Глава 4. 1

Геннадий Маврин
 Прошел год. Подверженные эйфории успехов, мы были уверены, что этот успех будет продолжаться вечно. Купаясь в лаврах благополучия, мы не усовершенствовали производство, и как того требовал прогресс, не вводили новые технологии. Первые  симптомы появились месяц назад, когда, сдавая в магазины одежду на реализацию, поставщики не захотели наш товар принимать по прежней цене.
    Работали мы шаляй валяй, деньги идут и ладно. Приходили на работу к десяти и уходили после обеда. Жили не тужили и не заметили как наша фирма, некогда процветающая,  все более и более приходила в упадок.
   И наконец, пришел крах. Однажды мы пришли на работу, и Мишка потребовал срочно поговорить
  - Парни кажется, нам пришел крендец. Я вчера пообщался с нашими дилерами, и они ни в какую не хотят принимать нашу одежду по старой цене. Говорят и модели устарели и у других производителей такие же модели дешевле.
    - Мы не выдерживаем никакой конкуренции
   Мы несколько раз собирали собрания акционеров и путем голосования решали, как быстрее выйти из создавшегося положения. Толку от этих сборищ никакого. Один предлагал свое, другой свое, третий еще что-то. В результате решение принималось какое-то округленное, не дееспособное. У нас опускались руки, и мы не знали что делать.               
 
    Как я говорил, большим увлечением для меня были шахматы и компьютер. Когда жил с родителями, мать, беспокоясь за мое здоровье, убирала от меня и то и другое. Но я находил и продолжал свои занятия по ночам. Теперь, когда я стал взрослым и стал жить отдельно от родителей, мог позволить себе день и ночь заниматься любимым занятием. И вот чтобы отвлечься от всех проблем я взял книжку чемпиона мира по шахматам Михаила Ботвинника по теории шахмат. Рассеянно начал читать предисловие и тут я насторожился. Оказывается, Ботвинник являлся разработчиком программ для игры в шахматы с компьютером. Сопоставив игру в шахматы и жизненные проблемы, он пришел к выводу, что все любые вопросы управления (производством, фирмой, министерством и т д ) можно переложить на широкие плечи компьютера. Но, к сожалению, партийное руководство не дало ему довести этот проект до конца.
   Не заметно для себя я уснул.
 
И тут появился мужчина средних лет, улыбнулся мне и спрашивает:
   - В шахматы играешь?
   - Играю.
   - А ты знаешь, что шахматы и жизнь играются по одним и тем же законам?
   - Догадываюсь.   
  Страной, да и многими другими сферами управляют люди зачастую не профессионалы ( я говорю в общем, не показывая ни на кого пальцем). А судить профессионал он или нет можно лишь, когда видны плоды его деятельности. Получается, вроде бы лидер ведет бурную деятельность, что-то творит, делает какие-то указы и распоряжения и все вроде бы во благо людей. А толку, ни какого. Экономика падает, люди беднеют, в стране произвол бюрократов и чиновников, коррупция и разгул преступности! Вы скажите, пусть тогда правит общественное мнение. (в лице парламента или еще кого-то)
      Я сейчас докажу, что общественное мнение никак не может благотворно управлять каким-то процессом.  Взять хотя бы выборы. Все люди хотят, чтобы выбрать такого человека, который смог потом построить богатую и счастливую жизнь. Представим себе четырех человек: производственника, учителя, военного и пенсионера. Учитель будет выбирать бывшего учителя, военный – военного, производственник – производственника, а пенсионер – того, который пообещает прибавить пенсию. В конце концов, голоса разойдутся и выберут того, кому больше повезет, но вряд ли производственника, потому что он ратовал за то чтобы поднять производство и не давал обещаний ни военным, ни учителям, ни пенсионерам.  Наверняка выберут или военного или учителя, которые пообещали хорошую жизнь военным и учителям.
      Но ведь что на армию, что на образование деньги поступают из бюджета. Если не пополнять бюджет, то он совсем иссякнет. А бюджет пополняется в основном из производственной сферы. Что учитель, что военный в этой сфере обычно не ком-петентны, и  они наверняка разорят  казну. Если бы выбрали толкового производственника, он бы всю энергию направил на развитие производства и, в конце концов, в казну стало поступать больше денег. А раз в казне деньги, то и в армию стало бы больше перечисляться и на образование. Отсюда вывод. Путем выборов достойного руководителя не выбрать. То же самое происходит и в парламенте. Каждый тянет одеяло на себя и в конце концов принимается какое-то среднее решение, которое можно истолковать и так и так.
   Аналогией являются шахматы. Допустим, мастер играет  на одной доске в шахматы против десятка хороших игроков, которые делают свои ходы путем голосования. Что же из этого получится?  Один из десятка имеет свой план игры, второй совершенно другой, третий еще какой-то. Десять людей и десять планов. Получается при одном ходе, принимается идея одного плана, при другом ходе, принимается идея другого плана. Будет сумятица и, в конце концов, партия будет неизбежно проиграна. А мастер выиграет, так как он будет придерживаться единого стратегического плана, который приведет к победе.
       Но компьютер в настоящее время играет намного сильнее человека. Так что, не лучше ли будет, если руководящим процессом будет управлять компьютер?
    - Извините милейший, - перебил я его. – По-моему  вы говорите чушь. Как это людьми будет руководить железяка?
    - Я ожидал этого вопроса и приведу простой пример. Вы каждый день на улицах видите светофоры. А ведь лет сто назад люди тоже бы не поверили, как это движением на дорогах может управлять электрическая лампочка, но вот уже около шестидесяти лет мы подчиняемся командам светофоров и ничего в этом сверхъестественного не видим. Также и люди будущего команды компьютера будут воспринимать, как само собой разумеющееся. Еще вы скажете, что везде должен быть лидер, который своей властью решает какие-то проблемы, как в волчьей стае – вожак. Раньше (да частично и сейчас) чтобы выжить, нужно было у кого-то что-то отнять и без лидера действительно было не обойтись. Начинались войны ( кстати они то в основном и развили прогресс)
    Но когда у людей все есть и делить нечего, зачем же нужен лидер?  Ведь каждый лидер создает свору бюрократического аппарата и всех нужно кормить. Притом хорошо кормить!!! Не говоря уже о различных никому не нужных отчетностях. Люди будущего будут мудрей, они освободятся от этих трутней, и будут жить счастливо и без интриг, создаваемых лидерами и политиками. А компьютер будет выполнять роль коммутатора, связывая воедино те или иные вопросы. И у него в любой момент времени можно будет узнать, почему было принято именно это решение.
        Но давайте разберемся, почему же выигрывает у сильнейших шахматистов компьютер?  А во-первых, потому, что в его память заложены тысячи партий сыгранных лучшими шахматистами, во-вторых, он способен  очень быстро и точно рассчитать много вариантов на много ходов вперед и, в-третьих, компьютер не подвержен никаким эмоциям, которые часто мешают здравому смыслу. .
    Человечество существует уже много тысяч лет и одни и те же исторические ситуации в разных странах повторялись много раз. Одни заканчивались так, другие так, а третьи еще как-то. Из всех этих вариантов можно выбрать самый разумный, обеспечивающий благосостояние. Как и в шахматах, эти ситуации можно заложить в память компьютера, который из всех будет искать наилучшее решение. На первых порах обязательно будут ляпусы, но чем больше будет работать система, тем точнее будут решения. Тем более    ошибки тоже будут вноситься в память, и поэтому у компьютера будут свои собственные наработки.
     Я считаю, что рано или поздно у человека будущего должен восторжествовать разум и люди объединяться в любви к ближнему и окружающему миру.
  Я вижу будущее построение мира, когда не будет ни каких государств. Будет единое человеческое сообщество. Никаких политиков никаких споров за лидерство. Все решения хозяйственных вопросов будут возложены на компьютеры. Техника разовьется на столько, что не будет проблем с питанием, не будет проблем богатых и бедных и поэтому не будет пре-ступности. И с высоты тысячелетий наши потомки будут смотреть наши фильмы и, улыбаясь говорить:  «Какие же это были глупые и наивные дикари. Нам  сейчас, в теперешнем мире так хорошо жить в гармонии с природой и окружающими людьми»!!!!!!
- Кто вы? - спросил я его.
 - Проснешься, узнаешь. Я попрошу тебя, действуй, у тебя все получится! Ты избранный!
   
   Я проснулся и взглянул на часы. Время было три часа  ночи. Передо мной лежала книга Ботвинника. На второй странице была фотография Ботвинника.
   - Так это же мужик из моего сна, - вскрикнул я.
    Что значит действуй? И почему я избранный? Надо же такому присниться, чушь какая-то. После этого сна долго не мог заснуть, мне не давала покоя мысль, что же реально при-думать, чтобы спасти фирму.
Утром первого кого я встретил, был Мишка.
  - Все, кирдык нам. Последний магазин напрочь отказывается принимать нашу продук-цию. Нужно продавать товар по себестоимости, а может и ниже, иначе вообще не прода-дим.
   Целый день мы ходили как пришибленные, не зная найти выход из тупиковой ситуации.
Вечером пришел домой и не ужинав, рухнул на кровать и тут же уснул.
   Опять мне приснился Ботвинник. Он был в дорогом костюме, белой рубашке и галстуке.
  - Почему вы так оделись? - поинтересовался я.
  - У меня сегодня юбилей, только жаль, что здесь не с кем отметить.
  - Я могу составить компанию, - предложил я.
   - С превеликим удовольствием.
   Он достал бутылку кагора и мы выпили по чуть чуть.
   - Больше нельзя, это вредит логическому мышлению.
   Он помолчал, потом  вновь заговорил.
   - Я знаю у вас большие проблемы. Хотите, я вам помогу?
  - Конечно
  - Я вам уже говорил о компьютерном управлении, так примените же его.
  - Но это же невозможно.
   - Почему невозможно. Давайте разберемся в вашей ситуации.
  Он подошел к доске и начал писать:
 
   Вы можете приобрести сырье (в данном случае ткань и фурнитуру) допустим у трех поставщиков. Поставщик Х, У и Z.

                Х    -   по одной цене
                У    -  по другой цене
                Z    -  еще по какой то цене
Вы начинаете считать, сколько будет стоить выпущенная вами обувь из Х, У и Z кожи для какой то одной модели

                Х    -   одна себестоимость
                У    -  другая себестоимость
                Z    - еще какая-то себестоимость
Но ведь из Х можно пошить и хорошую и отличную модель, также из У и из Z.
   А реально мы имеем сотни поставщиков с различным качеством ткани, сотни себестоимостей и сотни моделей. 
Вы хороший программист и легко сможете составить программу для компьютера для решения этой задачи, чтобы найти рациональные варианты. Так что дерзайте, молодой человек. Пожелаю вам успеха. Спасибо вам, что отметили со мной юбилей.