боград были растреляны.  По-революционному упоительно звучат их имена и фамилии, так и просятся в названия сибирских городов и посёлков.

        Улица с симпатичным названием Садовая была переименована в улицу Бограда. Узенькая - К.Маркса, Благовещенская – Ленина,  Воскресенская – Мира, Почтальонский переулок – Перенсона, Береговая – Дубровинского, есть ещё улицы Декабристов, 9 января, Парижской Коммуны. Густо засеян город Красноярск такими названиями. А ещё в своё время удивлялась, зачем в Москве улица Шарикоподшипниковая!? Лучше так, чем станция Войковская.

        Троцкий требовал беспощадно уничтожать легионеров, почуяв неладное чехословацкий корпус, удачно расположившийся по линии Сибирской железной дороги, блокировал отступление армии Колчака, взял под свою охрану казну Верховного правителя России и передал вагон с золотом для поддержания власти большевиков. Что позволило наёмникам благополучно завершить свою миссию и покинуть страну с награбленным добром.

        Несколько монументов в разных частях напоминают нам о печальном рейде чехословацкого корпуса по просторам горького Отечества нашего, говорят, есть желающие установить ещё пару десятков.  А достойный памятник адмиралу Колчаку всего один в Иркутске,  в администрации Омска отказались, чтобы не накалять обстановку. Хорошая формулировка. Память о достойных людях может накалять не только обстановку, но и бередить совесть. Зачем воздвигать монумент генералу Каппелю, можно увековечить память о Чапаеве, не стихами и песнями, так ходячими анекдотами. А белые генералы серьёзные слишком, и нет места для стёба одесских журналистов, которые эхом где-то, что-то слышали. Это не наймиты готовые метаться по странам в поисках добычи, меняя гражданство, веру и политические убеждения, чтобы удержаться в тренде. В их биографиях всё благородно и чинно, не придерёшься, они - настоящие патриоты России.

        Никак не связывала название посёлка с фамилией революционера, а в советские времена удивлялась такому сочетанию - Бог рад.