Дамы и госпожа

Николай Мельников 3
     Виктор Копылов учился на четвертом курсе пединститута, когда один из преподавателей вуза предложил ему подработать по специальности в текстильном училище, где он сам недавно трудился по совместительству. Студенту не очень хотелось бы ездить на другой конец города, да и работа в ПТУ, вероятно, должна отличаться от работы в школе. Но преподаватель поведал, что программа в училище школьная, проблем с дисциплиной быть не должно, поскольку учатся, в основном, девушки, к тому же там довольно сильная методическая служба.
     Свой первый урок в училище будущий педагог, уже имевший некоторый опыт работы в школе, долгое время не мог начать, поскольку присутствовало учащихся меньше, чем числилось по списку, а выяснить, кого конкретно не было на уроке, простым перечислением фамилий сразу не удалось. Виктор Алексеевич видел своих учеников впервые…      Объяснять материал, что-то попутно записывая на доске, тоже получалось с трудом. Как только педагог отворачивался к доске, так за спиной улетучивалась тишина, а в спину летели различные предметы  - от бумажных «снежков» до мелких монет. Стоило повернуть голову к аудитории, как перед глазами воцарялся почти идеальный порядок, а лица публики выражали неимоверную заинтересованность в изучаемом предмете. Только недолетевшие до цели «снежки»  и мелочь на полу подтверждали, что бумажно-металлический град не был плодом воображения педагога…
     Нагрузка начинающего учителя была небольшой, поэтому на идентификацию полутора сотен милых девических лиц с фамилиями и именами их обладательниц ушло несколько месяцев. Все это время преподаватель пополнял свою память именами, фамилиями и образами своих учениц и попутно искал способы улучшения дисциплины. Самых отъявленных любительниц пошалить на уроке Виктор Алексеевич запомнил довольно быстро. Если же чья-то фамилия выпадала из головы, он подсматривал ее на обложке тетради или дневника обучающейся. К группе отвлекающихся педагог обращался: «девушки», «барышни» или «дамы». Если в голове вертелась только фамилия, Виктор добавлял к ней слово «госпожа». Но это происходило в начале 90х годов, когда к подобному обращению не то что дамы были непривычны, а некоторые просто не понимали смысла его.
     Лена Смирнова вполне успешно осваивала азы профессии и общеобразовательных предметов, временами даже тянулась к знаниям, сидя за первой партой в третьем ряду. Но частые пропуски занятий по болезни мешали формированию системности, целостности получаемых знаний. Оттого недополученную информацию барышня пыталась выудить у подруг по группе, внося некоторый диссонанс в уже начинающуюся складываться гармонию отношений между педагогом и обучающимися. Помощь преподавателя Лена отвергала, предпочитая получить ее у соседки по парте Юли Смирновой…
     …Виктор Алексеевич увлеченно рассказывал об алгоритмах работы с информацией. Группа, как могла, внимала услышанное, делая необходимые записи в тетрадях. Только девушка с первой парты третьего ряда настойчиво предлагала своей соседке выслушать альтернативный вариант темы. Педагог намеревался сделать замечание, но побоялся перепутать имена однофамилиц. Поэтому, прерывая рассказ, обратился к источнику акустической помехи:
     - Госпожа Смирнова, не соизволите ли Вы помолчать некоторое время?
     Девушка вздрогнула, обратила взор в сторону педагога и резко ответила:
     - Чё обзываетесь-то? Учитель еще называется.., - после чего, покраснев, надула щеки, закрыла тетрадь и учебник и впилась глазами в висевший на стене стенд…
     …Завуч Надежда Васильевна частенько интересовалась делами начинающего преподавателя и, как могла, обогащала его педагогическим опытом. По окончании уроков она, как обычно, спросила:
     - Как у Вас дела, Виктор Алексеевич? Есть ли какие проблемы?
     Молодой педагог ответил, что сегодня, кажется, особых проблем с учащимися не было, а преподаваемый предмет он знал достаточно хорошо.  И в этот момент он заметил сидящую напротив завуча единственную за сегодня нарушительницу дисциплины.
     - А к Лене у Вас претензии есть? – продолжила Надежда Васильевна, А то, она утверждает, что вы её незаслуженно обидели, - и повернула голову в сторону собеседницы.
     - Я? Обидел? – недоумевал начинающий преподаватель.
     - Да! – Включилась в разговор ученица, - Виктор Алексеевич меня оскорбил.
     - Как? – С тем же недоумением произнес Виктор Алексеевич.
     - Надежда Васильевна, он обозвал меня госпожой! – уже сквозь слезы громко сказала Лена.
     Завуч и преподаватель переглянулись. В возникшем недоразумении надо было поставить точку.
     - Лена! Госпожа – это не ругательство. Это вежливое обращение к девушке, женщине, - успокаивала Надежда Васильевна ученицу.
     - Я не знаю. Меня раньше никто так не называл, - вытирая слезы, парировала Лена.
     Завуч показала преподавателю, что вопросов к нему больше нет, и он может быть свободен.
     … Через неделю на следующем уроке, когда учитель и ученица встретились взглядами, они просто сдержанно улыбнулись друг другу…
     В конце учебного года Надежда Васильевна сообщила Виктору, что преподаваемый им предмет стал любимым для Лены Смирновой… И это было лучшей похвалой молодому педагогу…