И генералы плачут

Владимир Чугай
               
- Возьми вправо и притормози у следующего дома, - приказал генерал-лейтенант водителю. Машина остановилась. Майор, адъютант генерала, мгновенно вышел из машины и открыл дверцу для выхода шефа. Генерал быстро вышел из машины:

- Майор, оставайся в машине, в этом доме я родился и жил до поступления в военное училище. Пройдусь, вспомню прошлое.

Он, не спеша, шел в глубь двора старого московского дома. Прохожие уважительно смотрели ему вслед. Стройный подтянутый, выше среднего роста в форме генерала он невольно приковывал к себе внимание.
Остановился. В этом подъезде на четвертом этаже в двухкомнатной квартире он родился и жил до ухода в армию. Двор тот и не тот, прошло три десятка лет. Неуловимо, но все изменилось. Ему взгрустнулось.

Они были неразлучной тройкой. Он, Сергей, его друг Валерий  и Светка, свой парень. Жили в разных подъездах, учились в одном классе. Все ребята во дворе их уважали и побаивались, поди попробуй их обидеть, сдачи сразу получишь.
Из соседнего подъезда вышла женщина. Не полная, но шла как-то тяжеловато, сутулилась. Типичная походка пожилой женщины. Поравнялась с генералом, не замечая его.

- Светка? – неуверенно спросил он.
- Вы …, Сергей? – также неуверенно спросила она.
- Да, это я, Светлана.
- Вот, ты какой стал, тебя не узнать. Ой, да ты генерал.

Воспоминания нахлынули на него. В школе они просто дружили: он, Валерий и Светка, задорная веселая. В старших классах отношения стали меняться. Она нравилась им обоим. Они ревновали, если она кому-то уделяла больше внимания. Больше причин для ревности было у него, Сергея. Внешностью он не выделялся, был худой. Валерий же становился красавцем, девочки посматривали на него. Он начинал понимать силу своей внешности, становился горделивым и заносчивым. Светлана замечала неравнодушное отношение к ней ребят, но старалась вести себя с ними ровно, не выделяя друг друга. Иногда ей хотелось раззадорить ребят, и она кокетничала с одним из них. А потом смеялась, видя, как они косятся друг на друга.

- Ребята, вы что, я же вас обоих люблю.
- А замуж за кого пойдешь?
- За обоих, - говорила она смеясь, - а вообще муж у меня будет другой, старше вас, вам еще взрослеть долго, я не дождусь этого.

И она вновь хохотала, видя, как они насупились. Они ей нравились оба, но как хорошие добрые друзья. А о большем она не задумывалась. Не пришло еще ее время.

Закончились беззаботные школьные годы. Пришло время выбирать путевку в жизнь. Сергей, давно мечтая стать военным, поступил в военное училище в другом городе. Валерий и Светка поступили в московские институты. Сергей иногда писал письма Валерию, Светке  писал часто. В дружеских посланиях на первых порах со временем стали появляться признания в любви. Она ему отвечала в таком же духе. На втором курсе письма от нее стали приходить все реже, а потом она вообще прекратила отвечать ему. Спустя некоторое время мать сообщила, что Светлана вышла замуж за Валерия. Больше Сергей ее не видел.

Сергей был умен и дисциплинирован. Военная карьера складывалась удачно. К сорока пяти годам он стал генерал-майром, а затем и генерал-лейтенантом. Личная жизнь складывалась несколько иначе. Женился поздно, после сорока лет. Родилась дочь, а вскоре и сын.

И вот встреча с первой любовью почти через тридцать лет. Ей еще нет и пятидесяти, а выглядит на все шестьдесят. Сердце его дрогнуло:
- Света, как ты живешь?

- Ох, и не спрашивай. Не сложилась моя жизнь. Любила я только тебя, но это я поняла позже. А тогда… ты был далеко. Валерий рядом, он умел ухаживать и расположить к себе. Мне показалось, что я его люблю. Первые годы мы жили хорошо, я была счастлива, хотя и думала часто о тебе. У нас родилась дочь, она живет отдельно. Я уже бабушка, спешу к внуку. Ты же помнишь, Валера был красавец, женщины его боготворили. Я стала чувствовать, что у него кто-то есть. Просила его прекратить, он то отшучивался, то давал обещания верности. Потом запил, домой часто не приходил, вынуждена была развестись. А теперь, ну ты же видишь, постарела преждевременно от переживаний и неудавшейся жизни.
Слезы покатились градом из ее когда-то озорных и лучистых, а теперь потухших глаз. Она прижалась к его груди, плечи ее стали вздрагивать от рыданий.
Сергей почувствовал, как из его глаз покатились скупые мужские слезы. Обняв Светлану правой рукой за плечи, левой он вытащил платок из кармана, и, озираясь по сторонам, незаметно вытер слезы.

Светлана, успокоившись, вытерла слезы.

- Прости, Сережа, что-то я расчувствовалась. Мне надо идти, внука из детсада забирать.

Сергей смотрел  вслед удаляющейся Светлане. Затем медленно направился к машине.

                Январь 2016