Крещение в реке Иордан

Мак Овецкий
Существует две версии о месте крещения Христа. Различные направления христианства придерживаются той или иной версии. Торг здесь неуместен, но все-таки (евреи ли мы с Иисусом или нет?).
На это событие претендуют Вифавара, а так же Касер Эль Яхуд — на другом берегу Иордана, чуть севернее Мертвого моря, в 10 километрах западнее города Иерихон:
Священное для христиан место на восточном берегу реки Иордан, называемое в православной традиции Вифавара или Вифания Заиорданская — место, где, по мнению части христиан, Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя.
Другие же христиане не менее глубоко убеждены, что крещение Иисуса состоялось на противоположном, израильском берегу Иордана, ближе к Иерихону, в месте, называющемся Каср эль-Яхуд («еврейский дворец» в переводе с арабского).
Именно в этом месте (Вифавара на восточном берегу Иордана и Каср эль-Яхуд на западном) евреи перешли реку Иордан после сорока лет скитания в пустыне, чтобы завоевать Землю Обетованную.
Во время тогдашнего форсирования Иордана коэны (священники) с Ковчегом Завета вошли в воды широкого в то время Иордана — и течение прекратилось на то время, пока последний из сынов Израиля не пересек реку. Аналогичным образом евреи форсировали Красное море, убегая из Египта. Так что перейти таким же образом мелководный Иордан было для них плёвым делом.
Отсюда же, но позже, пророк Элиягу на огненной колеснице вознесся на небо.
А по другой версии крещение Христа происходило около озера Кинерет, под названием Ярденит, там, где Иордан вытекает из Кинерета.
Вообще-то, с точки зрения логики, крестился, конечно же, Христос возле Кинерета (Галилейского моря). Именно там он куролесил изначально со своими апостолами-рыбаками. Кстати, до того момента, как символом христианства стал крест, его символом была рыба.
Ходил аки посуху Иисус именно по Кинерету. На берегу Галилейского моря находится и Капернаум (Кфар Нахум), где, с высокой трибуны тамошней синагоги, Иисус обратился к городу и миру с небезызвестной Нагорной проповедью.
Или, поселение Курси, находящееся именно на берегу Кинерета. Это то место, где Иисус совершил чудо исцеления бесноватых. Лечебный процесс описан в Новом Завете. Читается как история болезни, в хорошем смысле этого слова. Мне, как ветерану карательной психиатрии, этот эпизод особенно греет душу.
А вот в Иерусалим Христос попал на закате своей творческой карьеры. Бедный провинциал остановился тогда  в столице у своих родственников. Христиане считают Эйн-Керем (современный район Иерусалима) святым городом, отождествляя его с «Городом Иудиным».
В этом районе Иерусалима находится воинская часть, где проходила срочную службу моя дочь Юля. Но это отдельная большая тема, которой я здесь касаться не буду. В библейские же времена именно здесь святая Елизавета, беременная Иоанном Крестителем, встретила Святую Марию, будущую мать Иисуса Христа.
Согласно Евангелию от Луки, когда Мария, уже обрученная с Иосифом, но еще не вышедшая за него замуж, узнала о беременности своей двоюродной сестры Елизаветы, она отправилась навестить ее в «Город Иудин» где та жила. У этих своих родственников остановился и Иисус, прибывший из провинции покорять столицу.
Вот только Иерусалим встретил Иисуса Христа неласково. И пострадал он именно от уроженца Иерусалима Иуды Искариота. «Искариот» — это не фамилия. Это слово (иш крайот) означает именно «уроженец пригорода» (Иерусалима).
Точно так же самого Иисуса звали Иешуа а-нацри (Иисус из Назарета). На иврите, кстати, христиан называют (ноцрим), то есть буквально «уроженцы Назарета».
Тогда фамилий никаких не было. К имени прибавляли прозвище, которое обычно обозначало место рождения, профессию, еще что-то. В фамилию такое прозвище превратилось позже.
А в районе Мертвого моря Иисус Христос вообще никогда не был. Да и делать ему в тамошней труднодоступной пустыне было совершенно нечего. Как и Иоанну Крестителю. Но, чтобы придать эпизоду Крещения авторитет, это событие первые христиане перенесли в святое для иудаизма место. Место, через которое евреи вошли в Святую Землю.
В дальнейшем, когда христианство уже не являлось сектой в иудаизме, место крещения Иисуса христиане определили именно там, где река Иордан вытекает из озера Кинерет. То есть туда, где оно и должно было произойти по логике вещей. Здесь его и празднуют главным образом (см. картинку над текстом).
Иудейские религиозные комплексы в земле Израиля (по значению): Храмовая гора в Иерусалиме, потом пещера патриархов «Меарат ха-Махпела» в Хевроне, далее гробница праматери Рахели в Вифлееме и, наконец, гробница Йосефа-праведника в Шхеме. То есть — это Иерусалим и его окрестности.
Именно в центр еврейской религиозной жизни стремился Иисус Христос из провинциального Назарета и окрестностей Кинерета, где чувствовал себя вполне комфортно и пользовался успехом у публики со своими чудесами.
Но столица тогдашней провинции  Римской империи по имени «Иудея» к его проповедям отнеслась с большими подозрениям…
Еврейских государств в библейские времена было два: Израэльское царство с десятью коленами (племенами), существовавшее от Самарии до Средиземного моря и охватывавшее Нижнюю и Верхнюю Галилеи с Голанскими высотами, и не только Западный, но и Восточный берега Иордана.
И Иудейского царства, столицей которого был Иерусалим, с оставшимися двумя коленами, включавшего Иудею с Мертвым морем, пустыню Негев, и — до самого побережья Красного моря (нынешний Эйлат).
Так вот, Иисус Христос со товарищи в Иерусалиме были чужаками с севера. Между населением Самарии и Галилеи и населением Иудеи всегда были значительные различия, не смотря на то, что и те, и другие были евреями.
Но самое удивительное, что эти различия существуют и сейчас. Израильтяне прекрасно понимают разницу между сегодняшним уроженцем Иерусалима и, к примеру, Хайфы. Так что ничто не ново под луной.