Неисповедимы пути Господни. Как я попала в США

Магда Кешишева
   Не думала, не гадала, но жизнь сделает такой крутой вираж, что придётся мне лететь в Нью - Йорк, где к тому времени жила моя старшая дочь с мужем и маленьким сыном. Зять мой учился, а дочка ждала второго ребенка, потому мое присутствие было очень кстати. Дело в том, что я выиграла грин - карту: это тоже было неожиданным. Моя дочура, никому ничего не говоря, заполнила анкеты - на меня, моего мужа, младшую дочь, на родителей мужа - и мне повезло, я выиграла.

   Позвонила наша Яночка и радостно говорит:
 - Мама, ты выиграла грин - карту!
 - Как то есть я выиграла грин - карту?!
 - Так, выиграла! Я заполнила анкеты на всех, и ты выиграла! Мы пришлем все бумаги, быстро собери  необходимые документы и вышли нам. Все надо делать очень оперативно, т.к. времени мало.
 - Хорошо, хорошо, все сделаем.
 - Нужны документы на тебя и папу. К сожалению, на Вику выигрыш не распространяется.
 - Почему?
 - Он касается детей в возрасте до 21 года.
 - Как обидно.

   Мой муж - патриот совершенно не разделил мой восторг. Вообще он считал, что оставлять Родину, как бы тяжело ни было жить, неправильно, что это равносильно измене. Он повторял, что не оставим же мы старую, больную мать или жену и не будем искать им замену, а почему Родину можно легко оставить?!
 - Но ты пойми, пожалуйста, - пыталась убедить его я - это шанс увидеть Яночку, Андрея, Давидика. И потом, скоро родится второй ребенок, а Яна там совсем одна. Я вовсе не хочу навсегда уезжать, но в данной ситуации такая возможность - просто подарок свыше.

   Скольких мытарств стоило собрать огромное количество документов! Даже не хочется писать. Был момент, когда я хотела, грубо говоря, плюнуть на все и отказаться от поездки, но ради внуков продолжила этот марафон по инстанциям.

   Мы с мужем прошли интервью в московском посольстве и получили право на въезд в США. Но муж решил, что пока он не поедет:
 - Ты поезжай на разведку, - сказал он мне. - Посмотри, как там с жильем, работой, потом я подъеду.
   Переубеждать его не имело смысла, и я, скрепя сердце, полетела одна.

   Встретили радушно, дома устроили праздничный обед, Давидик был счастлив. А Андрей сказал:
 - Тетя Ната, давайте пойдем в магазин!
 - Андрей, а зачем сейчас, так срочно?
 - Там увидите, - сказал он, загадочно улыбаясь.
   Пришли в магазин, который находился в пяти минутах ходьбы от дома. Огромный супермаркет поразил всем: размерами, обилием и разнообразием товаров,обдуманным дизайном, белозубыми улыбками персонала.
 - Тетя Ната, я знаю, как вы любите мороженое. Сейчас мы пройдем к отделу мороженого: выбирайте все, что вам понравится!
   Как я могла выбрать! У меня просто глаза разбежались.
 - Андрей, это задание на засыпку. Сам выбери.
 - Хорошо. Вы любите шоколадное, я помню. Сейчас возьмем несколько коробок.
 - Зачем несколько?
 - А они все разные: с фруктами, с печеньем ...

   Все это хорошо, но были вопросы, которые надо было решать. Дело в том, что грин - карта, давая право жить и работать в стране, реализацию этого права оставляла за выигравшим. То есть, буквально, надо было ходить, стучаться в двери и просить работу. Непривычная ситуация.
   Очень скоро я поняла, что диплом даже самого престижного нашего ВУЗа для них значит меньше, чем любой американский лайсенс(свидетельство). И решила я освоить новую специальность. Начала с "подтяжки" английского языка. Мне повезло: напротив нашего дома находилась школа, где бесплатно обучали эмигрантов языку.

   Не скажу, что у меня был хороший английский, но у меня была хорошая учительница английского языка в школе. Она с нами говорила только по - английски. Запас слов у меня был солидный, но начисто отсутствовала разговорная практика. Правда, узнав, что выиграла лотерею, я достала книги, пластинки, словари и многое освежила в памяти.
   Взяла я свои документы и пришла в школу. Любезный китаец назначил мне собеседование через пару дней. Я немного волновалась,  войдя в класс и поздоровавшись. Первым делом я попросила прощения за то, что мой английский далек от совершенства и потому я хочу пройти курс обучения. Затем добавила, что надеюсь, что он ( это был все тот же китаец) меня понял. У китайца даже глаза увеличились в размере, т.к. все это я сказала на английском.

   Какие доверчивые люди живут в Америке! Составляя группы обучающихся, они делали это так, чтобы мы общались друг с другом только по - английски. Поэтому в   группы включали людей из разных стран(правда, китайцев было так много, что по одному посадить их в группы не представлялось возможным). Но они думали, что если я из Армении, кто - то из Украины, Белоруссии или Таджикистана, то у нас нет общего языка общения.

   На первом уроке, молодой, симпатичный мистер Скотт, попросил каждого рассказать коротко о себе: представиться, сказать откуда и с какой целью приехал, какое имеешь образование, семейное положение, какими языками владеешь и т.д. Когда я кончила свой рассказ, который он слушал, порою с удивлением, преподаватель спросил:
 - Вы детство провели в Грузии, там кончили школу, институт, сюда приехали из Армении, а дома говорите на русском. Как это понимать?!
 - Чтобы вам стало понятно, надо начинать рассказ с 1905 года, - улыбнулась я. Давайте, в другой раз.
 - У вас хорошее произношение, откуда?
 - В школе у меня была хорошая учительница.
 - А вы, наверное, были хорошей ученицей.

   Кстати, в моей группе была милая женщина - педиатр из Николаева и очень смешливая воспитательница детского сада из Ленинграда. Каждые два месяца мы сдавали тесты и переходили на другую, более высокую ступень обучения, либо оставались в своем классе. Мы трое успешно сдавали все тесты, продвигаясь дальше. Однажды произошел такой случай. Приходим на занятия, и моя врач говорит:
 - Представляете, что вчера было: пришла к врачу, он улыбнулся и сказал какое - то слово, а я не поняла. Так стыдно стало! Думаю про себя - учу, учу, а не поняла одного слова. Извинилась и попросила повторить. А он улыбнулся и медленно, по слогам повторил: - "Са - ди - тесь". Представляете! Кошмар! Уже ум за разум зашел от этого английского.

   Закончив курсы английского, я почувствовала себя увереннее и решила искать работу. Первым долгом взялась за резюме. Сделать это непросто: надо знать, на что сделать упор, о чем говорить вскользь. Не следует акцентировать свою руководящую роль: хорошему специалисту легче найти работу, чем менеджеру. Здесь не стыдно, и даже поощряется, когда человек себя хвалит, подчеркивает свои положительные качества: активность, деловитость, даже агрессивность. А вот подробно говорить о семье не стоит.

   В Америке -  на какую бы работу человек не претендовал - он должен пройти интервью. Это - очень важный момент! Люди обучаются на специальных курсах, чтобы  удачно пройти интервью, чтобы первая встреча с потенциальным работодателем была результативной. Во - первых, Америке встречают по одежке. Одежда - ваша визитная карточка, по которой встречают и судят о вас. Все должно быть строго, скромно, выдержано в особых тонах: желательно черно - белых и из натурального шелка.

   Обувь и галстук  - наметанный глаз легко это определяет - должны быть дороже одежды, эксклюзивные, из дорогого магазина. Макияж - незаметный, ничего яркого, броского, все слегка подчеркнуто. Парфюм - тонкий, ненавязчивый. Что касается украшений, здесь существует правило: бриллианты и серебро - до 30 лет как и бижутерия после 40 - нонсенс.

   Все усвоили, оделись, навели марафет, пришли на интервью. Внимание! Если вам протянули для рукопожатия руку, пожать ее следует смело, решительно. Рукопожатие не должно быть вялым, робким. Особенно важно это для мужчины: его рукопожатие должно быть сильным, мужественным.

   Сесть на предложенный стул следует удобно, не на краешек. Разговаривать - спокойно, уверенно, приветливо. При необходимости уметь поддержать шутку. Отвечать на вопросы следует лаконично и только на заданный вопрос, не рассказывая историю своей жизни, семейные подробности. Очень важно - не жаловаться.

   Запомните: куда бы вы не пришли на интервью, вас встретят радушно, с улыбкой, но не обольщайтесь.  По внешнему виду работодателя вы не поймете, какое впечатление произвели на него.  Прощаясь, вам пожмут руку, улыбнутся, могут любезно проводить до двери, пожелать удачи, обещают позвонить и ... никогда не позвонят. И так может повториться не раз, но не отчаивайтесь! В конце концов все находят работу. Не всегда это то,  что хотелось бы, но надо учитывать многое: свой возраст, квалификацию, знание языка. Была у меня знакомая  бакинка - врач, немолодая женщина, которая в Америке работала в больнице ... санитаркой. Как она сокрушалась: - "В Баку меня так уважали, я жила как королева! А здесь судна таскаю!" Я ей  говорю: -" Понимаю, но тебе надо было корону оставить дома. Если ты приехала с короной, трудно будет. Ведь нас никто не приглашал сюда. Сами захотели, сами приехали".

   Итак, вас приняли на работу. Здесь уже свои правила. Одежда не главенствует: она - часть проявления человека, но должна быть продумана до мелочей: костюм соответствует обуви, прическа и макияж - костюму. Есть золотое правило: костюм должен соответствовать не социальному положению, а месту на служебной лестнице. Но всегда надо иметь в виду, что ваша одежда не должна быть дороже, лучше, чем одежда вашего непосредственного  начальника, тем более - начальницы! В этом смысле существует жесткий принцип: когда вас приняли на какую - то позицию в фирму, ваш костюм должен соответствовать вашей должности. И наоборот, если вы хотите получить высокооплачиваемую должность, то и костюм покупайте дорогой.

   В некоторых учреждениях, в контракте оговаривается даже цвет одежды, костюма. Если этого нет, то костюм может быть любого цвета, но лучше, если это полутона: бледно - зеленый, фисташковый, терракотовый, охристый. Если цвет костюма не классический -  черный, коричневый, серый - то строгость выдерживается кроем, фасоном. И, наоборот, если цвет классический, то крой - менее модельный.

   Статус мужчины определяют по его обуви и часам. Это, кстати, относится и к женщине. Нельзя позволить себе "донашивать" обувь; она всегда должна быть свежая, последней модели.

   В любое время года в учреждениях носят туфли. Поэтому осенью и зимой принято  обувь оставлять в офисе и переобуваться. Есть сапоги, которые позволительно носить в офисе, но они  о - о - очень дорогие.

   Естественно, мужчины ежедневно меняют сорочки, женщины - платья. Кстати, это общее правило, которого придерживаются с детства. Неписанный закон - белые сорочки мужчин, хотя есть учреждения, где по пятницам разрешаются цветные сорочки: голубые, серые, кремовые.

   Припоминаю случай, когда одному врачу, сорочка которого показалась не свежей, деликатно задали вопрос: - "Вы  не дома ночевали?"
   А как - то в понедельник, когда я собралась одеть тот же костюмчик, в котором была в воскресенье, моя дочка сказала:
 - Мама, ты вчера была в нем, переоденься.
 - Но вчера начальства не было, меня не видели, - возразила я. - И потом, я же переодеваюсь в белый халат. Фактически в костюмчике я вчера была 20 минут - по дороге туда и обратно.
 - Мама, ты забыла, что могут доложить! Это - Америка, и здесь принято все докладывать! У них это считается патриотизмом!

   Мой путь в медицинский офис  "CARRING PROFESSIONALS" не был усыпан розами, но об этом - в следующий раз.