Гюрза

Пётр Васильевич Качур
        В 1971 году мы приехали на Байконур в город Ленинск для дальнейшего прохождения службы.
        И вот однажды иду я по улице Ленинска и глазам своим не верю: навстречу мне идёт сослуживец по Учебному центру РВСН в городе Котовск Одесской области Воложбенский Виктор Фёдорович. Он на учёбу в академию в Ленинград уехал раньше меня. И мы не виделись лет семь, …
        Ну, как обычно, «привет-привет», обнялись, «как дела, в какой части служишь, где живёшь, как семья, …».
      Стали общаться, дружить семьями. Сам Витя и его жена Лиля были очень добрыми, общительными, всегда готовыми прийти на помощь людям.
      А как-то летом на следующий год Витя просит меня, чтобы я выручил их и присмотрел за их участком, «огородом», потому, что они собираются в отпуск. Я согласился.
        Под огороды офицерам выделили участок пустыни на пути из города в аэропорт. Доехать можно было на автобусе, ходившем тогда очень редко из города в аэропорт. Машин тогда было мало. Многие офицеры -"огородники" ездили на участки на велосипедах.
        Поехали на огород, Витя показал мне небольшой участок, на котором взошли уже помидоры, рассказал, как поливать, … На участке были арыки, трубы и краны для полива, и главное было не залить участок водой так, чтобы на поверхность не вышли грунтовые соли, ибо тогда расти уже ничего не будет. Будет «солончак». Короче, надо так поливать, чтобы и растения «были довольны» и чтобы не засолить участок.
        И вот я по вечерам и по выходным стал ездить на огород. Было уже жарко, помидоры росли быстро, зацвели, появились плоды. Ведь помидорам, как и огурцам, нужно всего-то – вода и солнце. Солнца там было с избытком, а воду давал им я. И всегда переживал: лишь бы не «засолить!».
        И вот однажды в воскресенье я приехал на огород. Недалеко сосед кетменём «пахал», расширяя свой огород. Поздоровались, «погутарили» немного.
        Я разделся, снял обувь, открыл краны для полива и решил перекурить.
        Но спичек в карманах не оказалось – дома забыл.
        Решил у соседа прикурить.
        Пошел к нему по сухому арыку, по ходу разговаривая с ним.
        И вдруг каким-то боковым, «нижним», зрением я заметил шевеление в арыке у себя под ногами.
        Посмотрел под ноги и остолбенел: в полушаге от меня замерла в "боевой" готовности огромная гюрза – очень опасная, ядовитая змея*. Если бы я сделал ещё один шаг, то наступил бы на неё, и тогда …
        Видимо, она уползала подальше от соседа, который работал кетменём и встревожил её. И она поползла в мою сторону по сухому арыку, и мы встретились, и она, как и я, застыла в позе «готовности» к нападению.
       - Змея – тихо сказал я соседу.
       - Где? – спросил сосед.
       - У меня под ногами! – ответил я.
       - Стой! Не шевелись! – воскликнул сосед и пошёл ко мне с поднятым кетменём.
       - Ого! Ничего себе! – воскликнул он, удивившись величине змеи.
Подойдя ближе, сосед ударил кетменём по дну арыка, в котором лежала гюрза.
Гюрза мгновенно повернулась в его сторону.
Сосед стоял с кетменём, готовый отразить её нападение.
        Но Гюрза нападать на него не стала и через какое-то время уползла в сторону забора и скрылась …
        Так, благодаря соседу, гюрза не ужалила меня. И чем бы эта встреча закончилась, если бы не сосед по участку, трудно представить: наверняка при первом моем шевелении змея ужалила бы меня – у неё ведь мгновенная реакция.
        И я не знаю до сих пор, что мне было делать тогда в случае укуса, как получить медицинскую помощь – мобильных телефонов тогда не было, транспорт ходил крайне редко, все отдыхали, …
       Об этом мы и говорили, перекуривая, с соседом после происшествия, …
       А помидоры я вырастил такие крупные, что в горлышко трёхлитровой банки не влезали.
       А какие вкусные, ароматные помидоры были! Не передать словами!
       Когда Воложбенские приехали из отпуска, то тоже восхищались таким хорошим урожаем.
       А на другой год друг и сослуживец Вити Воложбенского переводился на новое место службы в другой город, и Витя предложил мне его участок.
       Так я стал «огородником».
       Змей или других живых существ больше я не видел. Нет, виноват, видел длинноухих степных лисичек - корсаков. Что-то они искали по периметру наших участков.
       Наверное, покушать ...

*) Фото из интернета.