Сестры глава1

Жамиля Унянина
Молодой, но уже достаточно известный в городе купец Семен Трофимович Бастрыкин, низко склонив голову, стоял у могилы своих родителей. День выдался погожий и ясный, от ветра и яркого солнца ему слепило глаза, он щурился, и от этого время от времени по его щекам текли слезы. Мужчина вынимал носовой платок из сюртука, вытирал их и, аккуратно сложив, снова клал в карман. Мимо проходили знакомые купцы со своими женами, приподняв картуз, тихо здоровались и проходили мимо, потому что стороны казалось, что он оплакивает своих безвременно ушедших родителей. 
Обычно по воскресеньям Семен Трофимович с женой и сыном ходили в церковь на службу вместе, но сегодня он был один. Анна Петровна, его жена, вот-вот должна была родить.

Постояв еще немного, он медленно пошел по дорожке, проходя еще раз мимо нового каменного храма Иоанна Предтечи, троекратно перекрестился и не спеша направился в сторону реки.
Весна в этом году пришла незаметно, после малоснежной зимы к середине апреля земля быстро подсохла, кое-где пробивалась зеленая трава. Лед на Оби растаял и Семену Трофимовичу вдруг захотелось, как в детстве, посмотреть на паводок. Со стороны Нагорного кладбища был прекрасный вид на реку. Он еще помнил, как каждую весну мать и отец водили его сюда после службы в старом храме. Это было самое яркое впечатление из детства.
 
Семен Трофимович лишился родителей, когда ему было десять лет. Отец его, Трофим Осипович Бастрыкин был богатый и уважаемый в городе купец. Он погиб зимой, возвращаясь домой из Иркутска. Дни стояли ясные, но морозные, и когда он выезжал с последнего постоялого двора, ничего не предвещало беды.

После полудня стало заволакивать небо, пошел небольшой снег и поднялся ветер. При хорошем раскладе часа через четыре можно было добраться до своего города, но вдруг поднялась такая сильная метель, что вскоре ничего не стало видно. Санный путь очень быстро исчез из виду. Кучер, который ездил по этой дороге уже не первый год, успокоил своего барина, что ехать еще не долго и они до наступления темноты должны успеть. Но, когда прошло больше шести часов, а город так и не показался, стало понятно – они сбились с пути.

Лошадь тяжело шла, утопая в снегу. Скоро стало так темно, что ехать дальше не было смысла. Трофим Осипович велел кучеру пересесть к нему. К ночи мороз стал еще крепче, снег продолжал сыпать, пурга не на шутку развоевалась. Они сидели тесно прижавшись к друг к другу и, когда становилось невмоготу от пробиравшего их мороза, спрыгивали с саней, бегали и колотили себя руками. Немного согревшись, путники снова сидели закутавшись в огромный овчинный тулуп. Измученные люди уже потеряли счет времени, когда снежная буря стала понемногу утихать. Обрадованные, они решили, что как только еще немного распогодится, начнут искать дорогу. Глаза слипались, пытаясь разговаривать путники боролись со сном, но замерзшие губы почти не повиновались им, и незаметно для себя они уснули. Лошадь, предоставленная сама себе, продолжала идти и ближе к утру ее ноги ступили на твердую дорогу. Когда совсем рассвело, смертельно уставшая лошадь, запряженная в сани вошла в город, но ездоки, занесенные снегом, уже не подавали признаков жизни.

Мать Семена Трофимовича была дочерью разорившегося дворянина Сергея Александровича Обакурина.  Очень скромная, воспитанная и образованная Ирина Сергеевна была вынуждена выйти замуж за богатого бездетного купца Трофима Осиповича Бастрыкина, овдовевшего незадолго до этого. В ту пору Ирине Сергеевне шел двадцать пятый год, а Трофиму Осиповичу было около сорока лет. Чтобы не остаться в старых девах и хоть как-то облегчить жизнь своей семьи, привыкшей жить с размахом, она согласилась на этот брак.
Трофим Осипович всей душой полюбил молодую жену, он был хорошим мужем и очень почитал ее. Так, что брак оказался вполне удачным. Кода родился сын Семен, счастливый отец был на седьмом небе от счастья, будет наследник его немалого состояния, будет продолжатель рода Бастрыкиных. Так прошло десять лет. Ирина Сергеевна и сама не заметила, как полюбила мужа.
После гибели Трофима Осиповича она прожила всего шесть месяцев и умерла при родах. Горе сломило ее. Девочка родилась больная и через две недели умерла.

Родители Ирины Сергеевны к тому времени ушли в мир иной, поэтому Семена забрал к себе дядя Константин Сергеевич, родной брат матери, который проживал в Иркутске. Константин Сергеевич Обакурин служил чиновником в городском присутственном месте.  Ему было чуть за тридцать, очень добрый, воспитанный, с хорошим чувством юмора человек. Приехав за Семеном, он по рекомендациям знакомого купца нанял управляющего, так как сам ничего не смыслил в торговом деле. Оформив опекунство над малолетним Семеном, Обакурин с мальчиком отбыл в свой город.

В то время Константин Сергеевич еще не был женат, у него была масса свободного времени, поэтому он с удовольствием занимался воспитанием мальчика, к тому же устроил его в хорошую школу. Мальчик был очень смышленый, охотно учился и много читал. Дядя души не чаял в своем племяннике.
Когда Семену исполнилось двадцать лет, он решил вернуться в свой город и продолжить дело отца. Константин Сергеевич с неохотой отпускал его, но и особо не возражал. Семен был уже вполне самостоятельным молодым человеком.
 
Каким-то чудом торговое дело его отца не совсем пришло в упадок, но для того, чтобы оно стало столь крепким, как при нем, надо было еще много потрудиться.
Вернувшись домой, Семен Трофимович с головой окунулся в изучение состояния своего наследства. От отца ему досталась смекалистость, и вскоре, он познакомившись с местными купцами, которые хорошо помнили его родителя, стал налаживать и восстанавливать запущенные дела.

Двухэтажный кирпичный дом Бастрыкиных находился почти в центре города. На первом этаже располагалась лавка, в подвале находились склады, а на втором этаже были жилые комнаты.
По хозяйству ему помогала его любимая няня Елизавета Евдокимовна, которой было уже около шестидесяти лет. Все эти годы они с мужем Федором продолжали жить в доме Бастрыкиных, поддерживая порядок.
Первым делом Семен Трофимович уволил управляющего, стараниями которого из всех лавок осталась только одна, которая еще приносила небольшие прибыли. Уплатив гильдейский сбор, Семен получил на год Купеческое свидетельство, в этом ему помог бывший друг отца купец второй гильдии Павел Егорович Самсонов.
– Пока зима, сынок, продолжай заниматься торговлей по мелочам, а в июле поедем на Бийскую ярмарку, закупим мануфактуры, скобяных, бакалейных товаров для твоей лавки. Встань покрепче на ноги, а там можно будет подумать о том, как восстановить торговлю чаем. Но это дело сурьезное, качественный чай нынче дорог, но спрос все же есть. И еще, сынок, не гоже тебе одному быть, жениться бы надо. Хозяйка нужна в доме, наследников тебе родит, помощники будут.
– Я думал об этом, Павел Егорович. Да ведь как найти хорошую жену?
– Об этом не печалься, Семен, поговорю со своей супругой, она все устроит.

Прошло два года прежде чем Семен Трофимович женился. Невест в городе было достаточно, но по душе ему никто не пришелся. Купеческие дочери в основном были неграмотные. Семен Трофимович, до десяти лет воспитанный матерью дворянкой, и далее Константином Сергеевичем, получил неплохое образование. Он не мог представить себя рядом с неграмотной женщиной.
Анна Петровна, дочь купца третьей гильдии Петра Осиповича Трепанова, была очень красива собой. Она немного была обучена грамоте, это и решило ее судьбу, и судьбу Семена Трофимовича.
Продолжение: http://www.proza.ru/2016/01/20/863