День за днем, за годом - год...

Надежда Суркова
Картина… Что же такое картина? Прежде всего, это сочинение художника. И натюрморт, и пейзаж, и портрет – все может стать картиной, но в том случае, если за видимым в ней мы читаем позицию мастера, его отношение к жизни, к людям, его мировоззрение.

Единство природы и человека… Служение миру и красоте – вот что входит в основу
каждой картины. Это вечные темы искусства. Взлететь над обыденностью, увидеть, найти и запечатлеть. Картина должна рождаться в сердце. Вдохновение – это состояние творчества, когда ты чувствуешь, что разговариваешь с природой или человеком. Перед каждым чистым полотном я всегда задаю себе вопрос: зачем? Кому нужна будет моя работа? Если ответ не приходит, то не стоит начинать работать над неопределенностью. Цель при создании живописных полотен – запечатлеть внутренний мир человека и свое понимание окружающей действительности, чтобы зритель мог почувствовать дыхание вечности, дыхание живой материи, гармоничную связь природы и человека.

Красота окружающей действительности, женская красота – это неисчерпаемая тема для
художника. И все же каждый раз новая картина – новые волнения, сомнения, испытания! В картине нет мелочей. Есть главное и второстепенное. И все это должно иметь конкретную форму и цвет. Из множества вариантов нужно выбрать единственный… И если удается выполнить намеченное – это счастье! Счастье, когда способен заинтересовать зрителя – остановить возле своей работы. Быть может, именно для этого я приехала 16-летней девчонкой в город Благовещенск из села поступать на худграф. Быть может, для этого столько лет училась. И вот я уже много лет работаю в области живописи. Пусть мои первые шаги были робкие, неуверенные, но ежедневный труд, поиск, открытия в мире творчества принесли мне веру в себя. И это, быть может, все для того, чтобы я пришла к написанию не только натюрмортов, пейзажей, портретов, но и икон, что требует огромного мастерства. Были взлеты, были и разочарования, но я никогда не жалела о том, что пошла по этому пути. Были выставки…

Самая первая в моей жизни состоялась благодаря Ильяшик Лине Петровне – директору
Тамбовской районной библиотеки, где я работала художником. Помню, с каким волнением я читала заметку об этой выставке. Непередаваемое чувство охватило меня в те минуты, когда я впервые в жизни читала о себе как о художнике, о моих картинах – в те дни я находилась в областной больнице, и газету привез мне мой муж. Сейчас, конечно, я с улыбкой вспоминаю, как несколько раз перечитывала эту заметку, не расставалась с ней даже ночью – держала под подушкой...

Потом были еще выставки: в библиотеке, музее, районном Доме культуры, на кафедре
культурологии Благовещенского педагогического университета, в выставочном зале, после мои работы были отправлены на зональную выставку во Владивосток. День за днем работа, работа… Снова выставки. Я не могу остановиться. Утром просыпаюсь – в голове мысли о начатой работе, засыпаю – тоже мысли о картине. Перед каждой новой работой все повторяется. Картины уже сами меня ведут. Они для меня как воздух. Бывало, я сутками не выходила из своей мастерской. И каждый раз в начале работа идет быстро, легко, но к завершению ощущаешь напряжение, боль в руках и ногах, появляется чувство тревоги как бы не потерять целостности – главного в картине. Но работа не отпускает от себя, заставляет продолжать над ней трудиться, пока солнце не растворится за горизонтом, пока глаза еще могут различать цвет. И только включив свет, увидишь весь объем работы, выполненный за день. Но на этом работа не заканчивается: еще долго будешь смотреть на свою картину и думать, думать… Цвет и композиция, рисунок и построение, пространственная организация плоскости – вот некоторые из множества непростых вопросов, возникающих у меня ежедневно, как перед чистым холстом, так и при завершении картины. И так – каж-
дый день, и так – каждый год…


        Икона "МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ" находится
     в Тамбовском приходе им. Сергия Радонежского
                (моя работа)