Мистические подарки русских сказок. 5

Виларен 2
Древние славяне — раннесредневековые славяне, в период расселения славянских племён, примерно с VI по VIII вв.
Примерно в V веке началась славянская экспансия, как полагают, с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо-восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направлении верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают, по мнению некоторых исследователей, на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II—IV вв.).
В то время как западное и восточное направления экспансии славянских племён восстанавливаются по археологическим данным, южное хорошо задокументировано в свидетельствах византийских авторов. Данная статья составлена, в основном, по эпиграфическим источникам, описывающим именно южных славян.

То есть, согласно мнению автора славянская мифология сложилась между V  и VIII веками? Я понимаю, что Ключевской авторитет, но он жил уже столетия назад, но не знает новых исторических данных и не был свидетелем тех событий. Так что всё же его мнение не может перевешивать современных данных. А данные говорят, что славянская мифология имеет куда более древние корни, чем тёмные Века Средневековья. И к моменту расселения Баба-Яга была уже древним и отмирающим персонажем. Который ожил только при встрече с более примитивными культурами. Например тех же финнов, мордвы, марийцев.

«Помните, во многих сказках у Ведьмы есть сестры? Каждая из них предлагает герою свои испытания. Чем старше сестра, чем ближе она живет к Тридесятому Царству – тем сложнее и опасней ее экзамен, но тем более ценен последующий подарок и совет. Так и есть! Яга многолика, и на пути к Восамлению нас ждет не одна встреча с ней. Старшая сестра – Яга-Богатырша, живет у Калинового моста на реке Смородине, что отделяет в мифах мир живых от мира мертвых или, в психологическом смысле, Сознание от коллективного Бессознательного.
Смородина – аналог древнегреческого Стикса, который простому смертному предстоит преодолеть по дороге на «тот свет», а Герою – на пути в Тридесятое Царство, откуда он обязательно должен вернуться в Явный мир, но уже не в качестве «Ивана-крестьянского-сына», а в качестве Царя собственной судьбы. Смородина нередко упоминается в сказках и в заговорах, но там она чаще называется просто огненной или смоляной рекой: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Близ этого страшного места и живет самая старшая Колдунья – Буря-Яга или Яга Виевна.»

Помним — выше я привёл массу таких сестёр, встреча с которыми могла переправить в мир мёртвых даже богов.  Правда они кельтские, но они как бы откололись от общего котла не так давно.  Да, река ещё есть молочная. С кисельными берегами. Такое ощущение, что Яга жила по славянской привычке на стрелки двух рек.

«Яга-Воительница встречается в южнославянских сказках и, несмотря на то, что она вроде бы старше по возрасту своей лесной сестры, она вовсе не старуха, а удалая степная богатырша, мать, жена или сестра убитых воинами змиев. Она ездит верхом на коне, носит латы и обладает мечом-кладенцом, бесстрашно сражается с богатырями подобно мужчине и, чаще всего, одерживает в этих схватках победу. В отличии от Змия, что бьется с богатырями единолично, она возглавляет целое войско. Если Воительница застает Героя, прячущегося в ее избе, она избивает его до полусмерти, вырезает из его спины ремни или лишает зрения. В некоторых сказках такая Яга выступает еще и как мать Змиев – главных противников богатырей, похитителей их жен или матерей. Чаще всего Герой сражается сперва именно с сыновьями, а уж потом с самой Ягой, как с самым опасным врагом.»

А потом посмотрим на кельтский пантеон и найдём там массу драчливых женщин, в том числе и сестёр таких забавных существ как фоморы. Вот уж где змеи. В том числе и так сказать не оборотней, а так сказать реальных, не оборотней. И мать (или всё же бабка) у них была очень драчливая богатырша. И степняки тут скорее всего новая сусаль на старой резьбе.

«Такое родство показывает тесную связь Яги со змеей. И, действительно, существует гипотеза, что этимология ее имени, возможно, восходит к санскриту: «ahi» – змея. Также и в ее одноногости (костяная нога) некоторые исследователи видят сходство со змеиным хвостом. В мифологии многих народов можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змей. Например, по белорусскому преданию черти – хромые, имя главного из них «цмок» (змей). Однако другие этимологи связывают ее имя уже с другим санскритским корнем: «йагья» – жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводят как «отшельник». Что ж, ни в том, ни в другом случае не поспоришь: Яга-отшельница, что проводит обряды инициации и жертвоприношений – это Лесная Колдунья, а Богатырша, связанная со змиями – Степная Яга.
Дорогой Читатель, чтобы перейти непосредственно к сказкам и реконструированным мифам о Яге-Богатырше Буре Виевне, сведений о которой, увы и ах, чрезвычайно мало, нам придется сделать небольшое историческое отступление, иначе нам ни по чем не понять ее архетипическую сущность.»

Я приводил уже совершенно иные мнения филологов. Так что приведённая гипотиреоза крайне противоречива: арии отделились ЗАДОЛГО до выделения тех же кельтов, так что ссылки на степное происхождение Яги и на её санскритское имя предполагает, что минимум 4000 лет было имя, а потом появился персонаж? Не уж то такое возможно?  Ну а белорусский цмок — это весомый аргумент рядом с санскритским происхождение: связь была потеряна минимум за 4000 лет до ВОЗНИКНОВЕНИЯ белорусского этноса.

«Комплекс сказок о Яге-Воительнице, где она либо воюет с главным героем, либо, напротив, оказывается его помощницей, после того, как он нанимается к ней в пастухи, Рыбаков соотносит с эпохой праславянско-сарматских взаимоотношений около рубежа нашей эры[2]. Яга в ее южном варианте владеет стадами кобылиц, повелевает степным, часто девичьим, войском, ее железная ступа очень напоминает скифские и сарматские походные котлы. Действие таких сказок часто переносится на берег моря, где стоит дом Бабы-Яги, окруженный 12 шестами: «На одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»[3]. Такие шесты с черепами врагов, по описанию Геродота[4], можно было встретить у тавров в Крыму: «У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов <...> тело жертвы сбрасывают с утеса в море <...> голову же прибивают к столбу». Одним из помощников Героя является орел – степная, горная птица: «Ну, пойди же ты за тридцать озер; там стоит на куриной ножке избушка, а в избушке живет яга-баба; у ней есть орел-птица, и она тебя вынесет»[5]. В общем, «Все признаки ведут нас на юг, к черноморским землям, занятым некогда "женоуправляемыми" сарматами», – пишет Рыбаков[6]. «

А теперь возьмём комплекс представлений о Фрейе, которая забирает себе ПЕРВОЙ половину павших, плюс руководит войском дев и задам вопрос: к каким сарматам относится этот сюжет? Тем более Фрейя родом из ванов. Учитывая её брак с Фейером, то скорее всего это озеро Ван, а Фрейер и Фрейя скорее всего имеют ближневосточные корни. Ну ни как не сарматов. И следы ведут так же на юг.

«Нельзя сказать, что сарматами безраздельно правили женщины. Однако сарматки действительно одевались как мужчины, ездили верхом, ходили на охоту и в военные походы. Гиппократ, современник Геродота, рассказывает следующее: «Воинственность сарматских женщин выражалась, между прочим, в том, что девушка выходила замуж не прежде, как убив хоть одного неприятеля, потому некоторые женщины оставались девственницами до старости. Они ездят на лошадях, стреляют из лука, мечут дротики, сражаются с неприятелем, но только до замужества <…> У женщин нет правой груди, потому что вскоре после рождения матери выжигают своим дочерям правый сосок раскаленным медным орудием, так что правая грудь утрачивает способность расти, и вся сила и изобилие сосков ее переходит в правое плечо и руку»[7].
Итак, сарматы – это ираноязычные кочевые племена раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), заселявшие территорию современной Украины и Казахстана. Этот народ упоминается Геродотом, который сообщает, что он происходит от амазонок, которые выходили замуж за скифских юношей[8].»


О-ох, грехи мои тяжкие. А ни чё, что тогда славян ещё просто НЕ БЫЛО????  И сарматы жили вплоть до Алтая. Но при этом не имели ни каких контактов с ареалом обитания прославян? У них был тырнет или они умели телепатически воздействовать? И как это увязывается с санскритским именем? Или можно доказывать всё. Сыпя доводы, противоречащие один другому?


«Что же касается происхождения самих скифов, автор первого в мире исторического трактата дает две теории. Одна из них собственно скифская, и мы рассмотрим ее чуть позже, вторая версия – греческая, согласно которой скифы считались потомками самого Геракла. Эта легенда отражает глубинный пласт истории, идущий от самой ледниковой поры, от времен начала скотоводства. Миф говорит о том, что однажды в поисках стада волшебных коней Герой попал в землю Гилея, где встретил полудеву-полузмею Ехидну. Она согласилась вернуть Гераклу потерянное стадо в обмен на ночь страстной любви. От этой любовной связи Ехидна родила троих сыновей: Агафирса, Гелиона и Скифа. Геракл не пожелал забрать детей с собою в Грецию, как просила его змеехвостая дева, зато оставил свой лук, тетиву которого мог натянуть лишь настоящий Герой, и посоветовал устроить состязание среди сыновей. Победителем стал младший из братьев – Скиф, от которого и пошли все скифские цари[9].»

А как история про зоофилию стыкуется с историческими фактами? И ни чё, что Геракл герой минимум на 500 лет старше самих сарматов? Не надо историю доказывать через мифы — они всё же относятся к культуре. А не фактам. Первые чествования олимпиков относятся к 776 году до нашей эры. Это на 200 лет раньше появления самих сарматов. А игры проводились значительно раньше. И были учреждены тем самым Гераклом.



«Но причем же здесь наши непосредственные предки – славяне? Дело в том, что страна Гилея, согласно Геродоту[10], это лесная зона Скифии, населенная мирным племенем сколотов или борисфенитов (от греческого названия реки Днепр – Борисфен). Жители левобережного Борисфена, в отличии от кочевых скифов, вели оседлую жизнь, во времена Геродота (V в. до н.э.) они уже занимались развитым земледелием и даже вовсю экспортировали пшеницу самим грекам[11]. Именно сколотов-борисфенитов и принято считать прямыми предками славян. Интересно, что по некоторым данным. Гилея почиталась у скифов священной рощей, в которой находилось святилище Гекаты (лунной Богини, греческой «сестры-близнеца» нашей Яги). А по другой легенде, как было сказано выше, в Гилеи обитало существо с туловищем и лицом прекрасной женщины и хвостом змеи – Ехидна. Что ж, и тот и другой персонаж греческой мифологии не сложно соотнести с Бабой-Ягой. По меньшей мере след всех трех хтонических мифических Дев определенно ведет к единому индоевропейскому архетипическому ядру: к Женщине – Правительнице, к матриархальной Богине. Основная разница между Гекатой, Ехидной и Ягой (которые, несомненно представляют собой различные лики одной предвечной Богини) в том, что первая сама уступила место на Олимпе маскулиному Богу; вторая, как и все скифские женщины, после «вступления в брак» с Гераклом отдала царствование сыну; третья – то ли так и осталась безбрачной и бездетной (северная, лесная Ведьма), то ли потеряла мужа слишком рано (южная, степная Яга).»

А ни чё, что рассказы Геродота — ещё не факт, что относятся к славянам? И как архетип Девы может вести к Прародительнице? Как может быть прародительницей бездетная ведьма???? А то что есть не менее забавные прародительницы из мира Мёртвых например в мифологии майя? В общем вопросов масса. И все они не сходятся ни в пространстве, ни во времени. Да-да, у людей общее происхождение и одинаково устроена голова. То есть остаётся предположить, что они все одинаково бредят. Хотя психиатры говорят, о том. Что бред — крайне национальное явление.  А вот мнение энциклопедии:



Этногене;з славя;н — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.
Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I—II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой[1].
Археологи определяют как достоверно славянский ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским. Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из праиндоевропейского (или из языковой общности более низкого уровня) в широком диапазоне от 2-го тыс. до н. э. до рубежа эр или даже первых веков н. э.
Происхождение, история формирования и ареал древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.»

То есть между Герадотом и этими самыми змеехвостыми девами лежит минимум лет эдак 500, а между Герадотами и славянами ещё тысяча. И возникает вопрос: где ходил этот образ всё это время?
«Теперь пришло самое время сказать о второй версии происхождения скифов, упомянутой Геродотом. Позволю себе процитировать первоисточник: «По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис (Кола-ксай – «Солнце-Царь» – прим. автора). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему»[12]».

История милая. Осталось понять, какое отношение всё это имеет к славянам? Скифы — собирательное название разных по происхождению КОЧЕВЫХ народов, ареал жизни которых был от Алтая, а может и далее к Китаю и до Венгрии. По уровню точности оно сравнимо с басурманами и варварами. Выводить из их славян, что предпочитали жить в лесах, всё одно, что считать родственниками верблюдов и оленей, на основании того, что на обоих ездят верхом. Тем более что ареалом формирования славян считается верхнее поднепровье и Белоруссия. То есть страна болот и лесов, ну ни как не степей.  Причём когда упоминаются даже возможные предшественники праславян — венеды, это уже II век нашей эры, от скифов осталось одно название. И даже по галлогруппам наша родня — германцы, кельты, а в новгородчине — ещё и финны. А учитывая, что именно новгородский диалект стал общерусским, то русские — это смесь славян и финнов. С соответствующими тараканами в головах. Ну ни как не погонщики степных кобылиц: у русских очень мало галлогруп характерных именно для монголов. Так что приведённые племена могли быть — если отвлечься от того, что тама много всякий странных племён, одними из предками, но до рубежа эр это ЕДИНСТВЕННОЕ упоминание о них. И вероятность того, что они сохранили свою идетичнось достаточно мала. А уж рассказ про то, что царь — это точно славянское вызывает только умиление: Володимир Красно Солнышко и то часто именовался КАГАН.


От мифа о Таргитае, как предполагает Б. А. Рыбаков[13], в русском фольклоре остались два упоминания: древнейшая довладимирская былина, чудом дожившая до наших дней, о богатыре Тархе Годиновиче (которую, на мой взгляд, будет наиболее уместно рассматривать в главе о злокачественной Аниме), а также сказка «О трех царствах», где главному герою во всем помогает старый богатырь Тарх Тархович, ослепленный Ягой. Эта сказка, по мнению исследователей, является самой популярной сказкой в русской устной традиции и, по видимому, самой древней. Не считая греческого мифа о Ехидне, это, несомненно, древнейшее «зафиксированное доказательство» деяний Бабы Яги. Однако подробно рассматривать эту сказку в данной главе мы не будем, она пригодится нам в дальнейшем. Скажу лишь о том, что одним из эпитетов Яги в нескольких вариантах, собранных Афанасьевым, является «ехидная старуха», что опять-таки дает недвусмысленный намек на ее ближайшее родство с греческим персонажем. Также невозможно не упомянуть о том, что в этой сказке Яга либо лишает ног, либо ослепляет старого богатыря Тарха, либо, в самом «бережном» варианте избивает его и вырезает со спины ремни. Однако позже герою удается победить Ведьму, заставить раскрыть ему тайну живой и мертвой воды и получить от нее либо меч-кладенец, либо волшебный всевидящий шар, либо просто мудрый совет, который помогает ему спасти плененного Царевича. Важно сказать о том, что в этих сказках ни слова не говорится о том, ни кто такой сам Тарх Тархович, ни откуда он взялся подле молодого Царевича, ни кто такая Яга, ни почему она борется с богатырями.»

Всё это потому, что слушателям и так всё было понятно — ни где же не объясняется, кто такой волк и откуда он взялся? Ну так вот, былина о Тархе, он же Ставр Годинович, происходит как раз в Киеве, да и татары тама упоминаются. Ну а меч-кладинец, нас отсылает как раз в железный век и подальше от скифов, вооружённых некрупными кинжалами. Куда? Да к кельтам и германцам — единственных носителей крупных мечей как в бронзовом, так и в железном веке. Опять мимо. И даже если упомянуть не столь популярные рассказы, то получим мы только свидетельство, что там что то было. В конце концов в древнерусской литературе упоминается и Александр и даже Навуходоноср. Хотя это ни значит ровным счётом ничего. А уж то, что далёкая Индия была Страной Веры вообще удивительно — телом русские там побывали только в позднее средневековье.


« И здесь самое время еще раз вспомнить схему развития религиозно-мифологических сюжетов, предложенную Проппом, которую я дерзнула ранее несколько расширить:  
1. Тотемизм: реально существующий обычай. Это те самые сарматские женщины-воительницы, описанные Гиппократом.
2. Переходный период во время возникновения землепашества: религиозный обряд. Можно предположить методом экстраполяции, что такие женщины проводили некий особенный обряд инициации, где, судя по всему, имели место и избиения, и сдирание кожи со спины, и, возможно, временное символическое лишение зрения будущих воинов.
3. Политеизм: миф. Славянский миф о Бабе Яге и Таргитае или любом другом богатыре или боге, к сожалению, не сохранился.
4. Монотеизм: сказка. Собственно «Сказка о трех царствах» или «О слепом и безногом богатырях». «
Я фигею: я дерзнул модифицировать коня и отрезать ему круп. И получил лошадь Мюнхаузена. Значит рассказы Мюнхаузена — правда.

Теперь по пунктам: где хоть какие то доказательства того, что у сарматов был тотемизм? Или они сами тотемы?

У Герадота УЖЕ рассказано о землепашцах, а лингвисты говорят, что сельское хозяйство возникло ДО отделения кельтов, то есть пункт два предшествует пункту раз. Плюс ещё ни кто не доказал, что они хоть как то связаны..

Какой миф о Бабе-Яге и Таргитае можно смотреть, когда последний прародитель скифов и сын Зевса? А отсылка к не сохранившемуся мифу вообще шедеврально.

Монотеизм наличествует. Вот только из какого места Библии можно вывести сказку о Трёх царствах?

«Очевидно, что нам, как минимум, точно известна первая и конечная точка развития архетипического сюжета о Яге-Воительнице. Самая большая лакуна появляется в переходный момент от политеизма к монотеизму, те есть в эпоху князя Владимира, когда большинство старинных мифов, как мы уже знаем, были переписаны под влиянием новой религии. «Если одно и то же явление с одинаковыми характерными признаками мы наблюдаем на протяжении известного промежутка времени и если мы знаем его достоверно только в двух конечных точках, то мы имеем право экстраполировать его на промежуточные отрезки», – пишет Рыбаков[14].»

Осталась самая малость: доказать, что это одно и то же явление. А то единственное доказательство — архетип. Вещь сама требующая доказательства.

То есть в нашем случае мы имеем полное право предполагать наличие настоящих мифов о Яге-Воительнице с Богами и Героями и в промежуточную эпоху Владимира, и в более ранние исторические времена. И вот теперь наконец (Читатель, прокричим троекратное «ура»!) мы можем заканчивать исторический экскурс и переходить непосредственно к нашей главной теме.

Можем, только беда — я не знаю записей их. А сказка связана с мифом, но примерно как в рассказе Лошадиная фамилия. Но ура я могу прокричать: я так устал разоблачать глупость.


«Если в зафиксированном письменно мифологическом материале и могут быть лакуны, то в бессознательном таковых не бывает. Душа, в том числе и народная, этническая, во что бы то ни стало заполнит пробелы архетипическим материалом.»

А почему Асов, а не фентези? Уровень достоверности в последней выше. А уж из фентези можно вывести такие рассказы про Бабу то. Ягу значит. А уж если привлечь панк-оперу Сектора газа!!!!   Да-да. Я тоже слушал Сектор газа.

 



В данном случае нам даже не придется додумывать мифы самостоятельно, мы можем обратиться к «неоязыческому» творчеству А.И. Асова, известному, пожалуй, не в меньшей степени, нежели многие настоящие фольклорные произведения. С его «Птицей Гамаюн», вероятно, знакома куда более широкая часть читающей аудитории, нежели с Тархом Годиновичем или же с Магурой. Историки и филологи признают его переводы якобы древних славянских текстов подделкой. Что ж, с точки зрения этих наук, такие выводы, по всей видимости, абсолютно справедливы. Но вот для аналитического психолога историческая достоверность его источников вовсе не является принципиальным вопросом. В бессознательном отсутствует категория времени, в нем нет ни понятий исторической давности, ни, тем более, достоверности или же фикции. Современный человек продолжает оставаться мифотворцем в не меньшей степени, чем его предки из далеких времен. Право слово, кто отнял право у современных авторов писать о том, чего просит душа? Единственно, выдавать собственные произведения за древние славянские тексты, пожалуй, лишнее. Но все же, для души этноса, на самом деле, не имеет никакого значения, когда и кем были написаны «Велесова Книга», «Песни птицы Гамаюн» или «Книга Коляды». Более того, такое явление как современное мифотворчество или неоязычество, как религиозное течение, лишь доказывает нашу теорию о том, что с принятием христианства славянское язычество, и как понимание мироустройства, и как система мифов, так и осталось незавершенным. И, что не может не вселять надежду и оптимизм, славянская душа требует завершения гештальта, заполнения лакун в народной памяти. Именно этим и объясняется и большая популярность книг Асова – современного Баяна, «велесового внука», и то возмущение, что они вызвали в научном мире – мире Логоса. Даже если все его произведения – плод фантазии, его собственной или позаимствованной у более ранних авторов (в XIX веке также появилось много «псевдоязыческих» текстов – «Ярилина книга», «Тризны Бояновы» и прочее, многое из которых Асов позаимствовал), это в любом случае продукт коллективного бессознательного. Писатель, в том числе и ваша покорная слуга, лишь придает ему удобоваримую форму, доступную для восприятия.