Итальянский дневник. Венеция. Глава десятая

Наталисто
Начало:http://www.proza.ru/2016/01/14/22

« КОГДА ТЕРЯЕТ РАВНОВЕСИЕ, ТВОЕ СОЗНАНИЕ УСТАЛОЕ…»
                И. Бродский

   Остров Сан-Микеле давно привлек наше внимание. Небольшой, плотно усаженный кипарисами, издали он выглядел торжественно, немного пафосно. Деревья гигатскими свечами темнели в бесконечной голубизне моря и неизменно притягивали к себе. Когда-то на этом острове была крепость, а в ней монастырь, позже появилась тюрьма. Теперь – это кладбище для венецианцев, однако  здесь похоронено и немало наших соотечественников – Игорь и Вера Стравинские, Сергей Дягилев, Иосиф Бродский. Хотелось побывать на их могилах.

   Островное кладбище заинтересовало нас еще и тем, что здесь можно встретить захоронения людей различного вероисповедания – католиков, протестантов, православных, отдельный участок выделен для покинувших этот мир военных людей. Витающая над всем этим пространством особая тишина, ранимая только чириканьем птиц да редкими потрескиваниями веток несла уют и покой. Во всем чувствовался такой размеренный порядок, что казалось: здесь ждут гостей. У ворот висит план расположения захоронений, по которому мы легко отыскали знакомые имена.  Не хватало лишь одного –привычных старушек, торгующих цветами. Рассчитывая купить их здесь, мы просчитались, придется идти к могилам соотечественников с пустыми руками.

   В православной части кладбища находим могилу Сергея Дягилева, взор падает на груду промокших пуантов – дар бесчисленных поклонников. Могилу Иософа Бродского нелегко сразу отыскать, он похоронен в евангелистской части кладбища, наиболее старой и слегка запущенной. Розовый куст украшен десятками ленточек, здесь его шляпа, цветы и несколько записочек с расплывшимися буквами. Даже не пытаемся прочесть, ведь это личное, сокровенное. Надгробие – как лист бумаги с только что напечатанным текстом, где лишь имя и две даты. Трогаю розовый куст и вспоминаю стихи:

«Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, -
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и - кстати - самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми».

   Между могил и склепов сами собой набегают мысли о вечности, появляется то самое желанное равновесие, потому что отметается все пошлое, суетное, то, что штормит нас всю жизнь, остается главное – суть, то, ради чего мы все живем. Об этом шелестели вековые деревья и шумело раскатистое море, об этом вещали пришедшие на память строки…