Бхагавад-гита всем. обзор. диалог. часть 21. прило

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 21. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

http://yasbogom.ru/article.php?articleId=24&chapterId=27

На приведенной ссылке рекомендуется находить  ту или иную главу и соответствующий стих, который указан в тексте.




Ученик.

О, Верховная Божественная Личность, будь Милостив, поясни, как должны думать о Тебе и помнить Тебя те, кто занят медитационной йогой?  Как они Тебя достигают? Ст. 10 гл. 8.

БОГ:

Существует много путей памятования о Боге. В Бхагавад-Гите Бог неоднократно указывает, как следует помнить о Нем, Верховной Божественной Личности. Это необходимо знать и преданным Бога Кришны современного периода и необходимо было также знать йогам, времен Арджуны. Но если исходить из Слов Самого Бога, то следует помнить так, как сказано в стихах 6, 8, 9, 14, гл. 4, ст.29 гл. 5, ст. 29, 31, 40 гл.6, ст. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 21, 22, 23, 25, 28, 29, 30 гл.7,  ст. 3, 4, 5, 9, 13, 14,  гл. 8, ст. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 24, 26, 27, 29, 32, 34,  гл. 9, ст. 3, 4-5, 7, 8, 9, 10, 11, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 гл. 10, глава 11 вся, ст. 6-7, 8, 10, 11, 20 гл. 12,  ст.6-7, 8-12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 27, 28, 29, 31, 32,  гл. 13, ст. 3, 4, 19, 26, 27 гл. 14, ст. 6, 7, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19 гл. 15,  ст. 23, 26-27  гл. 17, ст. 56, 57, 58, 61, 62, 65, 66, 68, гл. 18.

Но памятование о Боге может быть и вследствие посвящения Богу плодов любой своей деятельности, или в результате вибрирования Святых имен Бога, или вследствие изучения Святых Писаний и поклонения Богу Кришне, или также в повседневной материальной практике, когда человек направляет свой ум на все события в своей жизни, видя во всем только Волю и План Бога. Но медитация может быть и несколько пассивной, т.е. в определенный период времени с определенной целью. Это тоже путь Бога, открывающий человеку постепенно и другие врата  медитации, более широкого порядка, все охватывающие.

Во времена Арджуны была распространена медитационная йога и именно для таких людей Бог в Бхагавад-Гите дал необходимые и подходящие для их уровня развития и понимания ориентиры в стихах Бхагавад-Гиты, приведенных ранее. Но теперь, такой путь достижения Бога не вполне приемлем. Ибо общество, Сам Бог требует от человека в современных условиях трудиться реально, и таким людям, как святым, в условиях современного мира и его устоев и преимущественных пониманий и ценностей  не могут подаваться милостыни для поддержания их тела. Поэтому йога, путь соединения со Всевышним, должна быть неотрывной от работы, от  общества, а потому это, всегда окружающее и сопровождающее человека, непосредственно труд, люди, общение, общество,  и используется для медитации, но уже более глубокой, ибо человек должен связывать с Богом не отдельные материальные объекты или живые существа, но умственный процесс направленный на работу Бога в материальном мире, на присутствие Бога, на формы Божественного проявления везде и во всем, что есть более тонкие вещи и даются вследствие очень серьезной духовной практики.

Простым памятованием о Боге невозможно угодить Богу, но требуется великое  духовное радение, видение Бога во всех и в каждом и все в Боге, непрерывное внутреннее почтение к Богу, отчасти и проповедь, ибо человек уже ничего не может объяснить с материальной точки зрения и все объясняет только через Божественное присутствие, Волю Бога и План Бога, также карму и качества человека, как и путь материального и духовного развития всех и каждого. Поэтому путь именно  строгой медитационной йоги на данный период широко не распространяется, ибо требует уединений и  почти что разрыв с миром материальных отношений, что непременно  также будет препятствовать развитию и духовному становлению верующего. Но такая йога во времена Арджуны все же была, практиковалась, и она давала мистические способности, выводила на связь с Богом в себе и многие действительно входили в транс и покидали тело, надеясь на беспрепятственное достижение духовного плана; но так у Бога почти не бывает. Не по воле йога, даже самого старательного и продвинутого, он, йог,  может оставить материальный мир, но только по Воле Бога. Поэтому многие возвращались  на Землю, продолжая свой путь развития в направлении, которое было только по Плану Бога, ибо Бог Знает. 

В современном мире в современных условиях этот путь медитационной йоги через уединение в безлюдных местах далеко не авторитетен, не имеет многих последователей или своей парампары и оперировать к нему  не рекомендуется или дается только единицам, для кого этот путь Бог считает необходимым в связи с его индивидуальным путем развития и кармой. В ст. 11-13 гл. 8 Бхагавад-Гиты Бог описывает эту практику  в небольшой степени, которая, однако, достаточна, чтобы следовать этим путем тем, кому Бог дает такое желание и возможности, однако, этот путь далеко не всегда поддерживается Богом или дается не на долго. Однако, сказанное в ст. 14 гл. 8  следует принять полностью с той лишь поправкой, что  отнюдь не легко достичь Бога и на быстрый результат рассчитывать не следует, но непременно преданно служить Богу без отклонений, выполняя более серьезные  и необходимые требования религиозного порядка.

Однако, следует понимать, что далеко не просто идти к Богу так, как это сказано в ст. 15 гл. 8. Даже религиозный человек, ставя достижение Бога смыслом своей жизни, тем не менее, считает себя причиной своего устремления к Богу. Даже зная,  что Бог управляет всеми живыми существами, дает им желания и возможности, такой религиозный человек не может это знание должным образом употребить, воздав за труды над собой только Богу, но готов идти на  поводу своего эго и своей толики иллюзий, действительно считая себя и своих великих предшественников великими душами. Но Велик только Бог. На каком уровне душа готова мыслить, на том уровне Бог ей и подает мысль и понимание. И снова колесо сансары и из всей предшествующей духовной практики остаются душе лишь крупицы духовных откровений  на следующее рождение, а остальное Бог искореняет снова и материальной и духовной практикой. Поэтому, необходимо всегда помнить душе, что не она, не ее волей и не ее усилиями, но шаг за шагом и от жизни к жизни каждого ведет только Бог. И все есть только труд и Милость Бога. А от души требуется только старание и терпение, как и умение не прекословить Воле Бога, но быть хорошо ведомой и опираться на Слово Бога в Святых Писаниях, радея только о своих качествах.

Ученик.

Будь Милостив, о, Всевышний, поведай мне о планетах более высокого уровня, чем планета Земля, ст.16-21.

Бог:

В материальном мире существует немало планет значительно более высокого уровня, чем планета Земля. Из этих планет планета Брахма-лока считается наивысшей. Согласно Ведам, здесь обитает первое сотворенное живое существо, обладающее столь великим могуществом, что многие почитают его за Бога и поклоняются ему, считая, что именно он был уполномочен Богом творить вселенную., что он и делал, восседая на Божественном лотосе и медитируя на устройство вселенной. На самом деле, это не более, чем Ведический миф, которых достаточно в исторических хрониках не только планеты Земля, но и других планет вселенной, с помощью которых Бог упрощенно поведал человечеству, как создавались вселенные и планеты разного уровня и все другое, имеющее отношение к творению. Несомненно, процесс творения материального мира абсолютно иной и не требует никаких помощников Богу. Бог Творит единовластно Своей Величайшей силой, могуществом, властью и Божественной Волей. По большому счету на эти сказочные персонажи не следует обращать внимания. Их немало в религиозных посланиях Бога человеку и их назначение в очень упрощенной форме донести человеку то, что донести, а тем более осознать невозможно. Это Божественный прием, который, работая на уровне подсознания с человеком, закладывает в нем основу религиозных знаний о существовании Бога, Божественной Воле, о творении, о присутствии Бога в своем творении, о Высшем Управляющем всем материальным и духовным мирами. Человек должен уяснить себе, что Бог создал вселенные, Бог создал планеты всех уровней, Бог создал человека. Все – Бог. Главное не эти мифы, а то, что через них доносит Бог слабому уму человека в плане Божественного абсолютного Управления и творения, как и Могущества, как и развития творения. Везде в своем творении присутствует Бог, всех поднимает через колесо сансары по ступеням собственного материального и духовного развития, по большому счету именно для этого и создан материальный план, как тренажер  для развития частиц Бога, везде созданы условия для духовной практики и духовного развития, всем достичь Бога, всем служить Богу на духовном плане.

В материальных вселенных все планеты материальные, везде присутствует Бог, пронизывая Собою все творение и оставаясь в нем Своим полным целым. Везде есть путь достижения Всевышнего, везде существуют йоги и связующий процесс с Богом, все хотят вырваться на духовный план, оставив путь рождений и смертей, старости и болезней, многих страданий. Но как достигают Бога, об этом в ст. 16 гл. 8. Т.е.  из ст. 16 гл. 8 следует хорошо осознать, что на всех материальных планетах всех уровней Бога достигают лишь те, кто Волею Бога развил качества, угодные Богу, кто достиг тот уровень духовного совершенства, который и может вырвать из колеса сансары. В противном случае человека на любой планете ожидает колесо сансары, как и постоянно практикующего йога, как бы он ни занимался духовной практикой, но Бог всегда доподлинно знает, подходит он или нет и следует ли его возвращать назад, что и очень часто происходит, ибо и не человек решает, но Бог.

Также из ст. 17, 18 гл. 8 следует, если не вдаваться в особые подробности о дне Брахмы, понять, что живые существа, управляемые Богом, идут по ступеням своего развития в материальном мире не бесконечно, но определенный период, называемый в Ведах днем Брахмы. Проходит очень немалый отрезок времени и Бог уничтожает Свое творение, переводя из проявленного состояния в непроявленное, где они, живые существа,  уже не могут иметь материальное тело, но и не теряют осознание себя, находясь в тонком состоянии и впадая Волею Бога в долгий сон до начала нового творения. Этот период, исчисляемый многими тысячелетиями, называется ночью Брахмы. Но по истечение опять же многих тысяч лет они вновь проявляются, получают тела и могут продолжить свой материальный путь и развитие, но с значительно более низких ступеней материального общего развития, поскольку долгое забвение ослабляет их материальные и духовные силы и требуется время для того, чтобы их восстановить до прежнего уровня до момента уничтожения вселенных. Это человечество обязано знать, а потому каждый должен стараться успеть в своей духовной реализации и выйти на духовный план, который извечен и не подлежит уничтожению, чем быть отброшенным в своем пути к Богу на многие сотни тысяч лет. Это здесь приводится не точное положение дел после уничтожения материального мира, но события последующие за уничтожением настолько сложны, что их не постичь человеческим умом, но следует придерживаться того понимания, которое здесь приведено Богом, как основного на данный период развития человеческой цивилизации. Об этом вкратце и в доступной форме Бог Говорит в ст. 17-19 гл. 8.

Но что происходит с духовным планом? Об этом сказано в ст. 20 гл. 8. Надо понимать, что духовный план расположен за пределами материальных вселенных во всей их совокупности. Он не досягаем для материального мира, ибо находится за пределами семи оболочек, Божественных таттв, материальных энергий,  которые полностью отделяют и отдаляют материальный план от духовного и преодолеть их невозможно. Но когда человек  в материальном мире достигает того уровня материального и духовного развития, что его качества позволяют быть направленным на духовный план, он мистической силой Бога мгновенно преодолевает эти границы и оказывается на одной из духовных планет, которых существует великое множество и которые в своей совокупности превышают материальный план примерно в 1000000000  раз, но и не имеют ограничений в своем расширении и развитии в то время, как материальный план строго имеет пределы и границы.

Но что есть духовный план? Об этом не очень много написано в Ведах, ибо это знание сокровенное, тайное и предназначено далеко не для всех ступеней человеческого развития. Об этом не очень много известно, поскольку материальному человеку, занятому в материальном мире своими многочисленными проблемами, этот вопрос почти не интересен, ибо видится чрезвычайно отдаленным и невероятным. Но в некоторой степени Бог Кришна эти знания дает в материальный мир,  и они на пользу тем, кто уже задумывается о том, откуда он и куда. Прежде всего, следует знать, что это чисто духовный мир, пронизанный многочисленными Божественными энергиями, которые в великом разнообразии направлены на развитие человека, осуществляют Божественное управление, неся человеку понимание, любовь, энергию постоянного Божественного присутствия, Божественную Волю и Власть, наслаждающие, посредством которых люди вступают в отношение с Богом, зная точное Мнение Бога, служа Богу, духовно обогащаясь, непременно занимаясь духовной деятельностью, которая здесь в великом  также многообразии и великолепии. Нет ничего, что могло бы  хоть сколько-нибудь сравниться с тем образом существования, которое здесь ведут все живые существа, зная Бога лично, общаясь с Богом и помогая тем, кто только достиг духовный план и желает как-то понять, как здесь устроен духовный быт и что ему здесь предстоит делать и как дальше будет строиться его путь на духовном плане. Этот духовный мир извечен и не уничтожается, когда уничтожается материальный мир с наступлением ночи Брахмы. Сюда попадают те, кто уже достиг необходимой ступени материального и духовного развития, чьи качества достаточны, чтобы начать существование на духовной планете и общаться с Богом, как и начинать преданно служить Творцу в трудах, радости и блаженстве. Однако, следует знать, что духовное развитие живых существ, путь достижения Бога никогда не прекращается, ему нет границ. На духовном плане есть также духовный быт, есть духовная радость, есть и духовные страдания, но эти страдания не имеют ничего общего со страданием материальным, ибо все чувства здесь направлены только на Бога и они зависят от того, насколько живое существо удовлетворяет чувства Бога.

На духовном плане  также человек входит в личностные отношения с Богом, которые несколько напоминают супружеские и через такое направление игр и ролей происходит обучение и развитие живых существ, как и подъем на более высокую ступень духовного развития. Непременно, здесь есть разные виды деятельности, духовные науки, есть также и иерархия и подчинение. Но каждый имеет прямую связь с Богом, видит все только как Волю Бога, видит себя ведомым, абсолютно защищенным, находящимся с Богом в постоянной связи и в себе, изнутри, и вне себя. Каждый по любому вопросу может напрямую и тотчас обращаться к Богу, получать Высшее Божественное Указание и следовать ему, так решая любые вопросы, не имея к ним личной привязанности и наслаждаясь только тем, что служит Богу и получает Великую Милость Бога, зная также и строгость Бога и Божественную Любовь.

Также на духовном плане нет времен года, но есть уподобление им в Божественной и великолепной форме. Здесь нет солнца и луны, нет ветров и ураганов, стихий, но есть духовная природа, животный мир, великолепная растительность и ничего, что могло бы низвергнуть живые существа в отчаяние, великий страх, боль за других. Но единственный страх – не угодить или не поблагодарить Бога, или не проявить должного почтения и смирения, что приводит к великой Боли, равносильной страданию перед Богом за свое несовершенство, за свои неразвитые качества, ибо всегда душа склонна ошибаться, что на духовном плане приносит самую великую боль и страдание каждому.

Также на духовном плане нет старости, болезней, смерти, рождений детей, родственных отношений, отношений супружеских, подобных тем, что присутствуют на Земле, вообще в материальном мире. Все, что ни делается, только во Славу Бога, ради Бога, нет ничего подобного материальной славе, власти, насилию, но есть все же небольшое несовершенство, есть и греховная деятельность, но в допустимых формах и все непременно контролируется Богом, каждый непрерывно ведется по личной ступени духовного развития и каждый имеет цель, имеет свои блага, свою нетленную одежду, свое великолепие перед Богом, свое жилье, свою семью, свои отношения с другими. Изъяны каждого, знает только Бог и вовлекает в те игры и роли на духовном плане, которые заставляют каждого стараться, следовать Воле Бога, сотрудничать с Богом и так подниматься в том направлении из бесчисленных, которое  ему лично Указывает Бог, где его преданное служение будет максимальным.

Внешность каждому дает Бог, как и одежду, как и жилье, как и окружение, как и еду, как и формы поклонения Себе. Здесь люди выглядят, как зрелые, юные, как старцы, как мудрецы. Но здесь есть и свои аскеты, свои святые, свои религиозные деятели, свои йоги, полностью посвящающие себя Богу. Есть  те, кто занят поэзией, музыкой, искусством, науками, природой, животным миром, следит за порядком, чистотой. Однако, здесь нет привязанностей, пристрастий, личностных отношений к друг другу, все посвящается только Богу, делается во имя Бога, воздается Богу. Здесь молятся, жертвуют, уповают на Бога, направляя на Всевышнего все свои чувства, желания, планы, здесь также учатся претерпевать и помогают друг другу Волею Бога. Здесь учатся постоянно общению с Богом, правильно и почтительно говорить, понимать Волю Бога, следовать Его требованиям, Законам Бога, ибо путь к совершенству здесь не знает границ.

Также на духовном плане каждое живое существо наделяется своим талантом. Они прекрасно рисуют, занимаются великолепным песнопением, танцуют, занимаются разными видами духовных искусств, все посвящая Богу. Здесь есть свои великие лидеры и проповедники, также отшельники, есть те, кто следит за порядком, духовные наставники, есть те, кто постоянно как бы грешит и  с ними работают и занимают их той деятельностью, которая помогает усваивать и следовать Божественным требованиям.

Однако, на духовном плане долго не задерживаются на одной планете, но Волею Бога переходят на другие, так перенаправляя живые существа на новые виды духовной практики и развития, поднимая живое существо по собственной лестнице духовной реализации постоянно, но каждого в свое время, так также усложняя процесс преданного служения Богу, делая его более значимым и точным, угодным Богу во все более разных направлениях.

На духовном плане также присутствует элемент управления самими живыми существами, в отношениях присутствует некоторые элементы строгости и твердости, а также требовательности к себе и другим. Но все это в любом случае не имеет под собой в основе эго живого существа, но только Волю Бога, Управляющего каждым. На эту ступень управления постепенно ведутся Волею Бога все, беря на себя как бы ответственность за других и их развитие и также контролируя себя, ибо выполняют работу почетную, и здесь следует иметь меру, чтобы не отклониться, но делать все правильно и правильно строить отношения с другими людьми. Но следует также понимать, что у каждого на духовном плане  свои качества, опыт, духовный потенциал, своя духовная цель и смысл, свои требования, свои и результаты. Но нет никого, кто бы просто наслаждался на духовном плане. Все наслаждаются здесь, прежде всего, тем, что служат Богу и в этом плане удовлетворены своим трудом, как и очень и очень многими другими вещами, которые Бог дает каждому индивидуально в виде Божественной помощи, поощрений, общения и проведения с Богом немалого времени, что для живого существа есть неисчерпаемая радость.

Но надо понимать, что живые существа, это, прежде всего, высоко духовные, полные знаний и отрешенности Божественные энергии, которые находятся всегда на прямой связи с Богом, переставая быть отделенными индивидуальными частицами, ибо без Воли Бога не могут думать, предпринимать, что либо желать и мыслить, но учатся практически сливаться с Богом, оставаясь при этом подчиненными навечно живыми существами, черпающими все, все духовные силы и удовлетворение только во Всевышнем и понимая это, как свое изначальное и извечное положение благости и полного мира в себе.

Будучи Божественными слугами, они должны тотчас и безоговорочно выполнять согласно своей ступени развития только  Волю Бога, принимая ее за свою, будучи наделенными своей мистический силой, должны видеть и предвидеть Волю Бога, испытывая к Богу великую любовь, почтение, благодарность неисчерпаемую, видя в Боге Высочайший Источник Милости и Любви, Божественное Совершенство и Великолепные Божественные качества, неисчерпаемые в своем великом многообразии. Также живое существо должно постоянно постигать Бога через Совершенные духовные качества Бога, через Абсолютные духовные Знания, которые присутствуют и изучаются на духовном плане, через общение с Богом и духовную практику и труд, посвященный изначально Богу во Славу Бога.

Также живые существа должны быть легко управляемыми и направляемыми Богом, должны слушать Бога и Голос Бога всегда и следовать Высочайшим Божественным Наставлениям, принимая Волю Бога как Высочайшие Закон, не умея иначе мыслить и иначе устремляться, не имея также ни в чем своих желаний, но только Воли Бога на себя. По сути, живые существо должны быть энергетическим продолжением Бога, Руками, глазами, ногами, чувствами Бога, но своей ступени, поднимаясь по ней неустанно вверх, к совершенству, не зная ничего другого, кроме Воли Бога, ибо другого и нет и не может быть никогда. Нет и нет. Этому учатся на духовном плане постоянно и непрерывно. Это есть бесконечный процесс постижения Бога, неустанный труд,  который начинается в материальном мире.

Такова основная Цель Бога на живые существа на духовном плане и в материальном мире. Все и с мельчайших форм жизни Волею Бога поднимаются только к Богу, становясь слугами Бога и устремляясь только к Богу качествами, чувствами, желаниями, своей сутью и вследствие своего изначального положения. Вот основная Цель Бога на живые существа, и она не сводится к тому, чтобы их бесконечно ублажать. Надо хорошо понимать, что и в материальном мире и на духовном плане Бог постоянно работает над живыми существами, давая им все необходимое для жизни, неизменно Сам Лично присутствует в Своем творении, работает с каждым индивидуально, непрерывно, охраняя его, давая силы, наставляя, вовлекая в развивающие игры и роли на материальном и духовном плане, дает ум, память, чувства, желания, цели, дает препятствия и пути преодолений и требует от каждого великой отдачи, старания, поклонения Богу, почтения и многое другое через путь преданного служения.

Таким образом, духовный мир – это та Высшая Обитель Бога, где Бог продолжает работать над живыми существами и каждый точно знает, куда идет и Кому служит. Духовный План, как и материальный, пронизан Богом, Божественным Абсолютным присутствием, но здесь общение с Богом происходит постоянно, но с Великим почтением живых существ, понимающих свое изначальное положение перед Богом. Здесь Бог непрерывно работает над каждым, поднимая по ступеням духовного развития, равно относясь к каждому, никого не выделяя, но создавая видимость через иллюзорные энергии Бога, что  каждое живое существо находится под самым пристальным взглядом Бога и отвечает за все только перед Богом  по всем счетам и необходимо Богу,  и труд здесь есть сотрудничество, делая живое существо абсолютно заинтересованным в  своих стараниях и в труде, зная в Лице Бога Высшего контролирующего, все Знающего и неумолимо требующего Управляющего. Отсюда следует  необходимость преодолевать, уповать, молиться, надеяться на Бога, развивать духовные качества, желая Угодить Всевышнему. Духовный план – окончательная Обитель живых существ, абсолютное место развития, удовлетворения и духовной радости, как и труда.

Ученик.

Будь милостив, о Всевышний, расскажи, пожалуйста, о способах ухода из материального мира, ст. 23-26 гл. 8.

БОГ:

Относительно ст. 23-26 гл. 8. Как здесь правильно мыслить материальному человеку, устремившемуся по пути духовного совершенства, и нужны ли эти знания в современном мире? Надо понимать, что описанное Богом Арджуне время, когда благоприятно и неблагоприятно покидать материальный план, есть достаточно не точное духовное знание, ориентированное на невысокую ступень материального и духовного развития, есть как бы обещание йогу, дабы он был старателен и непрерывно практиковал свою медитацию на Бога, достигая при этом, однако, не те плоды, на которые рассчитывал и которые ему обещаны, но те, которые в Планах Бога, и они далеко не всегда имеют цель оставления материального существования. Но такое обещание Бога также усиливает понимание человека о существовании духовного плана и что попасть туда отнюдь не просто. Однако, следует знать и то, что вопрос оставления тела ни есть желание человека, но только Воля Бога. Нельзя, не следует ни йогу, ни преданному быть столь самоуверенным, чтобы думать, что этот вопрос от начала до конца решает своими усилиями он. Только Бог. Не может человек по собственному почину, не зная своей истинной ступени развития, не зная Воли Бога и не зная своих качеств и кармы, мыслить, что он в состоянии  именно таким путем достичь духовный план. Но эти стихи все  же даны были Богом, как надежда, как  некоторое руководство для тех, кто так готов мыслить в своей духовной практике, как то, откуда человек может черпать силы и внутреннюю уверенность, таким образом, утверждаясь в практиковании йоги и достигая на самом деле плоды, угодные Богу. Но Бог никогда вопрос об оставлении материального мира,  таким образом все предоставляя на усмотрение живого существа, не решает. Следует только предаться Богу и преданно служить, занимаясь духовной практикой, которую предусматривает религия и здесь Святые Писания. Поэтому современному человеку эти стихи не следует брать за основу своих духовных практик и планов, но предаться Богу. Другого пути  нет и не может быть. Поэтому, да, действительно, есть уход из материального мира при свете и в темноте, но в любом случае все только во благо живому существу, нигде и ни в чем оно не теряет, но только приобретает. Поэтому следует брать за основу стих 27 гл. 8. Именно это и рекомендует Бог Кришна Арджуне. Это имеет отношение в основном к преданным Бога Кришны, к тем йогам, кто непосредственно заняты преданным служением Богу Кришне. Из всех йогов материального мира это те, кто наиболее высоко стоит, ибо, прежде, чем стать преданным Бога Кришны, такой человек непременно Милостью Бога прошел через путь благочестивой деятельности, был аскетом, совершал многие благодеяния, изучал Святые Писания и постигал Совершенные духовные знания и таким образом вследствие материальной и духовной практики достиг и утвердился в качествах так, что они стали основой его сути, его неотъемлемым я, его необходимость и единственной призмой для восприятия материального мира, качества, которые и позволили стать преданным Бога Кришны в материальном мире. Такие люди, находясь в преданном служении, несомненно превосходят всех других йогов, которые преимущественно или только изучают святые писания или только заняты благочестивой деятельностью, или только идут по пути аскетизма и начинают учиться контролировать свой ум, чувства, желания и устремляются начинать видеть во всем присутствующего и всем Управляющего Бога Кришну.