Об одной кинопремьере

Алексей Аксельрод
Накануне рождественских праздников, 20 января 2016 года, в Праге состоялась премьера фильма чешского режиссера Филипа Ренча "Лида Баарова".
Кинокартина повествует о трагической судьбе известной чешской актрисы Лиды Бобковой, принявшей артистический псевдоним Баарова. В начале 30-х годов актриса стала много сниматься в Германии, где приобрела такую популярность, что обратила на себя внимание самого фюрера, а также министра пропаганды и культуры третьего рейха доктора Геббельса, слывшего в то время "берлинским донжуаном".
 "Геббельс был далеко не красавец, - вспоминала кинозвезда, - он был мал ростом, хромал – последствие операции, перенесенной в детстве. Но на банкетах и коктейлях вокруг него всегда кружился хоровод из самых красивых моих коллег-актрис...(от себя замечу, что не только актрисы вились вокруг этого нациста, но и разведчицы, например, полька Ольга Фёрстер, работавшая на советскую спецслужбу - прим. автора)... Я не утверждаю, что у меня случилась любовь с первого взгляда, но когда он (Геббельс - прим. автора) разговаривал со мной, его голос словно гладил мне спину, превращаясь в мягкую и теплую ладонь..."
Осознав, что теряет мужа, супруга рейхсминистра (Магда Геббельс) обратилась к фюреру за помощью. Гитлер, выслушав жалобы Магды, пришел в ярость: «Кто делает историю, не имеет права на частную жизнь! Народ не потерпит ваших шашней!» - якобы кричал он на «соратника по общей борьбе», которого вызвал "на ковер" в свою альпийскую резиденцию. Доктор Геббельс пытался спорить, но фюрер запретил "главному пропагандисту" встречаться с чешской любовницей, а ей, соответственно, - работать в рейхе.
Интересно, что по словам Бааровой, Геббельс хотел "бросить всё", подать в отставку, развестись с женой, жениться на ней, Лиде, девушке "низшей", славянской расы, и "махнуть в Японию", чтобы обрести там тихое семейное счастье. В своих мемуарах она пишет о его сомнениях в «правильности» политики нацистов, о том, как здорово он передразнивал "этих идиотов" - Гиммлера и Геринга - и даже помогал, по её просьбе, германским актерам еврейского происхождения, как, наконец, ушел из семьи и по-холостяцки зажил в своем министерстве.
До Геббельса у Лиды был еще один любовник - немецкий киноактер Густав Фрёлих (судя по фамилии - еврей), который, поняв, что получил "отставку", наговорил счастливому сопернику кучу колкостей и даже сделал вид, что собирается его ударить. История получила огласку, кто-то пустил слух, что бравый Густав дал-таки рейхсминистру пощечину, и в одном из берлинских кабаре куплетист посмешил публику фривольной песенкой с припевом «кто бы не хотел хотя бы раз побыть фрёлихом!» (фрёлих по-немецки «веселый»).
Однако «Лидушке», как на чешский лад звал Баарову Геббельс, стало не до смеха. В Германии публика ее освистывала, называла «министровой девкой» и предлагала ей убираться из страны. Сам министр-любовник, впав в глубочайшую депрессию, лишь заверил пассию в том, что «по-прежнему любит ее», но «дал слово фюреру» (не разводиться) и попросил «не держать на него зла».
Испуганная и униженная Лида бесславно вернулась на родину, где после войны получила тюремный срок за коллаборационизм. Через год «отсидки» ее освободили – постарался новый влиятельный любовник-поклонник, имевший связи в руководстве восстановленной, но тогда еще несоциалистической Чехословакии. Бааровой удалось перебраться в Италию и посниматься у итальянских кинорежиссеров, в том числе у Феллини. В 1958 году она наконец «удачно» вышла замуж за шведского врача Курта Лундвалла, с которым мирно прожила до его кончины в 1980 году.
Наступила последняя черная полоса жизни актрисы. Она поселилась в Австрии, пристрастилась к алкоголю. В начале 90-х, после бархатной революции в ЧССР, приехала погостить на родину, где ее встретили с холодным безразличием. В 2000 году, лишенная дееспособности, всеми покинутая и забытая, Лида скончалась в Зальцбурге. Ей было 86 лет.
Фильма Ф. Ренча рассказывает о жизни Бааровой в фашистской Германии, точнее о драматических эпизодах и событиях ее биографии, происшедших в 1936 году, и, далее, о ее судьбе в послевоенные годы.
В заглавной роли снялись словацкая и чешская актрисы Таня Паугофова (Лида в молодости) и Здена Прохазкова (Лида в послевоенное время); Геббельса сыграл австриец Карл Маркович, Гитлера - чешский актер Павел Кршиж. Роль Густава Фрёлиха исполнил Гедеон Буркхардт, известный по немецкому телесериалу «Комиссар Рекс» и "Бесславным подонкам" Квентина Тарантино.
Я написал о чешском фильме «Лида Баарова» не потому, что интересуюсь кинематографией этой страны, не потому, что фильм обещает стать откровением и его ждет успех (в словацкой печати уже появились не слишком благожелательные критические отзывы на эту работу) и уж, конечно, не потому, что хочу обелить саму Лиду Баарову, ее «министра-любовника» или самого «фюллера». Баарова – жертва своего времени, как, к слову, и великие русские шахматисты той эпохи Александр Алехин и Ефим Боголюбов, имевшие несчастье оказаться в опасной близости к нацистским преступникам, в частности, к рейхсминистру, а позднее губернатору Польши группенфюреру СД Гансу Франку. Скорее, эта статья – повод задуматься о том, как «причудливо тасуется колода» жизни, как удивительно и подчас по-шекспировски трагикомично сочетаются в ней высокое и низкое, страшное и смешное, светлое и грязное, случайное и закономерное.

P.S. Как утверждают, Гегель первым обратил внимание на то, что история имеет обыкновение повторяться дважды. В данном случае, спустя одиннадцать месяцев после премьеры кинодрамы "Лида Баарова", в одном из театров города пивоваров Пльзень состоялась премьера мюзикла "Лидушка", авторы которого решили, по их словам, "бросить новый, саркастический и провокационный взгляд на жизнь знаменитой актрисы". Либретто написал известный в Чехии драматург и журналист Карел Штейгервальд, заявивший журналистам: "Двадцатый век оказался жестоким и бессмысленным... Я бы хотел, чтобы этот мюзикл вызвал у зрителей одну из самых сильных эмоций - смех сквозь слезы..."