Ванька Жуков

Татьяна Пороскова
Я никогда не видела биржу труда и даже не представляю, что это такое…

 Только слышу командный голос из далёкого прошлого, когда меня ещё не было.
- Всем построиться!

И вижу тёмный ряд людей с тоскливыми лицами, стоящих  в очереди. Людей, измождённых ожиданием: а вдруг сегодня получат работу?
И в этом ряду стоит   скуластый паренёк небольшого роста.
 Он не помнит своего отца,  ушедшего на японскую войну. У него только мама, братья и сестра.
Мальчик ходил с котомкой по домам, прося милостыню, потому что и мамка, и тётка пухли от голода и не могли уже подняться с печки.
 А потом был детдом…

Там, в этой тёмной шеренге людей, стоит мой будущий отец…

- Кто не боится высоты и хочет работать с железом? Шаг вперёд!
И паренёк делает шаг вперёд.
- Как зовут?
- Ванька Жуков!
И этот день решил его судьбу.

Мой будущий отец становится рабочим человеком.
Ваня ещё ничего не знает о своём будущем.

Он не знает, что надсадит так своё сердце, что один врач напророчит ему смерть после двадцати восьми лет,
что у них снимет угол  деревенская красивая девчушка с зелёными глазами, они поженятся, и она родит ему шестерых детей.

Иван не знает, что его отправят на финскую.  И в белых маскхалатах они, почти невидимые, но такие уязвимые для финских снайперов, будут гибнуть и замерзать в этом снегу, как подкошенные.

Отец не знает, что,
когда ему исполнится двадцать шесть лет, и у него уже будет двое детей, начнётся долгая и страшная Отечественная война.

Мой будущий отец будет шагать в пехоте через всю Европу, пить из луж, где лежат вздувшиеся лошади.  Израненный в руки,  ноги, и голову, он  вместе с другими дойдёт до этой проклятой Германии…
А я потом увижу чёрно-белый снимок. Чужое поле на чужой земле. Чужие коровы пасутся в этом поле. Стоит солдат с винтовкой на плече. Кто это? Может, мой отец. Но это был уже снимок в покорённой  фашистской Германии.

Рядовой Жуков будет посылать моей будущей  маме короткие письма-открытки   со стихами.

Он ещё не знает, что выживет, и у него родятся ещё четверо детей,

что после войны  не сможет больше шагать в колоннах и не станет ходить на демонстрации,

что война будет сниться ему до самой смерти,  и   после выпитого стакана красного вина  снова и снова станет воевать с немцами.

И однажды  на работе у своего станка вдруг поползёт на глазах у всех по цементному полу цеха, услышав грохот железа и вернувшись  опять в  войну.

А я буду отголоском этой войны.

Впитаю в себя боль за то поколение, страх войны,
впитаю в себя строевую походную поступь и желание уйти в тишину, к деревьям и полям…


Фото, на котором мой отец Ваня Жуков, во втором ряду справа.