Фарфоровая дама

Владимир Емельяненко
                Непортрет

   Да, да. Именно так её и звали. Ученики. Да, там. Работала Фарфоровая Дама
на самой настоящей фарфоровой фабрике. Настоящей. Нет, не в цеху, а рядом.
Школа была на этой фабрике для будущих мастеров. Учила она не горшки лепить,
а рассказывала этим недорослям историю керамики. Недоросли, конечно,
не в смысле той книжки, которую учат в школе. Недоросли - не барчуки, а
нормальные подростки. Талантливые, приехавшие из разных мест научиться
делать красоту. Не доросшие до взрослых мастеров, но очень даже идущие
по мастерскому пути.
   Естественно Дама была именно такая, какая этим недорослям нужна. Вот, как
мы себе представляем форфор? Да, дорогие вещи, но очень простые на вид. Да,
изнутри светятся опаловым и нефритовым светом, но никаких острых каменных
углов, все формы плавны. Бывают, конечно китайские вазы с драконами
и неведомыми птицами. Кажутся даже пёстрыми. Но приглядишься - во всём
лаконизм, протота и изящество. То, что вкусом называется.
   Фарфоровая дама именно такой и была. Простота и вкус. Строгая,
естественно. Ибо любая керамика требует к себе бережного внимания. Движения
должны быть плавными, понятными окружающим. Тогда - никакого риска, что
с кем-то столкнёшься. Прекрасная чашка, если двигаться плавно, не  рухнет
с последующим обидным звоном на пол.
   Да, блеск. Но, согласитесь, не всякая керамика блестит. Кстати, у многих
предметов есть блеск Хоть те же металлы. Аллюминий блестит только поначалу,
да и тускло как-то. А уж тот, что немного полежит - вовсе серый. Железо, пока
не заржавеет блестит как-то зло, холодно. Золото? Не ржавеет, но блестит
нагло, вызывающе, рыже.
   Керамика же блестит как-то по-домашнему, аккуратно. Даже самый простой
фаянс или простая коричневая кружка. Что тут говорить о фарфоре? Этот ещё
и светится.
   В нашей фарфоровой даме тоже был лоск. Но умный, не пугающий. И холод
был. Только холод бывает разным. От металла ожог получить запросто, а,
скажем, холодное дерево быстро согревается от руки и становится тёплым.
И камни бывают разными. Фарфор - считай, тот же камень холоден, не просится
в руки, но при этом от него ожога не ждёшь. Такой была фарфоровая дама.
   Напоминаю, она работала на фарфоровой фабрике. Не постоянно в цеху,
но водила своих недорослей по участкам. Классная дама, обязана. Да и,
рассказывая о прошлых способах изготовления керамики, стоило проводить
сравнения с живым делом. К тому же (художница) фарфоровая дама и сама
расписывала вазы и сервизы. Для выставок. Подолгу бывала в цеху.
    Кто не знает, что дело, которым занимается человек, к нему прилипает?
К нашей фарфоровой даме прилипал фарфор. Конечно, конечно, не пыль пилипала
к её платью, само платье становилось похожим на фарфор. Но что платье?
Лицо со временем стало фарфоровым. О, а про руки ничего придумывать не надо.
Далеко не всегда руки похожи на то, чем занимаешься. Разве что, у землекопа.
Но где в наше время землекопа встретишь? Понятно? Руки обычно почти у всех
остаются живыми. И глаза! У всех деятельных людей глаза живые.
   Нет, фарфоровая дама куклой не была. Всё, как у всех. Даже речку любила,
в смысле, купаться. У нас же летом бывает несколько недель большого тепла,
даже жара случается. Вот в это время мы все и купаемся. Фарфоровая дама
ничем в этом смысле не отличалась от всех остальных. Купалась, плескалась,
плавала. Только загар к ней почему-то не прилипал. Так, чуть розовее станет.
Потом - цвет мрамора с терракотой, и всё. Совсем похожей на фарфоровую
статуэтку становится.
   Может быть, поэтому и не любила на южне берега ездить? Отдыхать? Отдыхала.
Каждый год куда-то выбиралась. Даже в Китай ездила. Года за два соберёт
денег, и поедет. А как же? Родина фарфора.
   Несколько раз была в Европе. Естественно. И ездила по местам с интересной
керамикой. И каждый раз набирала каких-то горшков, чашек, ваз, тарелок
и кувшинов. На все оставшиеся деньги. Потом хвасталась. Хотя и говорила про
раритеты, но это - вряд ли. Откуда такие деньги? Но горшки, и впрямь, были
неожиданные, интересные. И совершенно точно, что они были сделаны
по-старинке. Что тут скажешь, знаток, он и есть знаток.
   Кое-что дарила фабрике, зря они что ли ей премию выписывали? И на уроки
она приносила свои тарелки. Картинки с фотографиями на экране покажет, эти
керамические поделушки выставит: "Можете срисовывать".
   И один раз с фарфоровой дамой произошёл казус. Но сначала надо рассказать
о Витюшке. Это был интересный парнишка. И не главное, что вихрастый. Хотя
и это тоже удивительно. Не рыжий, шатен, но волосы непокорные. Где - кудри,
где просто в разные стороны торчат. И белое пятнышко. И рыжее, как у
деревенской кошки. Чудо!
   Опоздал Витюшка поступать на фабрику на учёбу. Но как-то уговорил
посмотреть на свои картинки. Ещё раз собрали комиссию. А что там собирать,
из своих фабричных? Учителей и мастеров. Поставили голову. Да, гипсовую.
А он взял и нарисовал. Конечно, неправильно, хотя похоже. То там уголок
поднял, то там занизил... Но всех удивило то, что у рисунка неуловимо
проявились черты главного экзаменатора. Нет, нет, ставили не Аполллона,
а Цезаря. Аполлон стоял у уже поступивших, в студии. Эти своё рисовали.
А Витюшке Цезаря. Теперь тот председатель комиссии в фабричной школе
директором работает. Угадал Витюшка. Но  это не всё. У того рисунка гипсовой
головы бвыли ГЛАЗА. Да, вот эти два полушария с дырочкой были Гла-за-ми.
Они смотрели. И так же грозно, как экзаменатор. Во!
   Конечно, вся комиссия рассмеялась, и парня приняли. Учиться. По-
настоящему.
   Витюшка поначалу робел. Все вокруг такие у-умные, а он из дальнего далека.
Все всё умеют, в школах художественных учились, а он по альбомам, которые
ему дядька из Москвы присылал. Все книги-романы из хрестоматии знают, а он
только что не одну Муму. Но осмелел и освоился, читать много стал, а рисовать
начал так правильно, что его в пример ставили, мол, смотрите, какие линии
верны, а какие писать не надо. И уже вопросы задавал всё более трудные и
каверзные. А для чего же он сюда учиться приехал? Чтобы знать!
   И произошла у него стычка с фарфоровой дамой. Не сказать, чтобы у них были
какие-то конфликты. Витюшка даме даже нравился любознательностью, а сам он
её не особенно замечал. Рассказывает, ну и пусть рассказывает. Иногда даже
интересно. Задала вопрос, ответил, и ладно. А уж чашку срисовать? Хм. Дела-то
того?
   А спор получился вот какой. Был урок то ли по майолике... А нет, что-то
троянское. Принесла фарфоровая дама свои чашки-тарелки. Сама когда-то их
привозила откуда-то от южных славян, дорого они ей достались. И давай красоту
расхваливать. Тут же показывает слайды балканские. Горки их невысокие,
речушки. Костюмы, домики и такого рода фотографии. Расхваливает вовсю,
а Витюшка скучает. Нахально, прилюдно.
   Вот дама и спрашивает:
   - Что-то у нас Виктор скучает? Неинтересно, наверное.
   Тот в ответ:
   - Да нич-чо. Хорошая деревенская посуда. Я бы из такой стал есть.
   - Как? Это же красота такая?
   - Угу. У нас в деревне по сараям валяется. Никто не пользуется. А моя
мама, правда, на полочке держит. Мне тоже нравится. Но - ничего такого...
   - Это же культу-ура. История. Ремесло.
   - Я сюда для другой культуры приехал. Для настоящей, а такое и у нас есть.
   В общем - "слово за слово". Откуда этому недорослю было знать, как
достались фарфоровой даме те образцы? Как бережно они упаковывались!
(Известна же "смелость" аэропортовских грузчиков.) Сколько было на них
истрачено? Весь запас денег на поездку вкупе с премией. Перегруз багажа.
Конфликт при оформлении (что везёте?). Такси и грузчики на вокзале (дама-то
хрупкая). Голодные сутки, да нет, почти двое. Перелёт, зал ожидания, поезд,
дорога от узловой до нашего городка...
   А Витюшка - заводной малец, упёрся. Разволновалась фарфоровая дама до
кончиков волос и раскрылась. Весь тот фарфор, которым она защищалась
от "скверны сего мира", не выдержал напряжения. Пошёл трещинами и стал
осыпаться. На одежде ещё держался, он, ведь, гибким был а лицо открылось.
Всё. Слабой, нежной, детской кожей. Кожей, которая болела, как после кипятка.
    Фарфоровая дама схватилась за лицо руками и выскочила из студии. И из
фабричной школы. Только прижала под левым локтем пальто и побежала по городу.
Бегом, хотя у нас мимо фабрики автобусы ходят часто. Закрыв лицо руками.
И только около дома раздвинула пальцы и одним глазом разглядела свой
подъезд. Взбежала на этаж. Дома, не раздеваясь, упала на диван. Лицом вниз.
   Дама не пришла в школу на другой день. Благо, её занятий не было.
Не пришла и на третий, хотя занятия были. Незащищённое фарфором лицо болело
нестерпимо. День на пятый, после выходных раздался звонок. Нет, не раздался,
а выстрелил. Как какая-нибудь канонада.
   На пороге стоял... Правильно, Витюшка. С огромным букетом роз. Зимой. Где
он их в нашем городке достал? Он стоял, испуганный и неловкий. И что-то
произносил. Было только понятно, что неумело извиняется.
   - Входи, - первый раз на "ты" сказала фарфоровая дама.
   Они потом долго пили настоящий чай из настоящего китайского чайника.
Витюшка рассказывал о красотах своих дальних мест.  Впрочем, такой же лес,
такие же ели и сосны. Такие же реки и речушки. И вода зимняя такая же, и вода
летняя. Но у него горели глаза! В общем, расстались без обид.

   После беседы мало что изменилось. Дама не перестала быть фарфоровой.
Правда, она всё-таки тренирует себя, чтобы её защита не была слишком крепкой.
А Витюшка остался таким же взъерошенным. Правда, дама на занятиях, проходя
мимо недоросля останавливается, смотрит на линии и штрихи, которые он наносит
на бумагу. И ей хочется пригладить его непокорные волосы. Но нельзя. Фарфор -
дело тонкое.