Как обмывали мои часы. Рассказы старого моряка

Николай Вознесенский
Было  это   дело  в  Риге,  когда  мы  ещё базировались  в  Усть-Двинске  после  перехода  из Баку.   Я  к  этому  времени  был  уже старшиной  команды  РТС (Радио-технической службы).   В  воскресенье  я  был  в  увольнении  и  поехал  в Ригу  купить  себе  часы  «Победа».  Тогда это  были  хорошие  массовые  часы.  Походив   по  магазинам,  я  купил себе  подходящие  часы  и довольный  пошёл  бродить  по  городу.  Погода была  хорошая.  Стояла осень.  Только  что  прошёл  дождик  и город  был  чистым  и вымытым.   Гляжу,  навстречу  мне,  размахивая  по  тротуару  широчайшим  клёшем, вперевалку  катится  Володя  Попов,  наш  моряк, старшина  второй  статьи, командир  отделения рулевых-сигнальщиков.  Коренастый, плотный  северянин.  До  службы  он  работал в  рыбацкой  артели.  Чуть позади  него, возвышаясь   над  ним почти  на  две  головы,  степенно  по-журавлиному,  вышагивает  Федя Скоробогач.   Белорус.  Высокий,  с  крупнокостной  фигурой  и  довольно  худой.  Если бы  ему  нарастить   на  свои  кости   столько  мяса, как у  того  же  Попова,  то  он  весил  бы  не  менее  восьми  пудов.  Он  тоже был  старшиной  второй  статьи и  командиром  отделения  радиометристов.  Мой  подчинённый.

– Ты  сейчас  куда  направляешься? –  Спросил  меня  Володя.

– Да  вот  купил  себе  часы  «Победа»,-  похвастался  я,  не подозревая, какую мину я закладываю под себя.

– А  ну,  покажи,-  потребовал  он.

Я  снял  часы  с руки  и  подал  ему.    Рассмотрев  их  хорошенько,  Попов  категорически  заявил.

– Это  дело  нужно  немедленно  обмыть.

Я  согласился. И  мы  зашли  в  ближайшую столовую.  Она  располагалась в полуподвальном  помещении,  но  внутри  выглядела  довольно  прилично.  Тогда в каждой  столовой  был буфет.  Мы  прямиком  двинулись к  его  стойке.   У  меня  после покупки  оставалось  тридцать пять рублей.  Этого  хватило  на  бутылку коньяка три  звёздочки  и   три  бутерброда с колбасой.  Буфетчица  разлила  нам коньяк  по  стаканам, подала  бутерброды.   Пожелав  хорошего  хода и  долгой службы  моим  часам,  мы  осушили  стаканы,  зажевали бутербродами  и  вышли  на  улицу.     Вдохнув  свежего  воздуха, оглядевшись,  пока  ещё  ясными  глазами,  мы  уже  двинулись  вдоль улицы, когда  Володя  вдруг  остановился.

– Ты  что,  забыл что-то?- Спросил я.

– Понимаешь.  Что-то  слабоват  коньяк.  Давай  ещё по  одной.

– У  меня уже  нет  ничего, кроме  мелочи  на  автобус,-  ответил  я, шаря  в карманах.

– У  меня,  зато  есть,  Какой  может  быть разговор? – удивился  Попов.

Вернулись  в  ту же  столовую, повторили   тот  же заказ: бутылка  коньяка  и  три  бутерброда.  Выпили,  крякнули,  закусили.  Пошли  на  выход.  Но  на  этот раз  мы   дошли  только  до  входной двери.

– Нет.  Давай-ка  сядем  за столик, а  то  как-то всё  на бегу.  Никакого  смака.

Попов  развернулся  и двинулся  в зал.  Мы  с Федей  за  ним.
    
Сели  за столик.  К  нам  подошла официантка.  Володя что-то ей заказал.  Она  принесла  бутылку  коньяка, воды  и закуски.  И  пошло  у  нас  веселье.  Просидев  в  столовой  ещё  час  или  больше,  мы  поднялись  уходить.  У  выхода  я  оглянулся.   На  столике  стояла  не  начатая бутылка  «Портвейна», другая  наполовину  пустая  и под  столом  какие-то  пустые  бутылки.  Сколько  мы  там  выпили – я  не  помню,  но  когда мы  выходили, в  глазах   у  меня  всё двоилось  и  расплывалось.
    
Выйдя  на улицу  и  отдышавшись на  свежем  воздухе,  мы закурили, обнялись  и  куда-то  зашагали,  разбрызгивая  лужи.  Пока  мы  обмывали  часы,  прошёл  короткий,  но  сильный  дождь.  И  опять  было  небо  чистое. 
    
Я  вообще-то  редко  выпивал,  а вино  никогда  не  любил.  И  там,  в столовой,  я вино  пил  мало.  Поэтому  я  был  крепче  на  ногах, чем  они.  Володя  же с Федей  набрались  крепко.  Они  всё время  падали  и  увлекали  меня  за собой.  Мне  это, наконец,  надоело. 

– Всё,  братва.  Баста.  Я  поехал  домой,- сказал  я, вырываясь  из их  пьяных  объятий,  чувствуя,  что  язык  мой  отказывается  повиноваться  мне.

– Идём  к девчатам  в  общежитие,-  таким  же плохо  повинующимся  языком, промямлил  Володя.

– Да ты  что,  Володя? Мы  же  еле  на ногах стоим.  Какие там  девчата?  Надо  ехать  домой.

– Коля!  Всё в ажуре.  Мы у  девчат  отдохнём  и двинем  домой.

Федя  был  вообще  невменяемый.   Он  не  говорил  ни  слова.  Вероятно,  он  не  понимал,  где  он  и  что  с  ним.  Я  махнул  рукой.

– Ладно, пошли.  Только  вы с  Федей  идите  впереди.
    
Они  шли  под  ручку,  шатаясь  из стороны  в  сторону.  После  дождя  на  тротуарах  были лужи,  и ребята   старательно  пытались  их  обойти,  но  почему-то  обязательно шли точно  в лужу.  Часто  один  из  них терял  равновесие  и ложился   на  тротуар,  увлекая другого.  Раза два  они  оба упали  в  лужу  и  стояли там  на  четвереньках,  пытаясь  встать  на  ноги.
Первое время  я  пытался  их поднимать,  но  безуспешно,  так  как,  нагнувшись,  я  тоже  начинал падать.  Поэтому  я  прекратил эти  попытки.
      
Видя,  что  Федя   абсолютно  ничего  не  соображает,  я  взял  его  под  правую  руку,  а  Володя – под  левую.
Со  стороны  посмотреть – картина  была  комичная. 
    
Идёт  «фитиль»,  выделывая ногами  восьмёрки  и  разметая  своими  клёшами  лужи  на тротуаре,  а  по  бокам  его  два  крепко  сбитых моряка упираются  головами  ему  в  подмышки,  заплетая  ногами.
    
В  таком  порядке  мы  продефилировали  по  рижским  лужам   и  очутились перед каким-то  зданием.

– А  вот  и  общежитие,- радостно  воскликнул  Попов. 

Он  был доволен, что  не заблудился  в  таком  состоянии.
Федя  молчал, как  истукан.  Мы  продолжали движение.  Я  не  успел  ничего  ответить  Попову,  как сзади  нас  завизжали  тормоза.  Я  оглянулся через плечо.  Позади нас  стояла грузовая машина,  а  из кабины  вылезал  офицер.   
Сквозь  пьяный туман  в  глазах  я  различил  на голове  этой  фигуры  фуражку,  на  плечах  красное  и  на рукаве  красное  на сером фоне.

– А  ну, моряки,  садись  в  машину,- раздалась  его  команда.

– Ребята,  не  останавливаться.  Идём,  как  шли  и разбегаемся  в разные  стороны,-  голова  моя  начала  чётко  работать,  хотя  глаза  туманились дымкой.
    
Мы  незаметно  освободили  свои  руки  из рук  Феди  и, услышав второй  приказ  садиться  в  машину,  бросились в разные стороны.   
Я  забежал  за  один  дом,  потом  свернул  за  другой,  третий…  Наконец,  понял,  что  погони  за  мной  нет.  Перейдя  на  спокойный  шаг,  сделал  круг за  домами  и вернулся  к  общежитию.  Там  было  пусто,  только  мокрые следы  шин на  асфальте. 

Я  направился к центру города,  хотя  не  знал  точно,  где он  находится,  так  как  прочитать  название  улиц  мне  никак  не  удавалось.  Всё  расплывалось  перед глазами.   Тут  меня догнала  стайка девчат.

— Эй,  морячок,  пойдём  с нами  на танцы.

— Ой,  девочки,  какие  там  танцы   в  моём  состоянии.  Вы  лучше проводите  меня  на  автобус  до  Болдерая.

Смеясь  и перебрасываясь  шутками,  они  весело  подхватили меня под  руки, довели  до  остановки  и  заботливо  усадили  на  нужный  мне  автобус.  Я  благополучно  добрался    до   Болдерая.  Это была конечная  остановка.

Самое  трудное  и  опасное  для  увольняющихся  место – это  мост.  У  входа на  мост  стоял часовой, а  возле  него  почти  всегда  стоял  комендантский  патруль.  Метрах в  двадцати  ниже моста  была комендатура.  Патрули  на  мосту  всегда перевыполняли  план  по задержанию.
    
Я  сосредоточился,  собрал  волю  в кулак и лихо  промаршировал  мимо  патруля, отдав  честь.   Пройдя  метров  сто  от  моста  по  шпалам,  я присел  на  рельсы  и тут  же  уснул.  Через  какое-то время,  было уже темно, я очухался, вскочил  и побежал на  причал.   На  пирсе меня  встретил  офицер  с нашей  лодки,  командир  БЧ-3.

— Гринёв!  Откуда  ты  такой  помятый?  Иди скорее  в  кубрик, отдай  увольнительную дневальному.  Пусть  он  отнесёт  её  дежурному  по  бригаде.  Там  сейчас самого  дежурного  нет,  только  вахтенные.

Я  так  и сделал.  Мы  тогда жили  на плавбазе, и  дежурный  по  бригаде был  там же.   Дневальный отметил мою увольнительную,  а  я  улёгся спать  и проспал  до пяти  часов  утра.  Спал  больше десяти  часов без  просыпу.  Проснувшись  с гудящей пустой головой, я  подозвал дневального.

– Где  Попов?

– Вон  спит  на  своей  койке,-  указал  в угол  дневальный.

– А Федя  Скоробогач  где?

– На  губе  сидит.  Патруль  забрал  пьяного.

Я  поднялся,  привёл  себя  в порядок,  почистил одежду. Разбудил Попова  ещё  до  подъёма.

– Слышал?  Федя  на  губе  сидит. Всё-таки  его  взяли.

– Так  он  же ничего  не  соображал  тогда.  Наверное,  совсем  отключился.  Вот,  как  бы  он  нас  не заложил.

– Нет.  Он  не  такой  парень,  я  его  хорошо  знаю.

– Да  ведь  по  пьянке,  тем  более  ничего не  соображая,  может  запросто  проговориться.

– Ладно.  Будем  ждать,-  сказал  я.- Если  Федя проговорился,  то  командир  вызовет  на ковёр  нас  с тобой, а если  нет – то только  меня  одного,  так  как Федя  мой  подчинённый.   Как  ты  улизнул?

– Девчата   выручили.

И  он  поведал  мне  свою  эпопею.  Оторвавшись  от  Феди,  он кинулся  к  общежитию.  Быстро  взлетел  на  третий  этаж  и  ворвался  в  какую-то  комнату, где  было  несколько  девчат.

– Девочки,  за  мной  патруль.

«Девочки»  быстро  его  раздели,  уложили  на  кровать  и  накрыли одеялом,  а  одежду  спрятали.    Когда  патруль,  оставив  одного  солдата  у  входа,  начал  ходить  по этажам,  стучаться  и  заглядывать  в  комнаты,  одна  девушка,  сняв  платье,  в  одной  сорочке  открыла  дверь  на  стук  патруля.  Увидев  солдат,  она  притворно-стыдливо  вскрикнула,  офицер  засмущался  натурально.   Извинился.

– Извините,  пожалуйста.  Мы  ищем  сбежавшего  моряка.

– Нет  у  нас  никого,-  ответила  уже другая  девушка,  одетая, подойдя  к  двери и  отстраняя  раздетую.

Там  у  девчат  Володя  отлежался,  умылся,  почистился  и  благополучно добрался  до  части.
    
А  Скоробогачу  дали  десять  суток  строгого  ареста.   Комендант «расщедрился»  на  это  за  то,  что  Федя,  якобы,  оказал  яростное  сопротивление  патрулю при  задержании.
    
Когда Федя  вернулся  с гауптвахты,  он  выглядел  так,  словно  его  пропустили  через  молотилку.  Пуговицы,  погоны,  хлястик   на  шинели  оторваны,  один  рукав  еле  держится.  Ребята  к  нему  с  расспросами.  Где  пил? С  кем?  Как  попался?

– Ребята!  Ничего  не помню.  Как  были  в  столовой, ещё  помню.  А  уже  дальше – ничего  не  помню.  Ни  как  шли, ни  куда  шли.  Всё  начисто  забыл  или   не соображал  ничего  тогда,-  разводил Федя  своими  большими  костлявыми  руками.

– А  как  же  ты  с патрулём  дрался,-  спрашивали  его.

– Представления  не  имею,-  сам  удивлялся  Федя. – Но  в комендатуре  сказали,  что я  сопротивлялся  патрулю. А  драться  я  не  умею.

Наш  старпом  выяснил  все  обстоятельства  дела,  кроме  одного:  с  кем  пил  и  бродил  по  Риге  Федя.
    
Персональное дело  комсомольца  Скоробогача  рассматривалось  на  открытом  комсомольском  собрании.    Собралась  вся  команда,  в  том  числе  и офицеры.  Это  было  не  собрание  по  разбору  персонального  дела,  а  настоящий  КВН.  Хохотали все,  даже  командир  лодки,  строгий  и  требовательный  офицер,  как  ни  старался  быть  серьёзным, не  мог удержаться  от  смеха. 
    
Все знали  Федю,  как  добродушного,  безобидного  человека,  очень  дисциплинированного, исполнительного  моряка  и  как  хорошего  друга.  Мы  все  не могли  взять  в толк  одного:  как,  каким образом  он  мог  драться  с  патрулём?   Ведь  про  таких, как  он, говорят: «Он  даже мухи  не обидит».   Что  Федя  говорит  правду – в  этом  никто  абсолютно  не  сомневался.  Сомневались  только  в  том,  что  Федя,  якобы,  не  знает  с  кем  пил коньяк.  Больше  того,  весь  личный  состав  срочной службы  и  некоторые  офицеры  знали  всё.   
Но за это  его  «незнание»  к  нему  относились  с  ещё  большим  уважением.  Было  бы  наоборот,  если бы он  признался,  с  кем  был  и  с  кем  пил.  Его  перестал  бы уважать  даже  командир  лодки,  не  говоря  уже об  остальных.

Из рассказа старпома выяснилась  картина  «сопротивления» патрулю.
    
Когда  мы  с Поповым,  толкнув  каждый  Федю в бок  локтем,  негромко  сказали: «Разбегаемся  в  разные стороны»  и  рванули в противоположных направлениях,  Федя, словно  сомнамбула, продолжал,  тем  же  заплетающимся,  но размеренным  шагом,  идти  вперёд,  ничего не замечая,  держа заданный  курс.  Один  солдат  из патруля  по  приказанию  офицера  догнал  Федю  и окликнул  его.  Тот  никак  не отреагировал.  Тогда солдат  потянул  его  слегка  за рукав.   Федя  что-то  замычал,  типа:  «Пшёл  вон» и отмахнулся  своей рукой-штангой.  Солдатика, как  ветром  сдуло  с тротуара, он  брякнулся  на  мостовую.  Увидев  такое неповиновение, офицер  патруля  стал  краснее  своей  повязки  на  рукаве  и  рявкнул:

– Взять  его!

Ещё  три  солдата  бросились  на  Федю,  но  он,  как ветряная мельница, замахал беспорядочно  своими   крупнокалиберными  руками  и солдаты    посыпались  на  тротуар.  Тут  уж и  сам  офицер  кинулся  в  атаку  на  нашего  «малютку» выручать  своих.  Впятером  они  кое-как  скрутили  ему  руки  и  усадили  на  грузовик.
    
На собрании  Федя очень  стеснялся, краснел  и  смущённо поглядывал  на свои крупные,  длинные  руки.  Всё  не  мог  понять,  как это  он,  никогда  в жизни  ни  с  кем  не  дравшийся,  так  лихо  разбросал  солдат патруля,  которых   даже  не  видел.  Мы  с шутками и смехом   «закатили»  Феде  по  комсомольской  линии  выговор  без занесения в  учётную  карточку,  хотя  замполит  настаивал  на  строгом  выговоре с занесением.  Вечером  перед  строем  зачитали  приказ  о  понижении  Скоробогача в  звании  на одну ступень. 

И  мне,  как  старшине  команды, пришлось  срезать  у  него с  погон  лычки  тут  же перед  строем.  Где-то  месяцев  через пять  его  восстановили  в  звании,  а  ещё  через  три  месяца  присвоили  звание  старшина  первой  статьи.  Специалист  он  был  классный,  настоящий  моряк.