Трамвай двадцать восемь

Николай Старорусский
                Вот и снова закончилась осень…
                Видно, мне не попасть в Лиссабон.
                Значит, жёлтый трамвай двадцать восемь
                Провезёт меня только сквозь сон.
                (Н.С.,  «Саудади»)


Нет, прокатиться на самом знаменитом среди туристов трамвае мне так и не удалось.  Но я вдруг вспомнил, что у меня был свой трамвай – именно двадцать восьмой, только красный, - и вез он меня скорее через время…

На работу я пошел после восьмого класса – в вечерней школе еще сохранялась десятилетка, а в обычной начиналось очередное улучшение; да и семье надо помогать было. Целую неделю ездил я оформляться в Морской порт – прямо с дачи, каждый день курсируя на этом трамвае в детство и обратно.  А снаружи это казалось просто путем от Витебского вокзала на запад, к Двинской улице,  и обратно…

На нем же ездил из Порта к тете и двоюродному брату, в Дом на Загородном, на Невский и Литейный – тогда еще на нем сохранялось много разных книжных магазинов, и поближе – в кинотеатр Москва на Рижском - Газа проспекте.  Там увидел фильм «Девять дней одного года», сильно повлиявший на жизненные планы…

Но непрост этот трамвай двадцать восемь, ох как непрост!  Скажем, в то время от Порта ходил еще трамвай 14, на нем я, бывало, подъезжал до площади Тургенева (Покровки), а оттуда пешком – домой. В левом верхнем краю карты – голубой треугольник, образованный рекой Мойкой и каналами вокруг Новой Голландии. Вот у левого нижнего угла я и жил  с родителями.

Другой конец маршрутов 14 и 28 был тогда разный, но позднее  они стали приходить в одну и ту же  точку на севере города – к больнице Мечникова.  И вот чудится мне, что иногда они как бы менялись местами, так что мимо Покровки проходил именно двадцать восьмой. После Университета  там было обычное место моей встречи с сестричкой из больницы на Фонтанке…

Конечно,  была возможность - из-за ремонта, скажем, поменять лишь часть пути.  Но вот что я помню абсолютно точно – давний день под Новый год: мы с подругой возвращались от ее друзей.  С Лиговки перешли на Марата (Николаевскую) и там сели на двадцать восьмой.  Она вышла все на том же углу Загородного, а я поехал дальше – до Покровки. Именно на двадцать восьмом!  Перепутать невозможно – слишком перенасыщенными и контрастными были для меня те дни.  Может, если когда-нибудь рискну описать их, они уйдут наконец в прошлое…

Да и для всей страны эти дни не остались бесследны…
__________

Такая глупая мысль : если трамваи просто превращались один в другой, то как? Из одного двадцать восьмого могло ли получиться два четырнадцатых?  По закону 28 = 14х2?

Вот что говорят «знающие люди»:

Число 28 в двух словах – это судьба человека. Начертанный путь, определенность. Звучит пессимистично, но не все так печально. Это означает, что человек должен познать мудрость, чтобы смириться с некоторыми обстоятельствами жизни. Также мудрость ему понадобится, чтобы понять на какие события в жизни он может влиять.
Число 28 можно назвать парадоксальным. Это означает, что от нас ничего не зависит в этой жизни. Тем не менее, нам нужно создать видимость того, что мы что-то решаем и влияем на нашу судьбу. Странно, но таков глубокий смысл цифры в нумерологии. Только волевые, твердые духом люди смогут устоять под влиянием этого числа.


По мнению новой, современной нумерологии, 14 можно рассматривать, как знак коммуникаций. Оно указывает на необходимость контактов для совершения задуманного. Очень часто появляется перед людьми одинокими, которые в своей жизни уже отказались от общества. Им Провидение советует поддерживать связь со своими близкими, сильнее тянуться к людям.
_____________

Маршрут 28 исчез из Питера – его нет сейчас в списке и на указателях-табличках (на карте – рубеж 1979 и 1980 годов).  Размышляя, куда он мог деться, я вдруг вспомнил о своем соседе – Александре Блоке. Он жил на реке Пряжке (чуть левее и ниже меня по карте) там, где она пересекается с улицей Офицерской (Декабристов).  Почти всюду он ходил пешком, но был у него и любимый трамвайный путь – в Стрельну, на берег залива.

«Опять напился, спал в камышах», - сетовал он на себя в Дневнике.  Что же, страшное, недоступное нам творческое напряжение  требовало свою дань…  У рабочего стола Блока, за спиной – шкафчик, где всегда стояла бутылка  вина Нюи (Ночь) №6 и чистые стаканы.  Должно быть, вино было пурпурно-фиолетовое... Кажется, я и вкус его чувствую…

Но мы отвлеклись.  Начинался этот, необычно удаленный от города путь, от Нарвских ворот (на карте – от м. Нарвская), а позже  был продлен до Балтийского вокзала. Но я уверен, что Блок по-прежнему  ходил вдоль речек и тихих улиц именно к Нарвским – как это делал и я, пробираясь нередко пешком к Порту, а позже – еще дальше, за нижний край карты.

Так вот – номер блоковского маршрута оказался именно 28!
Возможно – или невозможно, - что туда и переместился наш трамвай?

Странно, мне помнится, что вагон всегда выглядел одинаково – предвоенной постройки «американка» (на карте внизу).   Но  последний рейс в городе  она совершила еще в середине 1979 года. А значит, в декабре наверняка был более новый трамвай, но не запомнился…  Блоку же приходилось ездить на маленьком двухосном (сверху карты). 

Но вот еще более безумная идея пришла в голову:  быть может, именно этот трамвай 28 катает теперь туристов в недоступном мне Лиссабоне?  А вдруг где-то в городе еще осталась одна, всего лишь одна, остановка, где можно сесть на этот трамвай?

Правда, надо и суметь вернуться…


На пустынном краю океана
Саудади всей грудью вдохну,
И былое всплывёт из тумана,
И грядущую вспомню весну.

Хрупкость счастья, печаль о  возможном,
Неизвестным  оставшемся  мне,
И тоска по путям ненадёжным, -
Всё сомкнётся в далёкой стране…




Включены  материалы из Яндекс-картинок и сайта