Кадры решают всё

Владимир Галин
        КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ.   Глава 9




         К концу сентября я почувствовал не только физическую, но и душевную усталость  за пережитые летние события в лагерях отдыха учащихся, организованных мной по велению собственного сердца.

     Всё как-то не так, как хотелось, и как нужно было бы. За жаркое и беспокойное лето сделано много. Окончено строительство учебного комплекса. Благополучно переехали в него. Организовано начали новый учебный год. Учебные занятия идут  без срывов. Но всё как-то впустую. За своей спиной не чувствую надёжного тыла.

      Большинство сотрудников  послушно равнодушны, им ,как бы, всё равно, есть ли я или меня нет. Я же  после переселения учащихся в новый комплекс  начал перестройку старых помещений училища под квартиры для сотрудников.Сознание подсказывало, что этому внимание надо уменьшить и больше уделять время улучшению учебного процесса в производственных мастерских и учебных классов.

        Весьма важным условием дальнейшего улучшения учебно воспитательного  процесса в училище являлось формирования  здорового ядра в самом коллективе учащихся Одним таким воспитанником, у которого была живая душа, способная к возрождению , был Миша Михеев. Он готов был вступить в комсомол, но беда была в том,что самой комсомольской организации в училище не было. Создать её, мне удалось позже.

       Большей частью октября стояли погожие осенние дни.Большая часть деревьев ещё были одеты в свои зелёные наряды. Лишь отдельные листья , побагровев, начали срываться со своих своих ветвей и странствовать по свету. С наступлением ноября занепогодило, небо прохудилось, пошли проливные дожди.

         Как никогда раньше началась осознание прозы жизни и ограниченности людей. Мы ,как правило, о других людях судим по себе. Но это не всегда на пользу делу. Каждый все-таки преследует свою личную цель. И только контроль и высокая требовательность побуждают работать добросовестно. Я во многом оставался идеалистом, полагаясь на совесть человека. Так при очередной проверки работы воспитателей я обнаружил, что после 6 часов вечера в училище были только двое воспитателей: Лазаренко и Кузнецова. Коношенко, Пронина, Долбни не было на рабочем месте. А мы  ещё говорим , что мальчишки не сознательные. А как дети могут быть сознательней взрослых?

     Что касается своих замов, то лучше о них не вспоминать. Накануне предложил Крупиянскому В. М.  должность заместителя по культурно воспитательной работе, а на второй день он отказался занять эту должность. Зачем ещё за кого-то отвечать, если и за себя не всегда готов ответить.

      Обще известно, что жизнь бесконечна, что её развитие происходит по спирали, круг за кругом поднимаясь на высшую ступень своего развития человеческую цивилизацию.

     Вот и сын наш Саша в своём личном развитии достиг переходного возраста 13 лет, когда и у меня в своё время совершился переход от отрочества к юношеству.  В этом возрасте как раз и происходят изломы в судьбах мальчишек, которые я пытаюсь исправить,хотя известно, что горбатого  только могила исправляет.Но кто из учащихся не исправимо горбатый душой, видеть нам не дано. Надо верить в то , что человек исправим. Все дело заключается в том, в каких обстоятельствах он находиться.

     Октябрь месяц стабилизировал учебно-воспитательный процесс в училище. Прямо и открыто, по крайней мере на словах, мою педагогическую линию поддержал зам по школе Умаралиев. Он первый выступил с открытым признанием моей педагогической позиции. Для меня это было важным, потому что я тогда ещё не чувствовал сплоченности вокруг меня пед коллектива.

       У каждого человека на первый план выступают мирские, житейские заботы. Идёт ежедневная борьба за личное существование, за место под солнцем. И поэтому им было безразлично, есть ли Макаров, или нет его, и что будет со мной в будущем. Поэтому каждому самому надо бороться за свой сегодняшний день, за своё будущее.

       С людьми приходится считаться  учитывая не только их характер, но и их служебное и общественное положение. Отчётно-перевыборное собрание училищной первичной партийной организации подтвердило положительные результаты моего руководства, но я сам осознавал, что мы только в начале пути и сколько ещё недостатков и не решенных проблем и вопросов, которые возникают  ежедневно в жизни ребячего коллектива и особенно с поступлением новых воспитанников.

      Лев Толстой сказал: «Героев нет, есть просто люди» Вот с этими людьми и надо было работать. Я имею в виду , тот состав мастеров, воспитателей и учителей, который был реально, такой, какой был и подобрался сам собой, волею случая и стечения обстоятельств. Поэтому некоторых из них самих надо было воспитывать и перевоспитывать, повышать их морально-политический уровень и деловую квалификацию.

      Важным событием конца осени явилась подготовка и участие в праздничной демонстрации  7 ноября, посвященной главному празднику страны  53 годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции. Я учёл, что в первомайской демонстрации колонна училища выглядела бледно. Мы заблаговременно побеспокоились о красочном оформление колоны и строевой выправке учащихся. Каждый вечер на плацу проводили маршировки  под духовой оркестр, которым руководил Виктор Дубовик.

     Я занимал место на возвышенности над пожарным резервуаром, а зам по культурно –воспитательной работе Володин Вячеслав Михайлович совместно с военруком Валаевым  сначала по группам, а потом сводно общей колоной проводили учащихся  перед мной, я их приветствовал разными лозунгами, типа: «Да здравствуют молодые строители коммунизма!», или « Слава советскому народу- народу победителю!» на что марширующие отвечали троекратным : «Ура! Ура! Ура!!!»

      Подготовка к участию в демонстрации 7 ноября благотворно сказывалась на общем поведении учащихся. С этого года все 9 лет, пока я руководил училищем, мы принимали активное участие в майских и ноябрьских демонстрациях трудящихся Московского района.

     В ночь с 6-го на 7-ое ноября прошёл большой дождь.К утру тучи рассеялись и на чистом голубом небе празднично засияло солнце. Демонстрация прошла хорошо.мы без происшествий благополучно вернулись в училище. Все были довольны. С каждой группы были отпущены на побывку домой по нескольку ребят в порядке очерёдности с условием, что после их возвращения в отпуск будут отпущены другие. Так учащиеся ставились в зависимость от хорошего поведения друг друга. Чувство долга положительно сказывалось на личном поведении каждого.

        Общее состояние работы с учащимися зависело от качества самих работников, кем бы они ни были. Особо не терпимыми были «тихие алкоголики», которые без зазрения совести приходили на работу с «перегаром от вчерашних попоек». Особенно часто мне приходилось  делать «детские внушения» учителю Стерехову и мастеру Мариненко. Перед правдой и справедливостью  равны все и взрослые, и дети, большие и маленькие. И всему есть свой предел. Сколько бы верёвочки не виться, а конец всегда наступает. Просто бывает жалко зря потраченного времени.

      К концу ноября пришла зима. 26 ноября с утра запорошило, а к обеду выпал первый снег. Ночью всё сковало морозом, которого ни кто не ждал. Начались зимние страдания. Ко всем прочим хлопотам прибавилась забота о работе кочегаров в котельне по обогреву всех зданий училища.

     На исходе 1970 год,год, который можно считать благополучным для моей семьи. В общем он после всех передряг после 10 лет успешной службы в органах МВД, хорошо начался и хорошо заканчивался.

     С начала декабря до 13-го был дополнительно занят на избирательном участке по выборам в народные судьи. Это расширило мой кругозор на общественно политическую жизнь района.

         С 14 по 20 декабря был в Москве на научно-практической конференции по проблемам предупреждения и перевоспитания несовершеннолетних право нарушителей. Положение дел в целом по стране на одном уровне во всех республиках и в основном зависит от работников на местах. Все знают, что делать. Беда в том, что это некому делать. Нет специально подготовленных кадров.

      24 декабря разбирали на собрании коллектива училища новую анонимку, написанную снова на меня. Всё тот же «доброжелатель» всячески очернял меня, и снова ни один факт не нашёл своего подтверждения. Проверяющий на прощание сказал мне: «Смотрите, не зазнавайтесь!» Я и сам понимал свою ответственность. Но ещё одна-две таких проверки, и у меня не останется нервов, хот я был спокойный и уверен в себе, а сердцу от этого не легче.

    В канун Нового года, 28 декабря мы отметили 10 –летие дочери Гали ! У нас снова была нарядная ёлка и под ёлкой подарки от Деда Мороза и Саше, и Гале, и Олесе.! И мы с Галей были счастливы.