Визит французской делегации

Николай Шиленко
  В 1992 году я вернулся из длительной зарубежной командировки во Францию и был направлен для продолжения службы в Управление внешних сношений (УВС) Министерства обороны. Это управление являлось мини-министерством иностранных дел при Минобороны России. Мы занимались планированием и организацией международного военного сотрудничества, а также осуществляли взаимодействие военных аппаратов при посольствах  зарубежных стран в Москве с различными российскими военными ведомствами. Мне поручили вести три европейские страны: Францию, Бельгию и Швейцарию. Кроме того, я курировал Ассоциацию военно-морских атташе, аккредитованных при посольствах иностранных государств в России. После сумасшедшего напряга зарубежной командировки, служба в УВС МО мне показалась не трудной. Огорчало только одно - протокольные мероприятия. Из достаточно полезного и небезынтересного времяпрепровождения поначалу,  приемы и обеды со временем превратились в рутину, а потом и в кабалу. Пропускать мероприятия ассоциации я не имел права, а чтобы не обижать своих зарубежных коллег по ассоциации приходилось посещать приемы по случаю национальных праздников и праздников вооруженных сил, а также мероприятия в ходе визитов различных военных делегаций. Как правило,  два раза в неделю приходилось жертвовать своим свободным временем по вечерам.
       Конечно в течение четырёх лет моей работы в УВС МО у меня состоялось много запоминающихся поездок и встреч с интересными людьми, но я расскажу об одной из них.

      Во Франции есть учебное заведение под названием Институт высших исследований национальной обороны. Этот институт с большой натяжкой можно приравнять к нашей Академии Генерального штаба. Каждый год выпускники этого учебного заведения совершают поездку в одну из стран мира для ознакомления с вооруженными силами и военно-политическим руководством иностранного государства. В конце 1995 года к нам поступил запрос с просьбой организовать визит для выпускников этого института в Россию. Получив положительное решение начальника генерального штаба, я начал готовить программу визита совместно с французской стороной, а также со штабами видов ВС РФ. В Москве были запланированы встречи с руководством генерального штаба и Минобороны, а также посещение военного аэродрома, в Мурманске  согласовали посещение атомного ракетного крейсера “Киров” и полка морской пехоты, в Санкт-Петербурге - танкового полка и встречу с мэром города.
      Итак, в конце февраля 1996 года я с военным атташе Франции встречал делегацию в количестве 35 полковников, капразов, генералов и адмиралов в аэропорту Жуковский. Они прилетели на своём военно-транспортном самолете, на котором в течение 10 дней путешествовали по нашей стране. К взаимному удовольствию визит проходил в приятной и дружеской атмосфере. Французы с большим энтузиазмом и заинтересованностью знакомились с вооруженными силами, людьми и культурными объектами нашей страны.
Как они мне потом рассказывали, самое большое впечатление на них произвели масштабы крейсера “Киров”, мурманские морозы, балет в Мариинском театре и обед в полку морской пехоты, в ходе которого нам подали громадных дальневосточных крабов, выловленных в Баренцевом море водолазами морской пехоты.
     Последним мероприятием программы визита являлась встреча с мэром Санкт-Петербурга. Мы приехали в Смольный, я рассадил французских офицеров в одном из залов и вышел в коридор встречать А.А. Собчака. И тут ко мне подходит худенький лысоватый человек небольшого роста и спрашивает:
   - Вы, Николай Васильевич?
   - Да, а вы кто?
   - Владимир Путин. Я заместитель мэра, председатель комитета по внешним связям. Анатолий Александрович срочно вылетел в Москву  и поручил мне провести встречу с французами.
        По моему лицу можно было прочитать явное огорчение и удивление. В 1996 году Владимир Владимирович выглядел не очень солидно, мягко выражаясь, моложаво. Поэтому мой вопрос прозвучал может и бестактно, но вполне естественно:
   - А вы справитесь? У нас там ушлая публика.
   - Я справлюсь.
        Заместитель мэра приятно удивил, он быстро завладел вниманием аудитории, построил заинтересованный диалог и достаточно грамотно отвечал на многочисленные вопросы французов.
      По окончанию встречи он подошёл ко мне и спросил:
“Ну как, Николай Васильевич, я справился?”
“Владимир Владимирович, по вопросу расширения НАТО на Восток ты конечно маханул не туда, у нас в Министерстве обороны другая позиция. Ну а в целом молодец, спасибо,”- сказал я и фамильярно похлопал В.В. Путина по плечу.

       Осенью 1996 года я выехал в длительную служебную командировку в качестве военно-морского атташе при посольстве РФ во Франции. С некоторыми генералами и адмиралами из числа участников поездки в Россию я поддерживал дружеские и деловые контакты. Французы помнили встречу в Смольном, но совместить фигуру заместителя мэра с президентом России без моих разъяснений не могли. И когда я им открывал глаза на этот факт, они выражали неподдельный восторг. Кто бы мог тогда, в 1996 году представить, что мы встречаемся с будущим президентом России и самой популярной политической личностью современности.