Эй, несогласные! А ну-ка в отставку!

Василий Вейкки Иванов
Как весело, сделав удачный удар,
смотреть, растопырил ноги как.
И вот врага, где предки,
туда
отправила шпаги логика.
В. Маяковский

Со мной можно соглашаться или не соглашаться, но отправить меня в отставку, из-за того, что моё мнение не совпадает с мнением республиканского руководства – вот уж фигушки, я и так уже в отставке, в которую ушёл самостоятельно, чтобы иметь право иметь собственное мнение. Что ещё можно предпринять, чтобы я заткнулся? Вот уж дудки! Не скажу, поскольку люди, у которых нет собственного мнения, вооружатся моим, и сие исполнят! А далее, чтобы было понятно всем, я прибегну в данной публикации к диалогу, которого никогда не было, но он мог бы состояться, ибо мы оба с визави своим почти одинаково думаем в этом направлении. Будем считать, что интервью-беседа всё же состоялась:
- Виктор Владимирович, тебе что-нибудь напоминает случившаяся отставка главы Петрозаводска Галины Ширшиной?
- Также, или почти также, в 2008 году впервые в истории Карелии решением суда был отправлен в отставку всенародно избранный глава Лахденпохского муниципального района Михаил Максимов – член ЛДПР. Это был второй срок его правления. Отставка, да плюс еще 3 или 6 лет условно – сейчас не помню.  Главный аргумент обвинения – превышение служебных полномочий. Я не был ни членом команды Максимова, ни даже  сколько-нибудь близким его знакомым, но постарался не пропустить ни одного судебного заседания. Очень тяжелое впечатление. Состязательность условная, результат предрешенный. По крайней мере, мне так показалось.
- Ещё бы! Ведь Михаил Александрович Максимов не был членом партии «Единая Россия». Если вспомнить ситуацию, случившуюся шесть лет спустя, то увидим совсем противоположное. Уже, казалось бы, обвинённая во многих грехах, и все эти грехи не нужно было даже доказывать, поскольку они явно доказывались её участием в них, но, тем не менее, Людмила Ивановна Глытенко долгое время оставалась на плаву, вплоть до окончания полномочий, какими наделило её местное самоуправление и городские депутаты. Люди в этом видят не что иное, как её принадлежность к партии власти. Вот если бы она была членом, предположим, другой партии, она, несмотря на все свои положительные качества, как хорошей хозяйки, не протянула бы в должности главы городского поселения и года…
- В 2010 году в том же Лахденпохском районе решением городского Совета депутатов был отстранён от должности глава городского поселения Юрий Шардыко, беспартийный, избранный на прямых выборах осенью 2009 года. Тогда он, практически не ведя никакой избирательной кампании, обошёл предыдущего главу и руководителя ЕР города.
- И каков алгоритм отстранения?
- Через три месяца после избрания Шардыко главой, на городскую сессию, состоящую из десяти депутатов, приходят прокурор и председатель районного Совета, являющийся членом политсовет ЕР, и предлагают поставить «трёхмесячному» Шардыко неуд, а данное решение отправить главе республики С.Л. Катанандову. Три депутата из десяти голосуют «За». Казалось бы, вопрос снят - три это даже меньше половины, но, думается, не без помощи прокуратуры, первый шаг находит своё продолжение, и к главе республики «летит соответствующая «телеграмма». На следующую сессию городского Совета приезжает целая команда государственного Комитета по содействию МСУ и рекомендациями отправить Юрия Шардыко в отставку…
- Вы хотите сказать, что смелых бодаться с республиканской властью не нашлось, и Шардыко был отстранён? А как же суд? Впрочем, здесь уместней вспомнить эпизод из фильма «Кавказская пленница», где герой Георгия Вицина радостно восклицает: «Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!»…
- Все дела в суде ведет штатный юрист государственного комитете по МСУ, на него работает весь аппарат комитета.  Противостоит ему местный юрист, нанятый на личные деньги Шардыко. Результат очевиден. Осенью проходят выборы нового главы поселения.
Но ещё более любопытные снятия глав прошли примерно в то же время в Сортавальском районе. Там не было партийной составляющей, поскольку все участники конфликтов принадлежали к Единой России. От этого события не стали менее политизированными, если главным критерии политизации процесса считать наличие борьбы за власть и административный ресурс.
- То есть?
- В 2009 году прямые выборы главы Сортавальского района выигрывает  Александр Соколов. Назначен главой администрации района – Леонид Гулевич. Казалось бы, однопартийцы? Но вскоре на Соколова заводят уголовное дело о 15 тысячах – именно во столько оценивается вставленная им куда-то с превышением должностных полномочий железная дверь.  Соколов теряет свой пост. Леонид Гулевич до конца срока (3 года) спокойно совмещает исполнение должностных обязанностей сити-менеджера района, коим его назначили, и прямо-избранного главы, коего он заместил.  Мы здесь имеем вариант внутривидовой политической конкуренции. Можно вспомнить и случай с отстранением главы города Сортавала Николая Заяца.
- Ты тем самым, Виктор Владимирович, хочешь сказать, что на территории нашей республики главную партию во всём этом разноголосом хоре играют конкретные люди и их личные амбиции?
- Во всяком случае, жизненный опыт, полученный на конкретных примерах административного снятия руководителей территорий, показывает, что политическая составляющая в этих процессах многократно превосходит хозяйственную. Деятельность хозяйственная является лишь поводом, но никак не причиной. Не думаю, что в ситуации с Галиной Ширшиной мы можем наблюдать исключение из этого печального правила.
- Что же в итоге остаётся нам, остающимся как бы за кадром всей политической и хозяйственной жизни в Карелии? Ушли в былое короли, которые, оставив роскошь апартаментов и непредсказуемость дворцовых интриг, уходили выращивать капусту, им на смену явились люди честолюбивые и с амбициями. Они считают, что лучше их никого нет в обществе, что только они сумеют управлять миром. Впрочем, и миру людей глубоко плевать на их честолюбивые планы и амбиции, каждый у нас живёт своей жизнью, но как долго она будет продолжаться, такая вот жизнь, никто не знает. Поневоле на ум приходят ассоциации и исторические параллели: А НЕ ПОСЛАТЬ ЛИ НАМ ЛЮДЕЙ ЗА МОРЕ, И ПРИЗВАТЬ ОТТУДА РЮРИКА С ВАРЯГАМИ, ибо «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет».
Виртуально беседовал с Виктором Позерном Василий ВЕЙККИ-ИВАНОВ