Развитие культуры в СССР

Андрей Кузнецов -Околелов
Советская культура – это особый этап развития общества с 1917 по 1991 годы. Отпечаток наложенной ей, спустя 20 лет имеет огромное значение. 
Начало её формирования было положено сразу после Великой октябрьской социалистической революции. Первоначально это заключалось в полном свободомыслие. Люди стали в таком положении моментально деградировать и разлагаться морально. По мере победы Красной армии в Гражданской войне и усиление мощи советской власти, свободомыслие было резко поставлено под контроль партии. То есть каждый человек впредь мог высказываться лишь в определенном русле установленным РКП(б).
В период с 1918 по 1925 год, главной задачей партии было создание нового человека - «Советского человека». Для выполнения поставленной задачи имелись все условия. Среди населения идеи построения нового справедливого общества имели большую популярность. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!» Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51%.
Массовыми стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в ВУЗ рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов.
Многие из преподавателей в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему, призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. в Москве. Тем не менее, качество преподавания упало.
Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистского государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были исключены закон божий, философия, история. Вместо них были введены предметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение: исторический материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.
Важным мероприятием, была реформа правописания, проведенная в 1918 г. Из алфавита были исключены многие буквы, употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов, оканчивавшихся на согласные. Еще одним важным событием в развитие новой культуры и мышления народа, это отделение церкви от государства. Но отделение не означало, что каждое из направлений не продолжат борьбу за власть, над народными массами. Церковь представляла значительную угрозу для новой власти. Партия также не желала церемониться со своим политическим и идеологическим врагом. Первоначально началось с отбора ценностей, которыми владели церковные организации, далее следовало уничтожение священнослужителей и пропаганда среди масс, что церковь лжет, и каждый должен лишь следовать и верить тому, что говорит коммунистическая партия. Конечно, среди населения также развернулась борьба, но жесткость подавления недовольства очень быстро усмирила желание населения участвовать в противостоянии. К этому времени в РСФСР, а с 1922 года в СССР, была создана система способная, не только удержать народ силой, но и идеологически сильная во всех отношения.
Следующим опором новой власти стала такая организация, как ВЛКСМ. Молодежное объединение, созданное для распространения идей нового общества среди молодежи и помощник коммунистической партии.
Данная организация сыграла огромную роль в истории СССР. Начиная со школьной скамьи, детей привлекали в различные детские организации, кружки и тд., которые находились под ведением ВЛКСМ. С самого раннего возраста детям внушалось лишь то, что считало правильным ЦК партии и ничего иного. Заранее создавая идеологически верную общность людей.
Еще одним источник развития пропагандистской направленности были различные журналы, например детский журнал «Мурзилка», который выпускается с 1924 года. Выпускались и газеты, которые активно кричали об успехах построения нового общества. Наиболее знаменитой газетой была «Правда», которая выпускается, и по сей день. Выпуски делались по всем направлениям. Люди разных специальностей и местности имели возможность получить информацию любого характера. Из этих источников люди нередко могли узнать не меньше чем из книг. В журнал часто печали отрывки произведений советских авторов. Все это усиливало не только идеологическую пропаганду, но и повышало грамотность и уровень познания населения.
Неуклонно росло количество грамотного населения. К 1939 году доля грамотного населения в СССР значительно возросла. В РСФСР она составила 89%. Конечно нельзя утверждать, что сам уровень грамотности был очень высок, но все же создание большего размера людей умеющих хотя бы читать и писать по минимуму, способствовало упрощению распространению идеологической машины советского руководства. Чем больше людей понимают главные идеи партии, тем проще ими управлять и сотрудничать в плане работы. Это имело и экономические последствия. Среди сельского населения стала распространяться научная литература, благодаря которой повышалась производительность труда сельских районов. То есть партия понимала, что повышение общей грамотности будет выгодно не только политически, но и экономически. Помимо этого, росла бытовая культура сельского населения. Многие жители деревень старались теперь подражать все более активно городскому менталитету. А это уже вело к повышению уровня жизни, улучшению санитарной обстановки на селе. Сращиванию городского и сельского менталитета способствовала и сама система построения нового общества. В деревнях активно открывали магазины, при этом роль рынка или базара теряло свое значение. Прокладка железных дорог через крупные поселения или вблизи них, давало возможность людям посещать города. Получило распространение сельских развлекательных учреждений и партийных отделений, в которых проводились различные мероприятия. Столь резкое изменение деревенского образа жизни вело к формированию нового социально-культурного мышления, на что в общем и рассчитывало новое руководство. Все это делалось для усиления своей власти и тотального уничтожения всего, что так, или иначе было связанно с культурой или бытом Российской империи. Уничтожая старое, они готовили замену, чтобы в дальнейшем иметь возможность полностью сформировать мышления населения в особенности молодого поколения в том русле, которое требовалось.
Среди городского населения также повышалась культура. Конечно, её первоначальному развитию мешали социально-бытовые условия жизни большинства населения. Многие жили в общежитие, которое также являлось новым изобретение советов. Часто среди старшего поколения можно услышать о том, что люди проживали в бараках. Лишь при Хрущеве Н.С. советский труженик смог узнать, что такое свое жилье, в котором было тепло, своя ванна, кухня, горячая вода. Это было огромным счастьем для человека того времени получить свое жилье.
Еще одним изобретением новой власти это были детские сады. Они стали необходимы сначала в городах, а потом в поселках городского типа, в связи с тем, что родители ребенка работали и не могли весь день находиться с ребенком. А не работать было нельзя. Закон о тунеядстве запрещал сидеть дома. Каждый советский гражданин обязан был работать на благо всего советского общества. Как говорили: «Кто не работает, то не ест!» Формирование нового мышления, конечно, требовало и создание новых условий, чтобы эта система могла существовать и быть эффективной.
Нам это странно слышать в условиях формирования в России рыночной экономике с её грабительскими аппетитами, которые провоцируют безработицу и социальное расслоение, растущее с огромной скоростью.
Люди, воспитывающиеся в советской системе, очень тяжело все еще переходят на новую систему. Это одно из последствий той эпохи, которая отражается на жизни нового времени.
Советское руководство понимало необходимость сохранения и развития научного потенциала страны. Видным ученым, предоставлялись условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое вольнодумство, правда, до известных пределов.
Развитие советской научной мысли формировалось по тому направлению, которое требовала система и время. Военные годы и Холодная война значительно ускорили развитие советской науке. Ведь мы должны были не только превзойти своего врага и победить его, но и расширять сферу влияния. Наиболее активно развивались естественные научные направления, ведь нам нужно было развивать отечественное производство вооружения и создавать новые отрасли промышленности для удовлетворения военных потребностей, и потребления народом товаров первой необходимости, чтобы удержать социальное расслоение и приблизить всех к одному уровню. Тем самым, руководство пыталось такой системой построения, избежать взрыва социальных разноглассий, которые испытывали капиталистические странны, с их рыночной экономикой, которая переживает циклические кризисы.
Еще одним направление развития в советской культуре было народное телевидение. Любовь народа к новому направлению росла на всем протяжении существовании СССР. Советское руководство сразу поняло значение этого направления. Ведь через систему всеобщего освещения событий, показать фильмов прошедших идеологическую обработку, программ культурной направленности, новости и многое другое. 
В наше время имеется термин информационная война. Фактически, по мнению некоторых специалистов, она началась еще с развитием радио. Сейчас мы каждый день, одно и тоже, событие можем увидеть под разными комментариями. То есть информационная пропаганд, зародившаяся в СССР просто изменила формат, но ограничивает мышление страшего поколения, ведь оно привыкло верить тому, что показывают и говорят по телевидени. Ведь в СССР нельзя было сказать, что по телевидению сказали неправду.
Это удобно используется новой властью, понимая, что в стране имеется большое количество граждан, пережившие советскую командную систему, и поэтому этим можно воспользоваться.
А с развитием международных отношений и конфликтов нового времени мы иногда не знаем кому верить, где правда, а где ложь. А все это пошло из эпохи власти Советов.
Можно точно утверждать, что телевидение стало играть огромную роль в жизни советского человека. Через фильмы, программы и новости люди каждый день были идеологически подконтрольны. Им сообщалось лишь об успехах, замалчивая проблемы и не освещая должным образом международные события.
О развитие и этапах, изменения советской культурны можно рассуждать по всем направлениям её развития. Нельзя утверждать, что она плохая или хорошая. У каждой культуры построенной на вере во, что либо имеются, как положительные так и отрицательные стороны. При рассмотрении культуры СССР нужно понимать, что создавалась совершенно новая культура, которая имела новые основы и создала новое направление в развитие не только жителей СССР, но и повлияло на международное развитие. Последствия тех времен мы испытываем и в наше время, но новая власть извращает все настолько, что многие люди все больше и больше стали придерживаться советских принципов в культурном направлении.