Сезонные чистки организма-9. Капуста

Александр Пругло
Капуста. Brassica oleracea L.
Семейство Cruciferae - Крестоцветные
Капусту называют третьим хлебом. Род Капуста содержит более 100 видов, в том числе капусту кочанную (белокочанную и краснокочанную), брюссельскую, савойскую, китайскую
, пекинскую, цветную, кольраби, брокколи, листовую, кормовую и другие. Хотя безусловным лидером по площадям посевов и потреблению является белокочанная капуста, в некоторых странах популярность пользуются другие виды. Например, в Китае, Японии, Корее выращивают в основном листовые виды капусты. В Германии любят савойскую, брюссельскую и краснокочанную капусту, в Италии – цветную.
Капуста является очень древней культурой. Древнеримский писатель и ученый Плиний Старший упоминает в своих трудах восемь видов капусты, которые выращивали тогда: кочанную, листовую, кольраби, брокколи и другие. Русское название капусты  происходит от латинского «капутум» - голова.
Культурные виды капусты, кроме пекинской и цветной, являются двулетними растениями. Самая распространенная – белокочанная капуста – в первый год жизни образует невысокий утолщенный стебель с крупными листьями и кочан, который представляет собой разросшуюся верхушечную полчку гигантских размеров. На второй год образуются цветоносные стебли, на которых после цветения созревают семена. По срокам созревания сорта белокочанной капусты делятся на ранние, среднеспелые и позднеспелые. Позднеспелая капуста имеет кочаны более крупных размеров, отличающиеся лучшими вкусовыми качествами и повышенной  лежкостью. Они могут храниться до нового урожая ранней капусты.
Отличаясь высокими пищевыми качествами, капуста содержит клетчатку,  белки, кислоты, сахар, богата витаминами и минеральными солями.     В капусте содержатся 16 свободных аминокислот (лизин, триптофан, метионин и др.), соли калия, фосфора,  кальция, магния, кобальта, фтора, йода. Много в капусте витаминов А, В1, В2, В6, Р, РР, К. Очень важно наличие в этом овоще витамина U, который препятствует образованию и развитию язв. Капуста является фитонцидом, в ней содержится бактерицидное вещество – лизоцим. Имеется  в капусте  органически связанная сера в виде гликозидов, в первую очередь глюкобрассидина. Тартроновая кислота предотвращает ожирение. В значительном количестве капуста содержит холин (витамин В4), который препятствует атеросклерозу. Специфический запах капуста имеет благодаря наличию в ней горчичных масел.
Содержание сахара в  белокочанной капусте важно для ее квашения, потому что при квашении сахар превращается в молочную кислоту. Очень важно то, что в свежей и квашеной капусте хорошо сохраняется витамин С, так как он содержится в виде стойкого вещества аскорбиногена. 
Капусту употребляют в свежем (в салатах), тушеном, жареном виде, а также в составе различных блюд , таких как борщ, щи, капустняк, пирожки, голубцы, рулет и т. д. Полезна она при атонии желудка, колитах, заболеваниях печени и желчного пузыря, гастритах с пониженной кислотностью.
Особо ценится квашеная капуста и ее сок (рассол) за наличие в них молочной кислоты. Курсы очистки и лечения организма с помощью рассола капусты (полстакана теплого рассола 1-2 раза в день до еды) рекомендуется проводить, как здоровым людям, так и больным гепатитами, гастритами с пониженной кислотностью, запорами, дисбактериозами, геморроями, сахарным диабетом, импотенцией, синдромом  хронической усталости. При лямблиях в печени и некоторых других видах глистов пьют по полстакана рассола натощак. При дискинезии желчевыводящих путей капустный рассол смешивают пополам с томатным соком и употребляют  по стакану 3 раза в день после еды. 
При язве желудка принимают не саму свежую капусту, а ее сок. В аптеках продается сухой сок капусты в порошке, но свежий сок капусты, приготовленный в домашних условиях намного богаче активными веществами, чем сухой, в том числе и витамином  U.   Свежий капустный сок (по полстакана   три раза в день перед едой от 5 до 30 дней) принимают при атеросклерозе, туберкулезе, бронхитах, кашле (как отхаркивающее средство), различных опухолях, хронических заболеваниях печени и желчных путей, циррозе печени, цистите, хроническом пиэлонефрите, запорах и ожирении.

"Зато капуста была опять же в большой чести, щи заправляли только ею.
Свежую капусту, как и репу, парили в печи. Солили ее двумя способами:
плашками и шинкованной. Тот, кто едал солено-квашеную капусту, навсегда
запомнит ее сочность и ни на что не похожий вкус. В посты резаную капусту
смешивали с давленым вареным картофелем и поливали льняным маслом."

Белов Василий. Лад.

"Петр, вернувшись с Черного моря, был очень щедр.
«Мое сердечко, — не раз говорила ему Анхен с нежным упреком, — вы приучаете меня расточать деньги на глупые наряды… Гораздо благоразумнее, если вы позволите написать в Ревель, там — я узнала — можно по доброй цене купить
коров, дающих два ведра молока в сутки. Вы бы иногда приходили завтракать на мою чистенькую, хорошенькую мызу и кушали бы сбитые сливки…»
Мыза была поставлена в березовой роще на дареной землице, идущей клином от ворот заднего двора, мимо ручья Кукуя, до Яузы. Здесь стояли: небольшой дом, так покрашенный, что издали походил на кирпичный, скотные дворы, крытые
черепицей, рига, амбары. На косогоре у реки паслись пегие тучные коровы, — каждую звали поименно в честь греческих богинь, — тонкорунные овцы, аглицкие свиньи и множество всякой птицы. На огороде росли иноземные овощи и картофель.

Чуть свет Анхен, в пуховом платке, в простой шубке, шла песчаной дорожкой на мызу. Смотрела за удоем, за кормлением птицы, считала яйца, сама резала салат к завтраку. Была строга с людьми и особенно взыскивала за неряшество.

Настало время рубить капусту. Таких кочнов не видали на огороде и у самого пастора Штрумпфа. Немцы приходили удивляться: такой кочан или такую репу можно было послать в Гамбург, в кунсткамеру. Шутили: «Наверно, Анхен знает
какую-то молитву, что так пышно на этой недавней пустоши произрастают плоды земли».

С песнями русские девки рубили капусту в новом липовом корыте. Анхен брала девок самых здоровых и веселых из деревни Меньшикова или адмирала Головина (чьи новые дворы и палаты стояли неподалеку от Немецкой слободы).

Стучали тяпки, от румяных девок пахло свежими кочерыжками, на траве, там, где падала длинная тень от сарая, еще лежал иней, снежные гуси важно шли из птичника на вырытое озерцо. Над острой крышей мызы поднимался дымок в
осеннюю синеву. Через подметенный двор два опрятных мужика-пекаря несли корзину со свежевыпеченными калачами."

Толстой А.Н. Петр Первый.

     "У лестницы, ведущей в театр, я почувствовал слабость в ногах, – осел, схватившись рукой за край приступки...
Поднялся, а сам слышу, как дрожат ноги и я вот-вот упаду. Снова присел на присыпанную снегом приступку. Я был в полной растерянности. Отнялись ноги! С чего бы это?… Прошел почти всю войну, и в Чечне три месяца по горам лазил –
тогда тоже была Чечня! – и, ничего, а тут вдруг отнялись!
И я вспомнил, как в голодном 1933-м году, когда я восьмилетним мальчиком попал на улицу и почти ничего не ел, у меня тоже отказали ноги. Весной лежал на лавочке в заводском сквере, и меня какой-то добрый человек поднял и отвел в больницу, которая на счастье была рядом. Врачи не могли понять, почему это у меня вдруг отнялись ноги? И только старая няня сказала сестре: «Дайте ему кислой капусты, и он побежит как козлик». Мне стали давать капусту, и она меня скоро подняла. Воспоминание ободрило, и я подумал: «Деньги есть, буду покупать капусту».
Я еле доплелся до Тони. Она была одна с дочкой и очень удивилась, увидев меня в столь поздний час.
– Прости, Тоня, у меня ноги отнялись.
– Как отнялись? Почему?
– А так… Шел, шел и отнялись. Стул мне подай быстрее.
Поднесла стул и я, не раздеваясь, на него опустился.
– Отчего же это охромел ты вдруг?
– Еда плохая. Было уж со мной в детстве такое. Тогда меня капустой квашеной откормили. Мне и теперь капусты бы поесть.
Капусты у Тони не нашлось, но картошку в мундире и кусок холодного мяса она мне предложила.
Антонина работала в гостиничном буфете официанткой, и у нее в тот голодный послевоенный год всегда находилось что-нибудь поесть. Думается, из-за этого достатка и прижился у нее наш батарейный красавец и любитель выпить Витя
Гурьев...
И хотел встать, но не тут-то было. Ноги совсем не слушались.
– Ладно, – сказал Гурьев, – будешь спать с нами.
Утром я проснулся, а Тоня уж сходила на базар, купила трехлитровую банку квашеной капусты. На керосинке пожарила колбасу с яйцами, и мы отлично позавтракали. Я ел с большим удовольствием и верой в чудодейственную силу давно позабытого мною овоща. Пройдет с тех пор двадцать лет, и жена моя, Надежда Николаевна, работавшая в Московском институте биохимии, однажды мне расскажет, как они проводили опыт с капустой. Подобрали на улице двух отощавших собак – одну стали кормить обыкновенной пищей, в том числе и мясом, а другую – одной капустой. И что же увидели?…
Обе собаки набрали вес и шерсть стала шелковистой. У той же, что кормили одной капустой, все функции восстанавливались быстрее.
Я не могу сказать наверное: капуста ли мне помогла в тот раз, отдых ли, полученный в тепле и среди друзей, но утром мои ноги окрепли, и я, хотя и нетвердо, но все-таки шагал по улицам Львова и был уверен, что капуста, которую нес в авоське, окончательно поправит мое здоровье."

Дроздов Иван. Оккупация.