Горох об стену 18

Андрей Тюков
"Неправо о стекле те думают, Шувалов..."
О свете тоже думают неправо. Свет не бесшумен. Движение света производит шум. В зависимости от наших взглядов на природу света, это шум бегущей на берег волны или шёпот мелких воздушных мошек на лету. Шум света можно услышать, его можно изобразить. Это видимый шум.


Всё больше на задний план уходит понятие "народ". Нет народа, есть люди, которые принимают общие для них культурные принципы. Когда это укоренится, тогда, надеюсь, уйдёт насовсем и понятие "война".
"Не поднимет народ на народ меча".


Православная икона понимается как вещественный символ невещественного объекта. Символ есть подобие первообраза, который всегда присутствует в своих подобиях как главное и согласует различающиеся детали. Человеческое изображение нечеловеческого должно пониматься как связь, а не как связуемое или связующее. Между человеком и Богом есть сходство, но это не физическое сходство, это сходство света и объекта света "в толцех".
Бог всегда толкуется и понимается через человека. Человек ощущает и осознаёт Бога в Его воздействии на себя, и никак иначе. Умозрительное представление мертво. Только чувства оживляют Бога во мне. Я есть знание Его, и милость, и слово, и до некоторой степени смысл Его. Никто не есть свет, но способен возвестить о свете.
Икона тоже один из способов возвестить о свете, один из языков, на которых это можно сделать. Как и любой другой язык, этот выше и больше своего аппарата, шире сферы своего применения, богаче использованных возможностей. Целью любого языка является хранение и передача информации, коммуникация. Уникальной особенностью иконы как языка можно считать то, что здесь "участники диалога" находятся в принципиально различных статусах, и один "говорит" в сиюминутности, а другой из пакибытия. Нельзя не признать, что такое "неравенство" много способствует пониманию раньше слова, ответу раньше вопроса, и делает "диалог" скорее "монологом плюс".


Как живётся дереву в городе? Да так: корни утопают в мусоре, а на ветках воздушные шарики.


Жизнь - это закрытые глаза. Открыл - остановилась, закрыл - опять пошла.


Ритм Вселенной - это раз, два.
Раз-два-три - это уже человек, уже побежал...


Есть одно загадочное место в Евангелии от Матфея, - слова, которые трудно объяснить. Вот оно. "Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете" (Мф. 26-11).
Казалось бы, что здесь непонятного? Иисус акцентирует внимание людей на вечных ценностях и призывает их не тратить драгоценное время на ложные и преходящие ценности, словом - обратиться к Богу, а мёртвым предоставить самим хоронить своих мертвецов, как сказано в другом месте.
И ведь известно Ему, что вскоре надлежит Сыну Божьему распяту быть, а на третий день воскреснуть, и всё это "волею Отца". Вот потому и напомнил ученикам своим, что день краток и что близится ночь, но за ней утро...
Так-то оно так. Но ведь Бог никогда не покидает человека. Иисус Христос - Богочеловек, и даже покинув нас в своём человеческом образе, Он тем не менее остаётся с нами как Бог и второе Лицо Святой Троицы. Так почему же "не всегда имеете"?
А что, если действительно не всегда? Что, если бывают такие времена, когда Бог покинул человека? Когда тьма в глазах и в голове... Человек не может совсем отказаться от Бога ("Душа стихийная христианка", - Тертуллиан), но он может не видеть Бога в течение какого-то времени. Бог видит его и подаёт ему знаки, а человек временно слеп, и сила Божья не может на нём явиться. Возможно ли такое?
Трудно мне ответить однозначно. Но по себе знаю, что времена безбожья случаются в жизни и всегда воспринимаются и переживаются как тёмные и мучительные. Это бывает, когда смущается ум и как бы вступает во тьму, как бы слепнет, и лишённый внутреннего света, не может видеть и Света внешнего, и страдает в тоске невидения. Это всегда проходит.


Закрываю глаза - и вот я уже на Марсе. Для меня сейчас это тоже самое, что Москва или Вашингтон, округ Колумбия, или Буэнос-Айрес, где не бывал. Огромное пространство, и ты должен отыскать в нём уголок уюта. А иначе не выжить.
Этот уголок - внутренний человек. От внешнего его отличает способность пребывать сразу везде без ограничений, но сохранять при этом самость. Внутренний человек соотносится со мной, как дао и дэ. Я бы назвал это "дао" и "анти-дао". Обычно дэ объясняют как присущую дао благодать, - это сила дао, разворачивающая безымянный и бесформенный "космос" в имена и формы. А по сути, анти-дао. Дэ - это актуализация сознания. Дао - свёрнутое сознание. Дэ - это дыхание дао. Внутреннее выдыхает внешнее. Марс. Москва. Петрозаводск. И вот - я: танцую, подняв плечи, опустив глаза, закрыв глаза.


Бог нашего детства звался Справедливость. Потом Он звался Добро, Правда, Честь, Воздаяние, Закон. Под всеми именами Он - Справедливость, и этого мы ждём от Него - справедливости для всех; гармонии; равенства. Всего того, чего детство ждёт от жизни и верит, что это будет.


В православии что хорошо? Что у них весь год, все 365 дней, как бы очеловечен и поименован. Это не безликие какие-то дни - понедельник, вторник... Вот, например, 31 декабря Васильев вечер. То есть это светский Новый год и одновременно память святого Василия Кесарийского (он же Великий), который жил в четвёртом веке. И уж конечно тот, кто имел удовольствие родиться 31 декабря, в этот день сват королю и кум министру, и для него этот день - двойной праздник. И таких "личных" дней - целый год. Каждый посвящён кому-то. Святые и святители, преподобные и мученики... Одни новые, другие из 19 века, а то и пораньше, из четвёртого. И всё это делает бег времени лёгким и приятным, своей повторяемостью стилизует время под вечность, но не абстрактную и холодную, а вечность тёплую, домашнюю, давно знакомую и узнаваемую. И потому, когда уходит человек, он не в пустоту уходит, а он вступает в этот знакомый и привычный круг людей, реальных и легендарных, и дальше уже с ними приходит к нам каждый год, и уходит, чтобы опять прийти. Вечность с любимым человеческим лицом.


Человеку отпущено десять снов. Он их, как правило, все не помнит, помнит один - последний. Вот этот последний, что он помнит, и есть, действительно, последний, - больше не будет.


Вода питает корни и даёт дереву жизнь. А дерево бережёт воду своей тенью. Тонкое, бесформенное, мобильное - и жёсткое, стационарное, только пилой, - они образуют неразрывное единство. Нужно уметь становиться водой в одном случае и деревом - в другом, при этом ничуть не меняясь и не изменяя себе. Тактика боя строится на диалектике жизни: жёсткому отвечает мягкое, быстро обтекающее защиту - встретит отпор твёрдо и непоколебимо стоящего на своём.


Где физика, а где, извините, метафизика, этого и Мартын Задека не скажет. Я думаю, это всё одно, как сон без сновиденья и сон со сновиденьями: физика и метафизика. Всё от человека зависит, как говорил мой папа, не будучи ни физиком, ни (вот уж точно) метафизиком. Что такое личность, если совсем по-простому? Это желания и воля. Плюс ещё обязанность. Если желания и воля формируются и действуют на физическом и на ментальном уровнях, то вот с обязанностью сложнее: она присутствует только на астральном плане, а на упомянутых двух проявляет себя как особенности целеполагания. Иначе говоря, человек как личность есть не то, что он хочет и может, а то, что он должен быть, и на это нацелены и желания, и воля, и разум, и физические возможности. Как же определить для себя эту цель?
Есть у Тютчева стихотворение о России, которое даже цитировать неудобно, настолько оно известное, - это про "умом Россию" и "аршином общим", а "только верить". Мне кажется, Тютчев сам себя не понял. Можно и умом, недурно и аршином, но именно только если верить. Можно знать не понимая, и можно понимать, но не знать. Человеку, весьма возможно, и не нужно понимать. Человек знает, хотя и не помнит, бывает и такое. И это знание не выражено вербально и потому не через сознание идёт, а через те малые приметы бытия, которые суть любовь, "любви прекрасные моменты". И вот она отзвучала, отзвенела, а ты слышишь - и знаешь, всё знаешь... что было, есть и будет... помимо и свыше тебя.


Желая взирать на кого-либо сверху вниз, выбирай такого, чтобы не пришлось для того подниматься на цыпочки.


Нужно уметь закрывать глаза на пустые места, - это все те, которые не вызывают живого чувства сопереживания. Жить значит сопереживать.


Скоро праздник Рождества, символическое выражение надежды на лучшее, веры в то, что всё будет хорошо, а то, что было - не напрасно и не зря; радость, что наивная вера наших отцов и дедов по-прежнему с нами, что живая преемственность не прерывается. Атрибуты праздника по-детски просты и понятны. Сама же суть Боговоплощения, хоть и высока, но тоже может быть выражена через слова понятные и простые. Эти слова уже сказаны: "На земле мир, в человеках благоволение". Бог, который есть Дух, принимается человеком сначала как чувство, а уже потом - как мысль и ещё позже - как слово. Это чувство есть благоволение. Как звезда привела волхвов к яслям в пещере и лицезрению Бога-младенца, так Дух приводит к пониманию святости жизни в её земных проявлениях. Благоволение скрепляет этот мир, постоянно распадающийся, враждующий, далёкий от любви и равенства. Мир, который Дух пронизывает, весь, от начала начал и до самого конца. Должно почувствовать его, вот это дуновение, как первое и последнее дыхание. Тогда не будешь искать чего-то другого, а пребывать в Нём, как Он - в тебе. Да наполнится.


Бесполезно говорить по-японски с человеком, который не знает японского языка. А если говорить, показывая ему картинки, то общение возможно. Собственно, на этом основано обучение иностранным языкам на самом начальном уровне.
Важнейшая роль в процессе обучения принадлежит памяти. Узнать значит запомнить. Чего не помним, того не знаем.
Память - первое и главное условие существования живых существ в среде. Интеллект? Он вторичен, интеллекту отводится роль подсобного инструмента для работы с памятью в языковом формате.
Жизнь человека происходит по модели диалога: вопрос - ответ. Человек задаёт вопрос и получает на него ответ, человек слышит вопрос и уже сам ищет ответ на него. И вопрос, и ответ коррелируют с памятью и её содержанием. Даже самые нелепые вопросы и самые фантазийные ответы память конструирует из "подручного материала" и соединяет несоединимые фрагменты в одно целое. Человек всегда спрашивает, человек всегда отвечает.
Работа памяти продолжается и во сне. Частично результаты этой работы проявляются в форме сновидений как "полуфабрикаты" и "заготовки" информации для сохранения в памяти, долговременной и оперативной. В этих полуготовых конструкциях не стоит искать "происки" Эроса, или провидческие открытия будущего. Это было, это занесено в ячейки памяти как результат реального жизненного опыта (а при желании почти все события в нашей жизни можно истолковать в сексуальной-эротической парадигме).
Ребёнок складывает кубики, на них буквы и картинки. На первом этапе он складывает кубики беспорядочно, как бессмысленные предметы. Затем малыш осваивает классификацию по образу и подобию - ягоды к ягодам, грибы к грибам. И, наконец, в его руках буквы начинают складываться в слова. Но всему этому человека нужно учить. Все модели, которые использует для своей работы память (модели поведения, модели реагирования, вербального и невербального, и т. п.), все они сначала предъявляются, запоминаются, и лишь после этого - отыскиваются и воспроизводятся (буквально или по аналогии) с возрастающим в процессе тренинга автоматизмом.
Сбой памяти, например, в результате механического повреждения головного мозга, вызывает деградацию человека (и любого живого существа), до частичной или полной потери способности "отвечать" (на вызовы окружающей среды) и "спрашивать", т. е. провоцировать эти вызовы. Вне "вопросо-ответной" формы взаимодействие со средой и полноценная жизнь невозможны, а зачастую невозможна и жизнь как таковая (возможна в условиях компенсаторного и толерантного социума).
Я не японец, лишь пока я не помню японского.


Ожидание ответа сродни рыбалке. Рыбак сидит на бережку, ждёт поклёвки. Один. В предрассветный час. Поплавок застыл, вода рябит, - или это в глазах рябь? Рябь есть, рыбы нет. Так и ты: сидишь в безмерности, ждёшь, - правда, без удочки... И вся твоя библиотека, все умные собеседники, что почили давным-давно, все использованные бумажки с буквами не помогут. Жди. Обязательно ответит однажды, оттуда, из безымянной безмерности, и разбудит... И тогда уже можно ложиться с чистой совестью, потому - дождались.


Люди похожи на газировку: встряхнёшь - зашипят, побегут пузырьки... а потом успокоятся. Нужно снова встряхнуть, - и опять, и опять... Таковы почти все люди.


Был у меня знакомый. Хороший парень, музыкально одарённый, твёрдый профессионал. Начитанный, воспитанный, выпивал в меру и не курил. Но жутко политизированный. Прямо Илья Яшин - два. А потом всё разъяснилось, по случаю смены пола. Стал товарищ женщиной - и тягу к большой и малой политике как рукой сняло... Это я к чему? Да к тому, что жизнь сложная штука, и пока он свою телему узнает и уточнит, набегается бедный Телемак, как сивка по крутым горкам. Иногда кажется - не хватает чего-то, - а это заблуждение, и на самом деле - что-то лишнее у тебя, родной... Исходя из вышесказанного, хочу пожелать всем-всем-всем своевременного самоопределения и всяческого счастья в мирной жизни.


Бесполезно и небезопасно общение с такими сущностями, природа которых неясна для вас, и не потому, что тьма способна навредить вам, - нет, они ничего не могут сделать без вашего согласия, - а потому, что неизбежное для них наказание невольно заденет и вас тоже.
Сторонитесь двусмысленности, здесь ловушка: не может быть двух смыслов в одном объекте. Но может быть много значений, чтобы разобраться в них, нужна ясная и недвусмысленная система координат. Бес предлагает на первый взгляд именно такую. Не угодите в его ловушку. Есть только один критерий для верификации любой системы: в первую очередь смотрите - кто предлагает, и уж потом - что... Вы должны ясно видеть природу посланца, она такова, как природа пославшего его.
Это не противостояние света и тьмы, - и свет во тьме светит, и природа света двойственна, - а это противостояние ясного и неясного, не допускающее никаких компромиссов.


В последнее время бывает забавно встречать в Сети разнообразные отлупы, которые Рамзан Кадыров получает от разнообразных анонимов. Интересно, кто из героев в реальной ситуации осмелится выложить свой соответствующим образом оформленный и пахнущий героизм непосредственно вблизи объекта? Да они, думается, скорее долетят до середины гипотетического Днепра...
И с чего бы вдруг такой организованный шквал нелюбви трёх с половиной процентов населения страны к молодому человеку с бородкой? Точную причину назовут специалисты (см. слова Кадырова), но предположить можно и без помощи Гиппократа с его инъекциями. Я думаю, что молодой человек по молодости задел российских Лоханкиных за самое больное: он посмел напомнить "оппам" об ответственности за всё сочинённое, за всё, как теперь говорят, озвученное. За всё. Они, разумеется, и сами знали и знают, что отвечать придётся. Есть, есть такая сила, как она правильно называется, не берусь утверждать, которая рано или поздно даст всем сёстрам по ушам. Причём, даст ещё в этой жизни. Вот и дрогнули. Страх развязал языки. Либерал, когда страшно ему, он ведь что делает? Он или ест без конца, или болтает языком, бес... Покушать - полон холодильник, с языком тоже нет проблем, умеем-с...
Получат все. Уже получают, а некоторые получили. И никого не минет чаша сия. По-моему - справедливо. За всё нужно отвечать.


2016