На следующей выходите?

Юрий Ткаченко
Одним из неотъемлемых атрибутов городской жизни является наличие в нём общественного транспорта. Неважно, мегаполис это с небоскрёбами или маленький провинциальный уголок с одно - двух этажными домами, но если по его улицам колесят автобусы, троллейбусы или трамваи – это город.
Карасук получил статус города в 1954, а уже 1 декабря 1955 года на маршруты вышли первые автобусы. Горожане быстро оценили преимущества новинки. Добраться до работы или в гости быстрее и комфортней на автобусе, чем идти пешком.
В моё детство мы, пацаны, имели даже «автобусный блат» - родители одной знакомой девочки работали, как мы говорили, «на автобусе». Папа – водитель, а мама – кондуктор. Если у нас возникало желание прокатиться по городу, то мы собирались возле их дома. На обед они приезжали на автобусе и в его салоне мы ждали, пока они покушают, а потом отправлялись в путешествие. Места для пассажиров с детьми и инвалидов в начале салона мы не занимали, а как воробьи мостились на заднем сиденье и смотрели в окна. «Стройка», «Госпромхоз» - объявляла тётенька-кондуктор и призывала входящих на остановках: «Билетики, билетики. Не забываем оплачивать проезд!». Мы, кстати, тоже честно платили свои пятачки. Единственное, что доехав до конечной, мы могли проделать обратный путь «зайцами», безбоязненно. Но злоупотребляли мы этой «привилегией» редко. Катались мы по маршруту №1 «Депо – Совхоз», хотя было бы правильнее называть наоборот. И вот дав круг по городу, мы вылезали на конечной «Депо» и, забежав в один из его цехов попить холодной (и бесплатной) газировки быстрее автобуса пешком возвращались в Черёмушки.
За шестидесятилетнюю историю карасукского автобуса стёрся об асфальт не один протектор. Вместе с лобастыми ПАЗиками ушли в историю и кондуктора (сейчас пассажиров обилечивают сами водители), автобусные павильоны перестали быть похожими на навесы для дров и отпала необходимость мёрзнуть на остановках, гадая «Когда же придёт автобус?». Сегодня автобусы МУП «КомАВТО» обслуживают три основных маршрута, по которым не составит никакого труда переместиться в любую точку города. С мая по октябрь добавляются ещё два для дачников. Все машины оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, позволяющей контролировать соблюдение скоростного режима (от него напрямую зависит безопасность пассажиров) и отслеживать соблюдение расписания. Если автобус сбился с графика, система сообщает об этом диспетчеру, который оперативно вносит корректировку в расписание. В случае какой-либо внештатной ситуации, диспетчер так же практически мгновенно об этом узнает и может принять соответствующие меры. А чёткая, без сбоев работа общественного транспорта обоюдовыгодна. Зачем, к примеру, каждое утро зимой откапывать и прогревать личный автомобиль, когда проще (и значительно дешевле) доехать до работы на приходящем на остановку точно по расписанию автобусе? И автотранспортникам выгодно. Ведь больше перевёз – больше прибыли и получил. Может быть именно по этому, не смотря на большое количество личного транспорта, объём городских перевозок имеет положительную динамику роста. Если в 2014 году на городских маршрутах автобусами МУП «КомАВТО» было перевезено 620,8 тыс. человек, то в прошлом 2015 – уже 736,7 тыс. карасучан и гостей города воспользовались услугами общественного транспорта.
Мы частенько подтруниваем над городским автобусом – он и «не резиновый», и в нём «не дрова везёте». Не испытываем удовольствия от тесноты в салоне в час пик, но бесспорно это самый демократичный вид транспорта.
P.s.  Информация для девушек. Принц мечты не обязательно должен ездить на «Лексусе». Я знаю семейную пару, которая вытащила свой счастливый билет, когда-то случайно прижавшись друг к другу в переполненном автобусе и встретившись взглядами.