Прогулки по Французскому...

Наталья Симисинова 3
Прогулки  по  Французскому …

И опять  нагрянула зима.  Как  всегда  внезапно.  Как  болезнь. Еще  вчера  была  осень  и  лил  многодневный  дождь,  как  лил  он,  наверно, во  времена  Потопа. Я  засыпала  и  просыпалась  под  его  звуки и, казалось, он  не  прекратится  никогда.  И  придется  строить  лодки или  лезть  на  крыши  многоэтажек. Когда  море  выйдет  из  берегов. И  наступит  конец  всему,  потому  что  природа   от  нас  устала  и  ничего  лучше, как  просто  смыть  нас   дождем,  она  придумать  не  смогла.  Так, или  примерно  так , думала  я, пока лил  этот  холодный  прозрачный  дождь и  капли, стекая   по  стеклу, образовывали  сложные  узоры.
…А  сегодня  выпал  снег. Он  выпал  ночью и  успел  укрыть  землю тончайшим слоем, отчего  мир  стал  белым, нарядным,  холодным. И  в  комнатах  сразу  стало  очень  светло. Маленькие  сугробчики образовались  у  кромок  тротуаров и  желтые листья-знаки прошедшей  осени- вмерзли  в  лужи.
     И  вот  я  иду  по  Французскому. Как  всегда –от  музкомедии в  сторону  Аркадии,  по  левой,  обязательно  по  левой  стороне. Как  в  юности  ,  в  семнадцать  лет,  мы  толпой  шли  в  Отраду, тоже  по  этой  стороне.  Я  закрываю  глаза   и  начинаю  прислушиваться: вдруг  звуки  над  бульваром оттают   и  я  услышу   свой  смех тридцатилетней  давности. И  голос  того  мальчика,  с  которым  мы  учились  целоваться.
   Вот  так  всегда. Как  только  я  вступаю  на  бульвар- сразу  возникает  ощущение,  будто  я  вернулась  на  родину  после  долгого  скитания.
   Вначале  меня  завораживает  сам  процесс   движения. Звенят  каблуки  по  промерзшему   асфальту,  ветер  гонит   остатки  ярких  листьев вперемежку  со  снегом. Над  бульваром,  как  голубая  река-  выстуженное  первыми  морозами  небо. Оно  течет  в  вышине  параллельно  бульвару.  Его  резко  перечеркивают  ветви  с  кое-где   трогательно-сохранившимися   листьями.  Они  изо  всех  своих  малых  сил  цепляются  за  деревья. Им  зябко  и  страшно.  Оторвешься-  смерть. «…Непонятно,  на  что  они    надеются,-  думаю  я. –Их  лето  закончилось,  им  пора  давно  лежать вместе  с  остальными в  вонючих  мусорных кучах  среди  крыс  и  червей.  А  вот  ведь  трепещут,  надеются  на чудо,  сигнализируют   кому-то:  мол,  мы  еще  живы,  в  нас  еще  есть  сок, посмотрите,  какие  мы   красавцы…»  Это  листья-  оптимисты,  я  подхватила  один- только  что  упавший, прикрепила  к  пуговице- получился  оранжево-красный  орден   , и  побрела  дальше по  бульвару,  всматриваясь  в  его  перспективу.
      У Бульвара   есть  начало  и  конец.  Как  и  у  всего  на  свете. Как  у  жизни. Кто-то  уже  сказал,  что  жизнь  похожа  на   белую  нитку, выдернутую  из  темноты   и  в  темноту  уходящую  Мое  движение  по  Бульвару  похоже  на  движение  по  реке  Времени.  Я  плыву,  вспоминаю,  чего-то  жду…

   …А  дело  было  так. Собрались  мы  как-то,  четыре  подружки,  у  Нельки,  что  живет  здесь,  на  Французском,  и  устроили  девичник. Мы  устроили  в  тот  вечер   праздник  сердцу-  никаких  мужчин,  никакой  готовки, ведь   им  бы  только  пожрать  и  напиться. А  у  нас  ;чай,  кофе,  ликер,  конфеты,  пирожные. Вот  напились  мы  кофею с  ликером и  взгрустнулось  нам  немедленно и  захотелось  песен  и  душевных  разговоров.  А  после  того,  как   Алуська  с  Ленкой прокричали  любимую  нами:

       На  тот  ба-альшак
       На  перекресто-ок
       Уже  не  на-а-до
       Больше  мне  спеши-ить
       Жить без  любви-и
       Быть  мо-ожет  проста-а-а
       Но  ка-ак  на  све-ете
       Без  любви-и   пра-ажить? 

-то  романтичная   Нелька, которая  уже   пять раз замуж выходила  и  сейчас  опять  одна,  но опять  шарит  по  сторонам  глазами,  объявила: «Вы,  девки,  как хотите,  а  я  без   любви –таки  жить  нельзя!  И  сколько  бы  меня  не   обманывали,  а  я  все  равно  жду,  потому  что  начало  любви -это  такая   радость, такая  наполненность, такая обостренность всего, все  вокруг  и  впрямь   голубое  и  зеленое…И  жить  становится  так  интересно…Может быть, смысл  жизни в любви, а?»- доверчиво  посмотрела   она  на  нас своими  огромными  голубыми  глазищами с  сильно  накрашенными  ресницами(она  их   так  красит с  тринадцати  лет,  красила,  даже  когда  была  замужем  за  арабом и  муж  ее  никуда  не  выпускал.  Но   она все  равно  гуляла  по плоской  крыше  своего  домика  с  сильно  накрашенными  ресницами).
-Нет,- ответила  жесткая  Людмила,- сегодня   мы  о  красивом  говорить  не  будем.  И  хоть  Нелька права  и  каждая  баба  в  глубине  души ждет  своего  прынца,  но  прынцев   на  всех  все  равно  не  хватит.  И  я  не  стану  говорить  о  начале  любви,  я  расскажу  вам  о  ее  конце,  хорошо?
-Потому  что  я  давно  поняла,- продолжала Людмила(красавица,  директор  фирмы, с  персональным  водителем,  со  взрослой  дочкой,   со  все  еще  стройным  длинным  телом), -я  давно  поняла,  что  мне,  кроме  секса надо,  чтоб  я  мужика  этого  уважала, более  того, чтоб  я  восхищалась  им. Слабые  мужики   не  по  моей  части…
   Но  вот   у меня , девочки,  такой  случай   в  жизни  произошел.  Был  у  меня  красивый  роман с  очень  известным  в  городе  человеком.  Роман  продолжался   с  перерывами  лет  пять. Были ссоры,  расставания, ношение  на  руках, огромные  букеты роз,  катание  в  круизы,  купания  в  ночном  море  на  Кипре и  т.д, и  т.д. Полный  джентльменский  набор и  каждый  раз  при  этом   была  такая  обостренность   чувств,  такое  ожидание,  такой  праздник.  А  потом  вновь  будни  , серятина,  работа.  Номера  в  гостиницах…И  пару  раз   мы  с  ним  встречались на  квартире  у  какого-то   его  приятеля,  он  ключи  брал  и  меня  приводил.   А  в  тот  раз он  мне  ключи  с  водителем  передал и сказал :  через  час,  полтора , буду. У  меня  очень  важная  встреча. Машина  меня  привезла  и  уехала.  А  я  осталась  одна  зимой на  чужой улице, у  чужого  дома.  Было  это днем -часа  в  два. Что  меня  и  спасло, наверно. Люди  на  работе  были.  Я вошла  в  подъезд,  счастливая,  предвкушающая свидание  и  вдруг  поняла, что  не  помню  номер квартиры.  Этажа  тоже  не  знаю-  меня ж  на  лифте  все  время  возили…А мобильных  тогда  еще  не  было…
     -Вы  знаете,  девочки,  никогда  не  забуду,  как  вначале,  еще  сгоряча, еще  улыбаясь, я  звонила  во  все  квартиры и  , если  хозяева  не  выходили- пробовала  открыть  двери. Попробовала  эдак  квартир  с  десяток.
    И,  наконец,  когда  я  квартиру  нашла, я, конечно,  была  вся  мокрая,  взъерошенная- со  мной  ,  тут  же, едва   я  порог  переступила, началась  истерика.  Я  вдруг  представила,  что  меня  застукали  за  открыванием  чужих  дверей,  что  вызвали  милицию, мое  имя,  чужая  квартира,  любовник, которого  каждая  собака  в  городе знает…
    Мне  стало  отчаянно  стыдно.  Ощущение  стыда  и  злости.  Я  прямо-таки  упала  на какую-то  там  скамеечку  в этой  чужой  прихожей  и  начала  рыдать  навзрыд. Слезы  оказались  так  близко, что  потекли  в  два  ручья.  Я  рыдала  о  своей  загубленной  жизни,  о  том, что  так  не  повезло  мне-  так  и не  встретился   единственный  мужчина-моя  половинка.  Что  так  и  нет  плеча, на  которое   я  могла бы  опереться, и  я  все  одна  и  одна,  перед  этой  жизнью,  такой  жестокой, и  ночью одна  в  пустой  постели и  прижаться  не  к  кому,  когда  мысли  о  смерти  одолевают.
    Короче, я  выплакала  из  себя   самое  сокровенное, в чем  раньше  не  посмела  бы  признаться  себе.  Я  поняла,  что  грядущее  свидание   не  спасет  меня   от  одиночества, и  рыдала  от  того, что  так  унизительна  любовь  на  чужих  постелях.  И  мне  вдруг  отчаянно  захотелось  домой, к  дочке,  к  маме, под  теплый  плед,  к  моему  желтому  торшеру…
     Я  вымыла   глаза, напудрилась  и  ушла.  Причем, с  огромным  облегчением  захлопнула  ту  дверь…
   Людмила  замолчала и  долго  прикуривала в  темноте. В  комнате  стало  очень  тихо,  только  мелькали  светлячки   сигарет…
-А дальше  что?
-А  ничего.  Он  искал  меня  до  поздней  ночи,  но  я отключила  телефон.  Утром  передала  ему  ключи  с  водителем.  Он  звонил, он  приезжал. Так  закончилась   моя  очередная  любовь…
             

   …Я прошла   мимо  Нелькиного  дома, в  котором   мы тогда   до  утра  проговорили  о  любви и  все  никак  не  могли  остановиться.  Хотя  это  были  почему-то  грустные  разговоры…Я  все дальше  и дальше   шла  по  Французскому и  мысли  о  любви постепенно  сменились совсем другими.  Я посмотрела   на  равнодушное  голубое  небо  и  подумала,  что  оно  все  так  же  будет  голубеть,  когда  никого  на Земле  не  останется. Оно   будет  голубеть,  когда   исчезнет  Бульвар, и  Город, и   забудутся  имена всех, кто  жил   когда-то…И  останется только   культурный  слой шириной  чуть  больше  полуметра.
     Конечно, такие  пессимистические размышления   не  могли  возникнуть  сами  по  себе.  На  них  меня   навел   разговор  по  телефону с другом-профессором.
-  Ну  что  вы, право, как  в   семнадцать, все  ищете смысл.  Да  нету  его. Поверьте  мне! Все  уходит  в  ерунду,  в  добывание хлеба, или  благ. В  никчемушное барахтание. И  заканчивается   скучно: играют  в домино,  в карты с  компом, точат  лясы на  скамеечках, смотрят   сериалы, сидят на  балконах и  считают  машины.  Человек  превращается   в  растение. Поесть-поспать….И  не  надо  задумываться, все  равно  не  найдете  ответа.  Никто  не  нашел. Одни  говорят- в  любви. Но  она  не  спасает  от  старости  и  одиночества. Другие- в  творчестве.  Но  ни  картины, ни  книги тоже  не  спасают.  Третьи-  в детях. Дети  уходят и  не  всегда  подадут  воды…Четвертые, у  кого  есть  деньги- путешествуют  до  одурения…Поэтому не  ищите  смысла. Помните: многие  знания- многие  печали…Или  еще:  блаженны нищие  духом,  ибо  их  есть  царствие небесное…Я вот  думаю-  смысл-  остаться  человеком…
               
       Тем  временем я  подошла  к  переулку,  в конце  которого виднелся  квадратик  моря.  В переулке  этом  в  дни  выборов  жил  один  из  претендентов  на  пост  мэра. Мы  гуляли  с  ним  по  склону  вдоль  моря   и  размышляли  о  будущем   города. Как  мне хотелось  верить  ему и  думать, что  он-  один  из  спасителей.   Я обманывала  себя  и  моих  зрителей(в  те  годы  я  работала  на  телевидении),  что  именно  этот  симпатяга,  демократ  и обаяшка сможет  спасти  город  от  разрухи. Как  много  он  обещал(время  было  такое) :  работу,  благоденствие, пенсии, возрождение  промышленности,  помощь  предпринимателям и  т.д. Были  это смутные 90-е…
      На  фоне  всех  этих  обещаний маленькие  люди   пытались  выживать  кто  как  мог.  Они  стояли на  барахолках,  продавая  свой товар  под  снегом и  дождем(  там  я  неожиданно  встретила  среди  продавцов одного  из  своих  любимых  героев-  он  часто  раньше  бывал  в  моих  передач-  один  из  лучших  в городе  учителей  истории), таскали   через  таможенные  барьеры тяжеленные  кравчучки -сумки  с  товарами,   жены их,  пытаясь  спасти   очаги ,  все  варили  и  варили  нехитрую  пищу, а глупая  молодежь,  несмотря  ни  на  что, продолжала   рожать  детенышей…И  все они, весь народ, по-прежнему   были  доверчивы  ,  как  дети, и  по-прежнему,  открыв  рты, слушали  складную  и  сладкую  ложь , и  голосовали   только  за  своего  кандидата и  дрались  за  него,  и  срывали  глотки,  и стояли  с  плакатами. И  все  надеялись  и  надеялись  на  светлое будущее…
   А  что  им  еще оставалось?


    В  тот   короткий  отрезок  отечественной  истории страна с  настойчивостью  шизофреника  осуществляла  очередные  выборы.  Выбирались  депутаты в  парламент, в  мэрии,  в облсоветы, в  сельрады. Мы  словно  помешались  на  выборах. Новоиспеченные  кандидаты мелькали  на  телеэкранах,  устраивали  встречи и  благотворительные  акции,  ездили в  глубинки, чтоб  «дойти до  сердца  каждого».   
   В разгар   этих  выборов  судьба  забросила  меня в  отдаленное  село  на  юге   области. Мы домчались  туда  на  серебристом  джипе  кандидата  за  три  часа.  И  теперь  он  в длинном  черном  пальто  от  Версаче  , с  развевающимся   белым  шарфом, кружил   на  нарядном джипе по  селу, озорно  светя  фарами. Он  был  родом  отсюда  и  ему  хотелось  похвастаться  перед  односельчанами,  помнившими  его  маленьким  пацаном…
   А  село жило  так  же  бедно,  как  и  во  времена Шевченко. И  ничего с  тех  пор  не  изменилось:  та же  тоска  и  уныние. Выкарабкалось  чуть-чуть  при  советской  власти  :  школа появилась,  медпункт, библиотека, работа  была  в  совхозе…И  опять  -темнота. И не  дай  Бог  дождь  зарядит -тотчас  же  грязь непролазная,  даже  в  сортир  пройти  невозможно…  Впрочем,  деревенские  наши  сортиры заслуживают  отдельного  исследования. По  их  виду  сразу  становится  понятно,  до  какой  степени опостылело  все  сельскому люду.
     О  том ,каким  должен  быть  деревенский  туалет, равно  как  и  о  том, какими  станут поля, трактора и прочая  техника, если  все  проголосуют  за  него,- говорил  наш  молодой и  ладный  кандидат.  Ему нравилось  стоять  перед  небольшой толпой односельчан  и  чувствовать  себя  умнее  и  лучше  их… В конце  выступления  он  вручил   каждой деревенской женщине по  огромной  белой  гвоздике, которые  ему  подал  толстый  его  помощник. Женщины  опасливо  брали  цветы  за хрупкие  стебли и неловко  держали  их  своими  , опухшими   от  работы  ,  руками. Но  по  глазам  я видела, что  слушают   они  его  внимательно и хитро, думая при  этом:»Ишь, какой  выискался,  много  вас   тут  нынче ездит.  И  все на джипах,  все обещают.  И  мужиков  водкой  поят, и  бабам  цветочки  дарят…Что  с этими  цветочками  делать?  А  гречку  возьмем…»
  (Забегая  вперед,  скажу,  что  лет  через  пять  пропал  наш герой.  В  полном  смысле  этого  слова.  Шел  жесткий  передел  собственности-  а он   вместе  с  Юлей  владел  частью  энергосистемы.  Они  дружили  еще  с  комсомольских  времен.  Своим  человеком  он  был. Своим  в  доску…Похитили  его  однажды  вечером  во  дворе  его  дома. Здесь, на  Французском  бульваре.  Больше  о  нем  не  слышали…)
    …А  в  конце того  дня,  устав от  дурацких  съемок, я  присела  на скамеечке  прямо  перед  чьим-то  домом. Стояла  такая тишина,  что  я  вдруг  услышала, как  в  чьем-то  дальнем  саду глухо  застучали  о  землю падавшие  яблоки. Напротив  меня  у  своего  домика  сидела  маленькая  старушка  в  темном  платье. Она опиралась на  толстую  палку.  Я внезапно   четко  увидела ее маленькие руки  с грубыми  искореженными  пальцами. И  мне  плакать  захотелось, потому  что  я  представила, сколько  она этими  руками  кукурузы перечистила, сколько  мешков   на себе  перетаскала, сколько  тонн молока   надоила, поднимаясь  глухими   зимними  ночами на  ферму.  А на ферме  сквозняки,  холод  и  коровы плачут  голодные.
     Но  старуха  эта   сидела прямо и  смотрела  спокойно,  словно  знала некую тайну:  все  эти  выборы   пройдут,  и  следующие, и  еще, и  еще, и  парламент  будет  продолжать  заседать, а  весна  все  равно  придет-  и  надо  будет   опять  сажать  картошку. И  все  это  пройдет,  и  народятся  новые  люди,  но  эта  деревенская улица  останется, и  так  же  будут  цвести  по  весне  сады  и  гуляться  свадьбы. И  когда ее  не  станет,  на  этой  скамеечке   будет  сидеть  ее дочь,  потом  внучка.  И  так же  смотреть  на улицу  и  ждать  корову  с  выгона…


     Я продолжала  идти по  Бульвару и  в  надвигающихся  сумерках увидела вдруг вдалеке  белую  мохнатую  шубу  моей  подруги-художницы и  поспешила  прочь. Ну  не  было  у  меня  сегодня  сил  встречаться  с  ней…
  Это  была  полусумасшедшая  моя   подруга,  которая   раз  в  пять-шесть  лет  с  маниакальной  настойчивостью начинала  искать   смысл  жизни.  Тогда  вокруг  нее  все   внезапно  останавливалось.  Ей  обрыдлевала  работа, семья,  дети,  картины.  И  примерно  две недели  в  состоянии  жутчайшей  паники она   то  и  дело  спрашивала  у  всех( прямо  как ребенок  малый!) по  телефону  и  где  попало:  люди, ау, для  чего  мы  живем ,а?  Ну  не  для  того  же, чтоб  работать,  тратить  деньги,  варить  обеды,  делать  шопинг,  заниматься  любовью?
       В  минуты  просветления, сидя  со  мной  в  своей  мастерской  и  перетирая  краски,  она говорила :
 -  Ты  знаешь, иногда  я  понимаю,  что  есть  несколько  причин, оправдывающих  наше   существование.  Вот, например, мы- взрослые   особи  должны  сохранить  и защитить   наших детенышей-  чтобы  жизнь  на  планете  не  прекратилась.
 Но  тут  же  возникает    следующий  вопрос-  для  чего? Чтоб  не  прекратилась -но  зачем? Зачем?-  шептала  она трагически и  заглядывала  мне  в глаза…

   Да, вспомнив   рыжую  свою  подругу,  я  тоже  впала  в  грустнейшее   настроение  и  стала  напряженно  искать   ответы   на  вопросы, поставленные  ею…
   И  когда   я совсем уже  было  отчаялась, вдруг  возник   костер. Он  горел  в  ботаническом  саду беспокойным  оранжевым  пламенем..

…Понимаете, друзья  мои- просто  горит  костер.  Чьи-то  невидимые   руки  из  темноты  подбрасывают  в  него   поленья.  Поленья  разные : большие, маленькие,  из  разных  пород  дерева.  Одни  сгорают  быстро,  другие  живут  в  костре  подольше.  У  каждого  полена   своя  история, свой  лес, свои  воспоминания…
   Вокруг  глубокий  космос.  Вокруг  холодные бесконечные  пространства,  наполненные  пустотой.  И  вдруг- костер,  горячий, оранжево-красный.  Искры  летят  от  него  в  темноту. И  высвечивают то  одну  звезду, то  другую…
  Словно  сигналы  подают  кому-то   за  миллионы   глухих  парсеков.  Другому  такому  же  костру.  Я  здесь, я- живой…
Наталья  Симисинова, 2000г.