Караул, обокрали!

Юрий Шмелев
     Вы помните? Так закричала нехорошая Белладонна, увидев свободного Фунтика на арене цирка. Она потеряла источник неправедного дохода. А что потерял я и мои ровесники, люди старшего поколения, чтобы повторить сказанное героиней мультфильма? У нас и воровать то было нечего, неправедных доходов не имели, каждый жил на одну зарплату. И, тем не менее, я вынужден повторить: «караул, нас обокрали»! Почему? А потому что многие из нас потеряли нечто гораздо большее, чем барыши. По этому поводу один литературный герой воскликнул: «После разговоров с Берлагой, Скумбриевичем и Полыхаевым я потерял веру в человечество». Вот и я могу сказать, что у меня украли веру в людей. Правда, на самом деле, я все таки, надеюсь, что не все мои сверстники потеряли эту веру, а просто  сильно разочарованы сложившейся за последние четверть века действительностью. Это не меняет, конечно, сути дела, ведь большинство из нас все равно чувствуют себя обворованными. А разочарование наше принимает разные формы протеста. Кто то молча терпит испытания, выпавшие на его долю, кто то делится с друзьями и соседями, кто то идет на митинги – пикеты. Всяк действует по своему разумению и характеру. Свой протест я решил изложить в виде статьи. Прошу не судить строго, это мой крик души. Надоело, знаете ли!
     Страна, в которой я родился, именовалась СССР. Для тех, кто уже не помнит или не знает, что означает эта аббревиатура, расшифрую: Союз Советских Социалистических Республик. Или покороче, Советский Союз. Но суть не в длине названия. Я из послевоенного поколения, родился в осень 1945 года. Люди жили тогда очень скромно, если не сказать, что очень бедно. Страна тяжело оправлялась от тотального разрушения, полученного в годы Великой Отечественной войны. Разруха коснулась всех, каждой семьи и каждого человека. А социалистическая экономика, это вам не рынок, а плановое хозяйство, где  даже  кнопка канцелярская была на учете. В результате, к тому времени, когда я пошел в школу очередь за хлебом люди все еще занимали с раннего утра. Слава Богу, он к тому времени продавался уже без карточек. Но я не хочу вспоминать о голодном послевоенном детстве. Мы дети войны этих трудностей не ведали. Наши мамы берегли нас от всех невзгод, а  мы, как и положено, росли и взрослели. Главная и единственная партия – КПСС, внушала нам, что мы самые счастливые во всем мире и живем в великой стране. Мы искренне верили и в ответ с первого по третий класс исправно носили на груди значки с портретом юного Ленина, а затем и пионерские галстуки. С раннего детства нам прививали чувство коллективизма, любви к своей Родине. И мы её любили.
     Люди в СССР, в отличии от современных россиян, совершенно по другому относились и к своему государству и к своим согражданам. Они уважали друг друга не за материальное богатство, а за ум, доброту и достойный образ жизни. Конечно, все мы были разными и по разному относились к идеалам коммунизма и символам запада. Кто то мечтал о джинсах, кто то с упоением слушал музыку «из за бугра» и мечтал прогуляться по Бродвею, а кто то к этим атрибутам относился равнодушно, мечтал о светлом будущем, о победе коммунизма. Сейчас мне трудно оценить сколько было «тех» и сколько «этих». Правда, совсем недавно мадам Алексиевич, в своей нобелевской речи сказала, что учили нас только умирать и жили мы среди палачей и их жертв. Это её мнение и Бог ей судья. Нобелевскую премию выслужить не легко. А всю правду жизни, как правильно сказала она в той же речи, невозможно вместить в один ум, одно сердце. Я с этим полностью согласен. Конечно же и в то время были богатые люди, например, выдающиеся таланты в науке или культуре. Но это был «штучный» народ и они не афишировали, не кичились своим богатством. А обладатели неправедных доходов жили «тише воды, ниже травы». Ибо все знали древнюю мудрость: «От трудов праведных, не построишь палат каменных». Все же остальные жили по правилам «социалистического общежития», где громогласно провозглашался принцип: «Человек человеку друг и товарищ». И опять же, конечно, не все поголовно были товарищами, встречались и не желавшие соблюдать эти правила. Были, и аферисты, и просто хапуги, запускавшие свои ручонки в государственный карман. Были и жулики, и бандиты, всякое бывало. Но государство довольно эффективно справлялось с этой проблемой и люди, не желавшие жить по правилам, отправлялись валить лес за тюремную пайку.

(продолжение следует)