О практическом и теоретическом в догматах

Константин Матаков
                ***



Часто, при обсуждении различий между православием инославием, можно услышать: хорошо, различия действительно велики, но ведь и сходство велико! Спорить с этим трудно, тем не менее.. Скажем, считается бесспорным утверждение, что в понимании догмата о Троице и богочеловечестве Христа – у православных с протестантами почти все совпадает (кроме деталей связанных с филиокве или теорией вездесущия Тела Христова у лютеран). Вроде бы это и так, но.. Есть большая разница в теоретическом и практическом восприятии этих догматов в православии и протестантизме. Для православных триадология и христология означают: человек соединяется с Богом в лице Иисуса Христа по благодати Святого Духа. Но протестанты отрицают, что спасение – это соединение с Богом. Для них намного важнее, что спасение – это снятие вины за преступления, отсутствие наказания грешника. Отсюда отрицание большинством протестантов таинств как средств соединения человека с Богом. Т.е. христология у протестантов остается на уровне теории, но на практике человек не становится христоподобным, проникаясь Христом вплоть до обожения человеческой природы.
Отсюда же и отрицание монашества протестантами, ибо монашество и есть максимальное практическое выражение христологии в православной жизни. Та же проблема и с верой в божественность Святого Духа: в православии таинства совершаются благодатью Духа, но в протестантизме таинств нет – поэтому вера в божественность Духа тоже остается на теоретическом уровне. Спасения как освящения и стяжания благодати Духа – в протестантизме тоже нет, - или этот момент выглядит очень слабо. Отсюда попытки пятидесятников компенсировать этот недостаток благодати Духа лжемистикой – глоссолалией, харизматическим экшеном и т.д. Но там во всем виден голый антропоцентризм, подмена божественного человеческим. В итоге получается, что теоретически люди верят в Троицу, но фактически вера в божественность Бога-Сына и Святого Духа мало выражена – поскольку нет Церкви как сосуда, в котором соединяются человеческое и божественное. И выходит, что на практике Бог воспринимается как абстрактный дух, абсолютная идея – вне Трех Ипостасей; причастие такой Идее невозможно – если только растворение человеческого духа в божественном.. Верховная сущность может лишь поглотить человеческую – или та останется вовне. В этой связи можно вспомнить и отрицание протестантами почитания святых: здесь то же неверие в рай как соединение человека с Богом и окончательное освящение людей. Поэтому не верят и в то, что через святых можно соединиться с Богом, через благодать, дарованную им, через их обожение. Выходит, что рай – это скорее пребывание человеческих духов, которые сбежали из материального мира, получив гарантированную безнаказанность, - с абстрактным божественным духом (вариант – Бог-Отец, но без реальной божественности Сына и Духа: Сын на практике воспринимается как человек Иисус, а Святой Дух – как человеческая активность в проповеди, на собраниях и т.д.). Вот и попробуй пойми: верят протестанты в Троицу и божественность Христа, или нет?