Мир движения частной собственности

Елена Киянка
Мир движения частной собственности и движение по её преодолению

Западные ценности, западная культура, разглагольствуя о которых, 20 лет назад советских граждан заманили в капитализм, по существу основаны лишь на движении частной собственности. Всем нам рассказывали и продолжают о том, как чудесно и замечательно жить в рыночном «раю». Но в реальности в нём - очень плохо и жутко. Почему? Почему с расстояния 20 пройденных лет даже недостатки, которых хватало в СССР, выглядят достоинствами? А потому, что ещё советский философ Э.В. Ильенков в своей работе «Маркс и западный мир» отмечал: «Альтернатива, о которой на самом деле идёт речь, - это не альтернатива между «западным» и «восточным» миром с их традициями. Быть или не быть частной собственности – вот в чём вопрос. Такова жесткая дилемма, такова неумолимая альтернатива, перед которой, в конце концов, оказывается в наши дни любая страна, любая нация, а в последнем итоге – и любой индивид. Безразлично где – на Западе или на Востоке».
СССР после революции 1917 года двигался по пути преодоления частной собственности. И недостатки, присущие этому движению, были преодолимы в перспективе, и свидетельствовали лишь о том, что частная собственность в стране не была снята окончательно. Все эти недостатки – лишь не изжитые рыночные атавизмы, доставшиеся стране в наследство от капиталистического и докапиталистического прошлого.
Недостатки же нынешней системы неустранимы в рамках системы движения частной собственности в принципе, поскольку имманентно присущи ей.
Следовательно, западный мир, который нам предлагали как альтернативу, на самом деле не являлся и не мог являться ей. Для культурно-экономического пространства СССР такая, с позволения сказать, альтернатива означала лишь катастрофический откат назад – в тиски господства частной собственности. И, спустя 20 лет, можно с уверенностью сказать, что этот откат оказался даже более катастрофичным, чем можно было предположить.
Безусловно, идти по пути преодоления движения частной собственности нелегко – это ответственность, преодоление трудностей по изменению существующей реальности, бессонные ночи и многое другое.  И возникает иллюзия, что проще и легче двигаться «по столбовой дороге цивилизации» (как внушали людям в период развала СССР). Но историческая практика показывает, что, если преодолевать частную собственность трудно и ответственно, то попасть под колёса этой самой частной собственности – мало того, что смертельно, но и омерзительно, потому что перед смертью приходится валяться лицом в грязи и торговом мусоре.
Движение частной собственности, другими словами – капитализм, предполагает снятие самого себя в качестве своей прямой антитезы – общественной формы собственности. И первый необходимый шаг в процессе этого снятия – присвоение частной собственности статуса всеобщей, т.е. её национализация, огосударствление.
Многие заблуждаются, думая, что этот первый необходимый шаг является единственным на пути превращения частной собственности в свою противоположность. На самом деле первый шаг не есть весь путь. После него должны следовать другие – более широкие и трудные, которые реально превратят частную собственность в собственность всего общества, т.е. «каждого индивида, каждого члена этого общества».
В данном контексте речь идёт именно о конкретном присвоении каждым членом общества всех богатств деятельных способностей, которые овеществлены в материальных богатствах, созданных человеком, но отчужденных от него движением частной собственности.
Именно снятие всех слоев отчуждения посредством преодоления общественного разделения труда есть самое трудное в процессе перехода от капитализма к коммунизму. Именно этот процесс в Советском Союзе сначала затормозился, а потом, в середине 60-х годов ХХ века, и вовсе остановился.
Но поскольку остановка на тракте истории невозможна в принципе, началось ускоренное обратное движение, углубляющее и усиливающее отчуждение. Что, в свою очередь, сделало советское общество чувствительным к восприятию идей, характерных для капиталистического способа производства – «западные ценности», базирующиеся на частной собственности, и антикоммунистическая пропаганда стали ему близки и понятны. А это обстоятельство позволило «горбостройщикам» беспрепятственно провести в стране рыночные реформы.
Для наглядности ужаса происшедшей в начале 90-х социальной катастрофы приведу выдержки из статистики ЮНЕСКО по РФ как самому существенному и самодостаточному осколку бывшего Советского Союза. Итак, Россия занимает 1-е место в мире по величине национального богатства (при любом методе расчёта, как по абсолютной величине, так и на душу населения), но при этом – лишь 97-е место в мире по доходам на душу населения. Почему так, ведь во времена Союза страна входила в первую двадцатку стран по этому показателю? А потому, что сейчас Россия занимает 1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров и 2-е (после США) по их непосредственному числу, т.е. полным ходом идёт движение частной собственности, а в Союзе шло обратное движение. А вот другие показатели, касающиеся человеческого фактора. Сейчас среди 207 стран мира Россия занимает 182-е место в мире по уровню смертности и 1-е место по абсолютной величине убыли населения, т.е. никакой войны - а народ вымирает. А во времена Союза смертность была низка, и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире, а по убыли населения она занимала одно из последних мест – 202-е! Сейчас, как видим, ситуация прямо противоположна. Так же ныне за Россией - 1-е место в мире по заболеваниям психики, по количеству самоубийств среди детей, подростков и пожилых людей (за 20 лет капитализма в России зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств), а так же по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции. Хотя при социализме по заболеваниям психики и количеству самоубийств страна занимала одно из последних мест в мире, т.е. была одной из самых благополучных. О чём свидетельствуют все эти данные? О том, что степень отчуждения человека от всех деятельных сил общества стала максимально высока и продолжает углубляться.
Капитализм был прогрессивен и исторически оправдан, когда являлся выражением развития производительных сил. Сейчас – это не просто тормоз, а – угроза всей человеческой цивилизации, потому что производительные силы уже давно переросли его и требуют иной формы движения собственности и иного способа организации общественной жизни. И эта иная форма не может быть ничем другим, кроме как социализмом – движением по преодолению частной собственности.

2011 г.